
Nukhazhiev_N_S__Umkhaev_Kh_S_-_V_poiskakh_natsionalnoy_identichnosti_-_2012
.pdfэтого дела опять собрались более 30 000 и напали на Назрановцев; бой продолжался три дня с упорным ожесточением и однако же Назрановцы, несмотря на превосходство сил неприятеля, восторжествовали, потеряв 38 человек убитыми, 99 ранеными, а неприятель, разбитый, увез убитых и раненых на 300 арбах. Осенью того же года неприязненные народы нападали на Назрановцев, неоднократно имели с ними дела, мы потеряли еще 80 человек убитыми, а со стороны неприятеля потеря составила до 200 человек. Таким образом, начиная с 1812 года до сих пор Назрановцыилисамидрались,защищаясвоюсобственностьипределы нового своего отечества, или под знаменами русскими в звании милиционеровучаствовалиприусмирениинепокорныхГорцевинаходились в восемнадцати сильных сражениях под предводительством разных командиров отрядов; проливая кровь для пользы Правительства, нигде не заслужили порицания, а более удостаивались милостивого внимания начальства и щедрых наград Великого нашего Монарха за отличную храбрость, оказываемую народом нашим в делах против Горцев.
Наконец, в прошлом 1841 году когда Чеченцы, Карабулаки и другие соседи наши, обманутые льстивыми обещаниями возмутителя Шамиля, отложились от подданства Русской державе, мы непоколебимо и ревностью продолжаем служить Государю Императору. 6, 7 и 8-го апреля сам возмутитель Шамиль с огромным скопищем окружил землю Назрановскую, тщетно старался он обольстить нас разными обещаниями, напрасно; видя нашу твердость, разорил наши жилища, уничтожил хлеб наш и, наконец, решась открыть сражение, направил на нас друзей и родных наших Карабулаков, и несмотря на это, Шамиль не мог восторжествовать, дружба, родство – все было нами забыто при мысли о долге присяги; 3 дня под Начальством любимого нами начальника Полковника Нестерова сражались мы брат против брата, не щадя жизни, и хотя со значительной потерею, однако одержали верх.
Но если Назрановцы, одушевленные преданностью Монарху, чувствуя пользу соединения с Россиею, и оказали некоторые мужества, то и милости щедрого Великого Государя превзошли все наши ожидания, общество наше удостоилось получить награду, которой завидуют все горские народы – знамя. С лишком 60 человек более других отличившихся удостоились получить чины, кресты, деньги и медали, мы чувствуем благость Государя Императора, чувствуем, что награждены с лишком сверх заслуг наших, и вот почему обращаемся к Вашему Сиятельству с всепокорнейшею просьбою: доставить нам случай самим в лице избранных нами 8-ми почетных Старшин принести в С.-Петербург Великому Монарху изъявление нашей верноподдани-
451
ческой признательности за те милости, которые изливались на нас до сих пор от щедроты Его Величества, мы сохранили глубокозапечатленными в сердцах наших Священные слова, изреченные Государем Императором в проезде Его Величества чрез Владикавказ; что, если кто осмелится изменить своему долгу, тот лишится навсегда Великой Его милости. Прошедшие дела наши ручаются Вашему Сиятельству за то, что мы еще не лишили себя счастья пользоваться милостями Государя в будущем, хотя будущее известно одному Богу, надеемся, что те же чувства будут одушевлять нас и детей наших. И если мы удостоимся счастья предстать пред лицом любимого Монарха, то мы просим ходатайства Вашего Сиятельства в пользу нашу, что вы за все бедствия, за все потери, претерпленные нами в продолжении 30 лет от беспрерывных войн с хищниками-соседями нашими, Государь Император воззрел на нашу бедность, в которой Ваше Сиятельство лично сами изволите удостовериться, чтобы за кровь, пролитую нами в это долгое время, мы, Назрановцы, и Карабулаки, оставшиеся верными своей присяге, были на будущее время освобождены от платежа податей, в случае, если таковые будут налагать на нас или потомков наших. Чтоб занимаемую нами теперь землю Правительство утвердило за нами и родом нашим на вечные времена, чтобы избавили нас от ответственности за открытие следов хищников, проходившим мимо аулов, с которыми мы не знаемся и которых мы всегда не можем укараулить, как они пробираются в ночное время в Русские пределы и к соседям нашим Осетинам, и наконец, чтобы родственники наши, высланные из отечества в Россию за маловажные проступки, были возвращены по рассмотрению справедливого нашего Начальства – в этом всем заключается прошениенаше,котороепредставляетмилостивомувниманиюВашего Сиятельства Назрановский и часть Карабулакской народы теперь всем обществом чрез почетных Старшин своих.
