Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uchebn_posobie_Razvitie_Med_v_Rossii_2017

.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
27.05.2021
Размер:
1.07 Mб
Скачать

ды революционеров-демократов, то средой, дающей новые естественнонаучные теории, методы исследования, технические средства, были достижения естествознания.

В России традиции опытного естествознания берут начало с исследований М. В. Ломоносова и продолжались врачами конца ХУ111 и начала Х1Х вв. И.Е. Грузиновым, А.М. Филомафитским, А.Н. Орловским, И.Т. Глебовым.

Среди многочисленных открытий в этой области особенно большое значение имела разработка трех глобальных теорий, охватывающих все многообразие естественных явлений. Это были: закон сохранения и превращения энергии, разработанный трудами М.В. Ломоносова, А.Лавуазье, Ю.Майера, Д.Джоуля, Г.Гельмгольца; учение о клетке и клеточном строении организмов благодаря трудам Ф. Распайля, П.Ф. Горяинова, Л. Пуркинье; М. Шлейдена, Т. Шванна; эволюционное учение, разрабатывавшееся Ж. Ламарком, К. Вольфом, П.Ф. Горяиновым, К.Ф. Рулье, Н.А. Северцевым, А.Н. Бекетовым, Л.С. Ценковским и наиболее полное развитие получившее в труде Ч. Дарвина «О происхождении видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь» (1859).

Труды Чарльза Дарвина оказали самое глубокое влияние на развитие биологии и медицины. Русские ученые второй половины XIX века (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров, К.А. Тимирязев, А.О. и В.О. Ковалевские, И.И. Мечников, С.П. Боткин, А.Г. Захарьин, А.А. Остроумов, И.П. Павлов и др.) проделали грандиозную работу по пропаганде эволюционного учения и, развивая его дальше, подняли на более высокую ступень. Ч. Дарвин высоко ценил деятельность русских ученых, которые сделали Россию второй родиной дарвинизма.

Русскими учеными были заложены основы сравнительной эмбриологи (А.О. Ковалевский, И.И. Мечников), сравнительной гистологии (А.И. Бабухин и др.), патологии (И.И. Мечников), развито учение о природе наследственности и

70

изменчивости (К.А. Тимирязев), открыты явления фагоцитоза и изменчивости микроорганизмов (И.И. Мечников), открыты энергетические законы фотосинтеза (К.А. Тимирязев), явления бактериолизиса (Н.Ф. Гамалея), сделана смелая попытка найти физиологические основы психических процессов и объективные методы изучения высшей нервной деятельности (И.М. Сеченов), созданы основы современных представлений о физиологии пищеварения (И.П. Павлов).

Эти далеко не все крупнейшие открытия, сделанные в России, явились основой для признания принципов эволюционной теории и ведущего значения нервной системы в жизнедеятельности организма.

Особенно большое влияние на развитие медицины оказали достижения физиологии, которые разрабатывали И.М.Сеченов, И.П.Павлов и их ученики.

Выдающийся вклад в развитие основных теоретических концепций физиологии и медицины внес Иван Михайлович Сеченов (1829–1905), доктор медицины, профессор, член-корреспондент и почетный член Петербургской Академии наук. И.М. Сеченов вначале не собирался заниматься научной деятельностью, а выбрал военную карьеру. В 14 лет он поступил в Главное инженерное училище в Петербурге, после окончания которого стал служить в саперной части в Киеве. Однако вскоре оставил саперную службу и поступил на медицинский факультет Московского университета. Сокурсником И.М. Сеченова был будущий известный клиницист и ученый С.П. Боткин с которым его объединяли общность научных воззрений и общественных взглядов и дружба с которым продолжалась в течение всей жизни. В 1856 г. он закончил медицинский факультет Московского университета и был направлен за границу, где работал в лабораториях И. Мюллера, Э.Дюбуа-Реймона, К.Людвига, Г. Гельмгольца. Вернувшись в Россию, И.М. Сеченов защитил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения» (1860).

Его классические исследования по физиологии дыхания и крови, газообмену в жидкостях и обмену энергии легли в основу последующего развития

71

авиационной и космической физиология и медицины. Для экспериментального изучения процессов дыхания ученый создал несколько приборов и аппаратов, например абсорбциометр – прибор для извлечения газов из крови и поглощения их цельной кровью и плазмой, что позволило изучать напряжение газов в крови.

Основная часть научной деятельности И.М. Сеченова была посвящена работам в области физиологии высших отделов центральной нервной системы и нервно-мышечной физиологии. И.М. Сеченов считал, что все акты сознательной в бессознательной жизни являются рефлекторными. Рассматривая рефлекс как главный инструмент деятельности нервной системы, он пришел к выводу, что в основе сложных психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены физиологическими методами. В нейрофизиологии И.М. Сеченов заложил основы учения о торможении, доказав, что оно является таким же важным процессом нервной деятельности, как и возбуждение.

Применив свою оригинальную методику исследования, И.М. Сеченов обнаружил в головном мозге лягушки центры подавления рефлексов. Эти центры, находящиеся в зрительных буграх головного мозга, вызывающие торможение скорости наступления рефлекторных актов, получили название «сеченовских», а тормозящее влияние, вызываемое ими, стало называться «центральным или сеченовским торможением». Результаты этих исследований планировалось издать в научно-популярном журнале «Современник», редактором которого были Н.Г. Чернышевский, а затем Н.А. Некрасов, но статья была запрещена цензурой. Под другим названием «Рефлексы головного мозга» (1863), труд был напечатан в «Медицинском вестнике», а затем вышел отдельным изданием и получил огромный научный резонанс. За эту работу против ученого даже было возбуждено судебное дело, а в вину ему ставили низкую цену книги и пропаганду материалистических взглядов, которые в то время не приветствовались. И.М. Сеченов был настроен очень решительно и заявил, что явится в суд вместе с лягушками, проведет в зале суда эксперименты, а желающие пусть опроверг-

72

нут полученные результаты. Судебное дело было благоразумно закрыто, чтобы не привлекать внимание к достаточно известному ученому. «Рефлексы головного мозга» издавались 16 раз на русском языке и были переведены на французский, английский и другие языки. И. П. Павлов назвал работу «гениальным взмахом сеченовской мысли».

Завершающий этап научной деятельности И.М. Сеченова был посвящен проблемам физиологии труда, а исследования в этой области («Три восьмерки») явились основой для развития гигиены труда. Им было физиологически проверено и обосновано, что человеку необходимо в сутки восемь часов для отдыха, восемь часов для работы и восемь часов для сна. Это исследование было необходимо рабочим, выступавшим с требованим 8-и часового рабочего дня.

И.М. Сеченов, будучи человеком самых демократических убеждений, поддерживал дружеские связи с Н.Г. Чернышевским, С.П. Боткиным, Д.И. Менделеевым, И.И. Мечниковым, Н.Е. Введенским, его идеалом был великий предшественник Н.И. Пирогов. И.М. Сеченов создал крупную физиологическую школу в России в лице его учеников профессоров Н.Е. Введенского (1852– 1922) – автора классического исследования о возбуждении и торможении как фазах единого процесса и учения о парабиозе; А.А. Ухтомского (1875–1942), Б.Ф. Вериго (1860–1924), развивавших дальше вопросы физиологии возбудимых тканей; М.Н. Шатерникова (1870–1939), изучавшего газообмен, физиологию питания; В.В. Пашутина (1845–1901) – основателя новой дисциплины – патологической физиологии.

Профессор Виктор Васильевич Пашутин (1845-1901) – ученик Ивана Михайловича Сеченова, является одним из талантливых наших земляков. Он родился в г. Новочеркасске, окончил гимназию, дальнейшая его творческая и научная деятельность проходила в Петербурге, Казани. В 1874 году в Казанском университете В.В. Пашутиным была создана первая в России кафедра общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии). Он кардинально

73

переработал курс общей патологии в Казанском университете, придав ему экс- периментально-физиологическое направление, а через пять лет возглавил кафедру общей и экспериментальной патологии в Военно-медицинской академии в Петербурге, начальником которой он был в течение 10 лет. Основное направление научных исследований – нормальная и патологическая физиология. Профессору В.В. Пашутину принадлежат фундаментальные исследования по газообмену, пищеварению и деятельности желез внутренней секреции. Ученый сконструировал первый в мире аппарат высокой точности для измерения газообмена, разрабатывал проблемы нарушения обмена веществ и терморегуляции, кислородной и витаминной недостаточности. Его перу принадлежат двухтомное руководство «Лекции по общей и экспериментальной патологии» и «Курс общей и экспериментальной патологии», которые долго являлись основными учебниками по патологической физиологии. Академик Иван Петрович Павлов называл его лучшим русским патологом. Он первым ввел термин «патологическая физиология» и явился создателем первой отечественной научной школы патофизиологов (профессора В.В. Подвысоцкий, П.М.Альбицкий, Н.И. Лунин, В.К. Высокович, А.Б. Фохт, И.И. Мечников и др.).

На дальнейшее развитие идей нервизма, составивших основное направление развития отечественной физиологии, имели влияние труды Ивана Петровича Павлова (1849–1936) по изучению закономерностей деятельности пищеварительной системы и высшей нервной деятельности.