Назрановские Старшины
Прапорщики:
Гайты Мальсагов Ганжибей Мальсагов Чамик Марзабеков Джанход Бриков Арапхан Зауров Батырмурза Чириков
Неимеющие чинов:
Дошлуко Гамурзов
452
Абат Абаев Этги Марзабеков Черно Амирханов
Орусхан Мальсагов Аба Чеджев Тор Ханиев
Бурсук Мальсагов Дудур Добриев Дотга Джантигов Аксак Гуриев Калимет Ведзишев Бирляч Дидигов Ахмет Добриев Олмаз Газгиреев Хусейн Нальгиев Бузуртан Итиев Дош Цукуев Арсамак Дудыров Гантимир Битиев
Гачит Шишботов\Кулбиш Дзамурзиев Дзагик Хашельгов Антимир Экажев
Карабулакские Старшины
Прапорщик
Седи Даурбеков
Неимеющие чинов:
Кумык Темиров Умур Гагиев Тузурук Надзыгов Баташ Булгучев Алажуко Цугов Умур Бугучев Плаз Чорильгоев Эльмурза Наурузов
С подлинным верно, Коллежский асессор Ю. Арсеньев
(РГИА. Ф. 1268., оп. 1., д. 6, лл.1–8)
453
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
одате единения Ингушетии с Россией
Всвязи с обращением Республиканской научной конференции по вопросу «Обоснование исторической даты единения Ингушетии с Россией» и с особой значимостью для народа Ингушетии установления даты единения Ингушетии с Россией, а также на основании представленныхматериаловНародноеСобраниеРеспубликиИнгушетияпостановляет:
1.Признать 17 марта (4 марта по старому стилю) 1770 года датой единения Ингушетии с Россией.
2.ОбратитьсякПрезидентуРеспубликиИнгушетиявсоответствии
спунктом 18 статьи 70 Конституции Республики Ингушетия установить 17 марта праздничным днем и проводить торжества по случаю этой даты в годы, кратные пяти.
3.Рекомендовать Правительству Республики Ингушетия принять необходимые меры по увековечению даты единения Ингушетии с Россией.
4.Направить настоящее Постановление Президенту Республики Ингушетия, в Правительство Республики Ингушетия и в средства массовой информации Республики Ингушетия.
5.Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Народного Собрания |
|
Республики Ингушетия |
М.С. Сакалов |
г. Магас 25 марта 2004 г. № 68
454
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совмина СССР от 05.03.1982 № 183
об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Совет Министров СССР
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить в качестве временной меры, что в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР не подлежат прописке граждане, вновь прибывающиенапостоянноежительство,заисключениемлиц,указанных в пункте 1 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 678 «О некоторых правилах прописки граждан».
Предоставить право исполнительному комитету Пригородного районного Совета народных депутатов Северо-Осетинской АССР, в виде исключения, при наличии уважительных причин разрешать в отдельных случаях прописку граждан, на которых распространяются указанные ограничения.
2.Не подлежат прописке в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР лица, подпадающие под ограничения, предусмотренные пунктом 5 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 678.
3.Оформление договоров купли-продажи, мены и дарения жилых домов (части домов), принадлежащих гражданам на праве личной собственности в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР, производится в установленном законом порядке по согласованию с исполнительным комитетом Пригородного районного Совета народных депутатов.
Председатель |
|
Совета Министров СССР |
Н. ТИХОНОВ |
Управляющий Делами |
|
Совета Министров СССР |
М. СМИРТЮКОВ |
455
О ПРОШЛОМ НАЗРАНИ
Наш предок Кинда вышел из страны Шам-Сирии и поселился в Ингушетии. Шоа, сына Кинды, женили на дочери Сеска Солсы. Затем, по прошествии от Кинды шести поколений, родились три брата: Эга, Хамхи и Таргим. Они поселили на своих землях людей и заставляли их платить дань. Со временем трое братьев разделились. Один ушел жить в Таргим, другой – в Хамхи. Эга остался на месте. Затем размножилось их потомство и потомство поселенных ими людей. Жить им вместе стало тесно.
Трое знаменитых братьев сделали своим четвертым братом Евло. Прошло время, и потомки этих четырех братьев собрались вместе и стали решать, что делать, ибо жить им стало очень тесно. Договорились они и переселились жить в Ангушт. Там они прожили определенное время. И там им стало тесно. Вскоре люди решили поселиться на том месте, где теперь находится город Назрань, так как эта земля была тогда свободна, а жившие там когда-то черкесы еще ранее покинули ее и ушли далеко. «Как мы поселимся в Назрани? – стали думать люди и порешили. – Мы не сможем обосноваться, если не заручимся защитой Магомета-хаджи». Магомет-хаджи был имамом, пришел он с востока. За ним стояло много людей. Выселяющиеся на новые места люди выдвинули своим предводителем Карцхала Мальсагова, сына Орцхо, и сказали ему: «Трудись для нас».