После окончания в 1879 г. Медико-хирургической академии И.П. Павлов был приглашен С.П. Боткиным для работы в физиологической лаборатории при его клинике. Здесь он выполнил докторскую диссертацию «Центробежные нервы сердца» (1883) и начал работы по пищеварению. Проработав два года в лабораториях Р. Гейденгайна и К. Людвига в Германии, И.П. Павлов вернулся в лабораторию С.П. Боткина. В 1890 г. он был избран профессором фармакологии (позже физиологии) Военно-медицинской академии, где работал до 1925 г., и

74

одновременно заведовал физиологическим отделом в Институте экспериментальной медицины.

Исследованиями И.П. Павлова и его сотрудников был установлен принцип нервно-рефлекторной регуляции пищеварения и обмена веществ. В частности, в опытах на животных было доказано, что блуждающий нерв может увеличивать секреторную деятельность желудка. Доказано также, что в зависимости от характера пищевого или вкусового раздражения секреторная реакция имеет качественные различия. В 1904 г. за выдающиеся достижения в области физиологии пищеварения И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии.

И.П. Павлов ввел в практику физиологических исследований метод хронического эксперимента, который дал возможность изучать организм практически здорового животного и экспериментально обосновывать принципы нервизма.

Исследования в области пищеварения привели И.П. Павлова к созданию учения об условных рефлексах, что ознаменовало новую эпоху в изучении процессов высшей нервной деятельности – одно до величайших достижений естествознания XX века. Метод условных рефлексов открыл возможность опытным путем познавать сложные связи организма с внешней средой, раскрыть закономерности деятельности организма как единого целого.

Важными направлениями в развитии патологии в XIX веке были гуморальная и целлюлярная теории. Основной причиной болезней венский патолог К. Рокитанский (1804–1874) считал нарушение состава жидкостей (соков) организма. Местный патологический процесс он рассматривал как проявление общего заболевания, что было положительной стороной его концепции. В середине XIX века гуморальная теория вошла в противоречие с новыми фактическими данными. Применение микроскопа расширило возможности морфологического анализа в норме и патологии.

75

Р. Вирхов (1821–1902), основатель целлюлярной патологии, видел в клетке самодовлеющий организм и различные анатомо-гистологические изменения ее считал за сущность болезни. Внедрение метода микроскопии позволило Р. Вирхову изучить на клеточном уровне явления лейкоцитоза, эмболии, тромбоза, лейкемии, воспаления, жирового перерождения и другие патологические процессы. Однако теория Р. Вирхова абсолютизировала клетку, превращая организм в сумму клеток, а патологию в патологию изолированных клеток, что противоречило учению о целостности организма. Некоторые положения теории клеточной патологии были подвергнуты критическому анализу учеными России. Одним из них был профессор Алексей Иванович Полунин (1820–1888), возглавивший первую кафедру патологической анатомии медицинского факультета Московского университета в 1849 г. Он первый познакомил русских ученых с трудами Р. Вирхова, переведя их на русский язык, и считал, что для организма одинаково важны и соки, и твердые частицы, что изменения, происходящие в одних, влекут за собой изменения в других.

А.И. Полунин дал патологоанатомическое описание холеры, первый установил на основании вскрытий излечимость легочного туберкулеза.

В 1859 г. в Медико-хирургической академии в Петербурге была открыта кафедра патологической анатомии, возглавил ее М.М. Руднев (1837–1878). М.М. Руднев впервые ввел практические занятия студентов по патологической гистологии, подчеркивал значение патологической анатомии для клиники, признавал роль нервной системы в патологических процессах.

Новый плодотворный период в биологии и медицине связан с достижениями в области микробиологии (бактериологии).

Начало научной экспериментальной микробиологии связано с открытиями французского химика Луи Пастера (1822–1895) и немецкого врача Робер-

та Коха (1843–1910).

76

Л.Пастер опроверг гипотезу самопроизвольного зарождения жизни, установил причину болезней вина и пива, шелковичных червей, заложил основы представлений об искусственном иммунитете (на примере куриной холеры), впервые создал вакцины против сибирской язвы и бешенства.

Р. Кох первым предложил метод выращивания чистых бактериальных культур на плотных питательных средах, открыл возбудителей туберкулеза (палочка Коха), холеры, чумы рогатого скота, сонной болезни, получил бактериальный препарат туберкулин (применяется в диагностических целях), окончательно установил этиологию сибирской язвы.

Открытия Л. Пастера послужили основой для развития медицинской микробиологии и борьбы с инфекционными болезнями. В 1885 г. он открыл в Париже первую в мире антирабическую станцию, а в 1886 г. такая станция была создана в Одессе на базе бактериологической лаборатории – первая в России и вторая в мире.