Потрудился Карцхал и привел Магомета-хаджи с войском, который сказал людям: «Основывайте село на этом месте. Если кто нападет на вас, тому от меня будет больно». Пожелав благ, Магомет-хаджи и его воины ушли.
Вчесть этого события люди произвели обряд заклания белого быка
счерной головой. Бывшие при этом заклании вернулись в Ангушт и сказали: «Мы теперь имеем право основать свое село». Люди не желали выселяться, так как боялись. Тогда провели совет страны и выбрали восемьродов,аоткаждогородапожребиюотделилиподесятьдворов. Всего набралось восемьдесят дворов.
Снимибылимойотец.Онипоселилисьподолине,идущейотбашни Овлурга, и основали Назрань. Мирно прожили они там три года. Этим временем туда подселились дворы из именитых людей, и стало в селе более ста дворов. Как-то войско Магомета-хаджи – он сам не был
сним – шло в поход на Кабарду. Оно остановилось в Назрани. Воины
456
его убили одну лающую на них собаку. Потом войско ускакало в Кабарду. На обратном пути войско вновь вошло в село. Привязав своих коней, воины расположились обедать. Когда все они были заняты едой, Карцхал и молодежь села выбежали из своих домов и стали избивать их. Назрановцы разогнали все войско Магомета-хаджи.
Воины, уходя, захватили и ограбили село Батоко-Юрт. Двигаясь оттуда, они погнали вперед себя всю скотину, что паслась близ Назрани. Тогда жители Назрани бросились за ними в погоню, вновь побили их воинов и отобрали все, что у них было. Остатки воинов назрановцы прогнали через те места, где сливаются реки Яндырка и Сунжа.
Вернувшиськсебе,войскосталожаловатьсяМагомету-хаджи:«Ты сделал плохо для нас, посадив нам в засаду клыкастого кабана». Услышав это, Магомет-хаджи поклялся: «Создавшим меня Богом клянусь, что взрослых мужчин перебью, остальных уведу в плен, а Назрань развею в прах и пущу по ветру!».
Магомет-хаджи собрал воинов от всех народов, что живут вокруг, начиная от моря и до гор, и двинулся на Назрань, чтобы завоевать ее. Начиная от мавзолея Борга-каш и почти до Назрани тянулось его войско. За Магометом-хаджи было столько людей, что негде было упасть брошенной вверх шапке.
В те времена вокруг Назрани были большие леса. Сквозь них не мог продраться и олень. Леса простирались по всей Сунже. Лишь забрезжил рассвет, глянули люди и увидели большое войско от мавзолея Борга-каш и далее от него.
Сразу же собралось все село. Затем молодежь попросила Карцхала: «Когда войско войдет в село и начнут плакать и причитать наши женщины и дети, мы не сможем сразиться. Дай нам пойти навстречу врагам и с честью погибнуть».Заплакал тогда Карцхал: «Неужели Назрань, что мы основали, надеясь на хорошую жизнь, должна обагриться нашей кровью и развеяться по ветру?». Он разрешил молодежи выступить против врага.
ЗащитникипошлипопоймеСунжиипритаилисьнасклонегоры.В это время Магомет-хаджи и стоявший рядом с ним князь Шу обдумывали, как лучше направить войско на село. Среди вышедшей защитить своеселомолодежибыл старый охотник Чомак,сын Чожа.Он крикнул врагам: «Везде, где есть овраги или лощины, мы сожжем вас серным синим пламенем». Затем он выстрелил и уложил князя Шу, который стоял вблизи Магомета-хаджи. Со склона молодежь стала палить по вражескому войску. Все выстрелы молодежи достигали цели, выстрелы же врагов ее не достигали. Защитники сидели словно в башнях.
457
Поняв, что им не одолеть напавший отряд, войско врагов разделилось на три части и за час до захода солнца ринулось в село.
Вселе на четырех сваях стояла башня-вышка Тоды. В ней засели Карцхал и другие люди – всего восемь человек. Они стали стрелять из нее.Ответнымивыстреламиврагиубилиизнихчетверых.Оставшиеся
вживых телами убитых закрыли все проемы башни и высыпали весь порох на разостланную бурку. Двое заряжали ружья, Карцхал стрелял по врагам.
Из одной землянки тоже велся огонь по врагу. Это стрелял Ботка, сын Акбе, родом из Зауровых. Не видя возможности победить и находясь под двойным обстрелом, нападающие притаились у заборов, сараев и под сапетками. Они сумели поджечь вышку. Из нее выпрыгнули трое и остались невредимыми.
Вэтом селе в землянке жил слепой Тиймаж. «Наверное, и в ней затаился какой-нибудь кабан», – подумал один из врагов и сунул голову
вземлянку.
Тиймаж наугад ударил его топором по голове и убил.
Тем временем, стемнело. Тогда враги покинули Назрань. Из защитников погибло тринадцать человек, остальные стали готовить оружие и порох. «Завтра в бою все погибнем», – думали они.
Перед рассветом Карцхал послал людей в разведку в разные стороны, чтобы узнать, откуда враг начнет нападать. Посланные в одну сторону привели семерых пленных. Оказывается, враги воспользовались темнотой и удрали, сняв осаду, остались лишь те, кто заблудился в лесах.
Когда Магомет-хаджи собирался в поход, он говорил: «Я завоюю Назрань». Тогда сидевший рядом с ним муталим, говорят, сказал: «Я дам свою голову на отсечение, если услышу, что Назрань покорена».
После позорного ночного бегства вражеское войско проходило через село Фарта. В нем жила красавица Ака Тотам. Она спросила об их делах у Магомета-хаджи и его воинов. Не ответив на ее вопросы, они молча ушли своей дорогой. Стала она расспрашивать у воинов второго отряда. Но и они не дали ей ответа. В третий раз она спросила у одинокого всадника:
–Что получилось у вас? Почему воины ваших отрядов идут с опущенными головами?
Всадник ответил ей:
–Не одолели мы противника. Отовсюду, где были овраги или лощины, нас выжигали серным синим огнем. Клянусь тебе, из наших ста
458
восьмидесяти арб ни одна не возвращается, чтобы не лежал хотя бы один убитый или раненый.
Тогда Ака Тотам, говорят, сказала:
–Я готова выйти за любого назрановца, даже если он будет ростом
свершок!
Враги ушли. Вскоре наибы имама создали новый отряд и двинули его на Назрань. Теперь враги имели пушку, сделанную из дубового ствола, обитого железными обручами.
Со звуком «хар-р-р» вылетали ядра и, не долетая до Назрани, скатывались в низины. От их шума – а он становился все громче – люди проснулись и вышли из своих домов. Назрановцы собрались и вновь отбили врагов.
Время шло, Карцхала не стало. Отцом Назрани теперь стал Гейтий, сын Бятара. Он пошел и привел русское войско и заложил крепость с пушками. Назрань укрепилась. Русские стали прибывать и основали в стороне от Назрани город Владикавказ. Затем со своим отрядом на назрановцев напали черкесские князья Албаст и Элжарко. Назрановцы их убили. После этой победы царь наградил ингушей почетным знаменем.
(Рассказал Аушев Довт, 80-ти лет. Записал Магомед Керимович Аушев. Опубликовано: «Говзаме йоазош». ГIалгIай литературни юкъарала гулам. Издательство «Сердало». Буро (Владикавказ, 1931, с. 23–26).
459
ПРОКЛАМАЦИЯ КНЯЗЯ А.И. БАРЯТИНСКОГО
Александр Иванович БАРЯТИНСКИЙ, (14.05.1815 – 1879), князь, генерал-фельдмаршал.
Практически вся карьера Барятинского прошла на Кавказе, его воинские заслуги были отмечены орденами св. Георгия 4-й, 3-й и 2-й степени. Будучи назначенным главнокомандующим Кавказской армией и кавказским наместником, Барятинский покорил весь Восточный Кавказ (Чечню и Дагестан) и пленил ШАМИЛЯ. В отличие от предшественников, победы князю дались малой кровью, так как он не полагался слепо на военную силу, а учитывал обычаи горцев, умело играл на противоречиях в их среде, стремился дать им шанс в мирной жизни. Не случайно победитель и пленник относились с уважением друг к другу.
В своей Прокламации чеченскому народу (1860) Барятинский провозглашал: «Я желаю, чтобы вы воспользовались спокойною жизнью, отныне все силы ваши, которые столько лет тратили на разоряющую вас войну, обратите к мирным занятиям, как-то: к разработке полей, к ремеслам и торговле... Не имейте более никаких опасений и сомненийнасчетвашейбудущности.Выотнынедолжныбытьубеждены,что ваша вера, ваша собственность и ваши обычаи остаются неприкосновенными. Один только обычай кровомщения, как противный Богу и наносящий неисправимый вред лицам, должен быть уничтожен между вами. Каждый из вас, совершивший убийство вследствие канлы, будет судим по русским законам и подвергнут наказанию по определению суда».
Прокламация
При окончательном покорении Чечни и Дагестана я объявил уже вам изустно, что ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ в бесконечной милости своей, великодушно даровал прощение чеченскому народу за все враждебные его действия против нас в продолжение более 20 лет, за пролитую кровь Русских, за вред и убытки, причиненные нам во время войны.
Подтверждаю ныне письменно мои слова и объявляю снова, что все случившееся в продолжение этой бедственной для народа войны должно быть забыто навсегда. Отныне ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕ-
460