Основателем научной школы отечественных микробиологов был Л.C. Ценковский (1822–1887) – известный своими работами в области ботаники, бактериологии (разработал способы получения и сохранения вакцины против сибирской язвы), описал более 40 новых микроорганизмов.

Важное значение имели исследования ученых Г.Н. Минха (1836–1886) и О.О. Мочутковского (1845–1903). Им принадлежит приоритет в установлении путей передачи сыпного и возвратного тифа (через кровососущих насекомых). Г.Н. Минх также занимался изучением чумы, сибирской язвы, проказы, установил инфекционную природу последней.

Впервые в России преподавание бактериологии было введено профессором Г.Н. Габричевским (1860–1907) в Московском университете в 1892 г. Основные труды Г.H. Габричевского посвящены этиологии и лечению дифтерии, скарлатины, возвратного тифа, чумы, малярии. В 1895 г. он основал в Москве

77

Бактериологический институт, а в 1897 г. организовал Российское бактериологическое общество.

В 1890 г. на базе антирабической станции в Петербурге был открыт Институт экспериментальной медицины – первое крупное научноисследовательское учреждение в дореволюционной России. Главное направление деятельности института – изучение заразных болезней людей и животных. В институте сложилась крупная школа отечественных микробиологов и эпидемиологов (профессора С.Н. Виноградский, Д.К. Заболотный, В.И. Исаев, Л.А. Тарасевич, В.Л. Омелянский). Д.К. Заболотный основал первую в России кафедру микробиологии в Петербургском женском медицинском институте

(1898).

На основе достижений микробиологии выделяются новые дисциплины: вирусология и иммунология. Основы вирусологии были заложены Дмитрием Иосифовичем Ивановским (1864–1920), который доказал существование возбудителей болезней растений, невидимых в обычные оптические микроскопы и опубликовал в работе «Мозаичная болезнь табака» (1892). В результате исследований ученый пришел к выводу, что мозаичная болезнь табака вызывается бактериями, проходящими через фильтр Шамберлана, которые не способны расти на искусственных средах. В 1903 г. Д.И. Ивановский защитил докторскую диссертацию «Мозаичная болезнь табака» и в том же году был назначен ординарным профессором Варшавского университета. Имя Д.И. Ивановского, как основоположника науки о вирусах, стоит наравне с именами Пастера, Мечникова и др. ученых, положивших начало современной микробиологии и создавших научные основы борьбы со многими болезнями человека и животных. Д.И. Ивановский вошел в историю биологической науки не только как основоположник учения о вирусах, но и как крупнейший физиолог растений. Его учебник «Физиология растений» в течение многих лет был лучшим пособием при изучении курса физиологии растений в вузах страны. Дмитрий Иосифович

78

был прекрасным лектором и педагогом в Петербургском, Варшавском и Донском университетах, его учениками являлись известные ученые. В 1915 году Д.И.Ивановский эвакуировался вместе с Варшавским университетом в Ростов- на-Дону, где заведовал кафедрой анатомии и физиологии растений. Умер он 20 июня 1920 года, похоронен на Братском кладбище в Ростове-на-Дону, где установлен памятник. На доме, где он жил, имеется мемориальная доска, его именем названа улица в Ростове. В 1950 г. Институту вирусологии АМН СССР было присвоено имя Д.И. Ивановского, учреждена премия за лучшую работу по вирусологии, в 1970 г. перед зданием института установлен бюст ученого. Продолжил исследования в области вирусологии Николай Федорович Гамалея

(1859–1949).

Основоположником иммунологии явился крупнейший русский биолог, патолог, бактериолог Илья Ильич Мечников (1845–1916) – создатель фагоцитарной теории иммунитета, один из основоположников эволюционной эмбриологии. В 1908 г. И.И. Мечников вместе с П. Эрлихом – создателем гуморальной теории иммунитета, был удостоен Нобелевской премии.

Русское естествознание и медицинская наука в XIX – начале XX века в области морфологии, физиологии, патологии, микробиологии и иммунология заняли передовое место в мировой науке, дали крупных ученых и создали научные школы, обогатили мировую науку новыми прогрессивными и ценными идеями и открытиями. К.А. Тимирязев в очерке о развитии естествознания в России писал: «Не пробудись наше общество к новой кипучей деятельности, может быть, Менделеев и Ценковский скоротали бы свой век учителями в Симферополе и Ярославле, правовед Ковалевский был бы прокурором, юнкер Бекетов – эскадронным командиром, а сапер Сеченов рыл бы траншеи по всем правилам своего искусства».

79