Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Uchebn_posobie_Razvitie_Med_v_Rossii_2017

.pdf
Скачиваний:
32
Добавлен:
27.05.2021
Размер:
1.07 Mб
Скачать

улице. В настоящее время сохранилась одна из пристроек Аптекарского двора позади здания Музея русской архитектуры.

В1712 г. во время большого пожара в Москве Аптекарский двор сгорел,

ив 1716 г. Указом Петра I Аптекарский приказ был заменен новым учреждением – Аптекарской канцелярией.

Представляет интерес Царский Указ об улучшении медицинского обслуживания в Московском государстве, изданный в конце XVII столетия. Указ называется «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском приказе». В нем отмечалось, что «доктора и аптекари не имеют между собой доброго согласия», безо всякой причины между ними наблюдалась часто «вражда, ссора, клевета и нелюбовь». Отсюда у младших чинов к докторам и аптекарям «непослушание», в делах «нерадение». В Указе сказано, что при таком положении изготовленные лекарства вместо пользы могут причинить людям страдание. Для наведения порядка в медицинском деле и в аптеках Указом предписывалось каждому доктору и аптекарю принимать присягу и клятву. При этом отмечалось 10 пунктов для исполнения. Вот наиболее важные из них:

«2-3 раза в год смотреть аптеку и негодные лекарства по совету докторов выкидывать вон»;

Особая строгость приписывается при изготовлении лекарств царю. Изготовленное лекарство до приема царем доктор должен «надкушать и ждать, пока благое действие совершится»;

В случае ухода с дежурства лекаря или аптекаря Указ предписывает производить «вычет из государева жалования».

Как видно из содержания Указа, он в определенной степени регламентировал работу докторов, аптекарей и лекарей.

В XVII веке Россия вела продолжительные войны с Турцией, Польшей, Швецией. Отсюда была потребность в лечении раненых воинов и проведении санитарных мероприятий в войсках и среди населения. Лекари-ремесленники не

30

могли в достаточной мере удовлетворить эти потребности. Перед правительством встал вопрос о более широкой подготовке врачей. Для того чтобы иметь своих, русских врачей, ученики направлялись на обучение к иностранным врачам, служившим в России.

Государство также посылало учеников и за границу обучаться медицинским наукам. В основном это были дети иностранцев, проживавших в России. Однако это не привело к существенному увеличению числа врачей. Поэтому встал вопрос об организации государственной врачебной школы при Аптекарском приказе. В 1654 г. была открыта школа русских лекарей, или лекарская школа.

Вшколе русских лекарей в течении 5-7 лет за счет государства обучались дети стрельцов и духовенства. Обучение начиналось со сбора трав под руководством опытных травников, затем продолжалось в аптеке. С четвертого года обучения учеников распределяли между лекарями для изучения хирургии и техники наложения повязок. С лекарями ученики ездили в места расположения войск. Окончивших школу направляли в полки в звании подлекарей. В полках они должны были показать свои знания, после чего Аптекарский приказ утверждал их в звании «русских лекарей».

Из-за тяжелых условий жизни и учебы некоторые ученики оставляли школу и спасались бегством. В таких случаях издавалась грамота о розыске беглеца и возвращении его в Аптекарский приказ для продолжения учебы.

Вотличие от схоластического, чисто книжного обучения медицине на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы, обучение русских врачей в Московском государстве XVII века носило практический характер.

В1658 г. монах Чудова монастыря Епифаний Славинецкий перевел с латинского на русский язык сочинение А. Везалия «О строении человеческого тела». Епифаний Славинецкий окончил Краковский университет и преподавал в

31

Киево-Могилянской академии, затем в лекарской школе при Аптекарском приказе. Как одаренный и образованный человек, он знал медицину, астрономию, географию, педагогику и филологию.

Аптекарский приказ имел достаточно хорошую для того времени медицинскую библиотеку и штатного переводчика, в обязанности которого входило переводить те книги, которые могли быть полезными при овладении медициной. При переводе иностранных медицинских книг в них вносились изменения и дополнения, исходя из опыта русской медицинской практики. Русские переводчики сопровождали перевод своими комментариями, приводили названия местных лекарственных растений, добавляли целые главы, посвященные растениям, встречавшимся на Руси.

ВXVI веке и особенно в XVII веке, в Московской Руси получили широкое распространение рукописные книги медицинского содержания: «Травники», «Лечебники», «Аптеки», «Вертограды». До нашего времени сохранилось более 200 таких медицинских рукописных книг. Некоторые из них представляли собой переводы Гиппократова сборника, сочинений Аристотеля, Галена и др.

Главной задачей травников было распространение медицинских знаний среди грамотных людей.

Школа русских лекарей за 50 лет подготовила более 100 лекарей, что было, конечно недостаточно для России. Более серьезные преобразования в области медицинского образования произойдут с приходом к власти Петра I.

ВXVII веке в Москве появляются гражданские больницы. Так, боярин Ртищев частично на собственные средства, частично на пожертвования создал в Москве первую гражданскую больницу на 15 коек. В 1682 г. был издан указ: построить в Москве две богадельни для призрения убогих.

Одну из больниц предполагалось использовать как медицинскую школу. Такое сочетание лечения больных и обучения будущих врачей является прогрессивным моментом в медицинской практике того периода.

32

В России право присуждения ученой степени доктора медицины было узаконено лишь в XVIII столетии. Однако еще в период образования Московского государства русские выезжали в Западную Европу для получения не только врачебного образования, но и ученой степени доктора медицины.

Первыми русскими докторами медицины стали Георгий из Дрогобыча и Франциск Скорина из Полоцка.

Георгий из Дрогобыча (ок. 1450 – 1494) – один из первых русских, поступивший в Краковский университет на медицинский факультет. Закончив его, он получил степень бакалавра, затем – магистра и, наконец, доктора медицины и философии. Некоторое время он заведовал кафедрой в Болонском университете, затем был ректором того же университета. Вернувшись в Краков, он заведовал там кафедрой университета, читал лекции по медицине. Из его научных работ известна книга «Прогностика», изданная в Риме (1483) на латинском языке.

Другой российский врач – Франциск Скорина, человек выдающихся способностей, не нашел на родине условий для применения и развития своих знаний. Он также закончил Краковский университет, получил степень доктора медицины в Падуанском университете. Наряду с медицинской практикой Скорина занимался и культурно-просветительской деятельностью как переводчик и издатель.

Еще один русский врач – Петр Васильевич Посников (1676 -1716) окончил в Москве Славяно-греко-латинскую академию и был послан Петром I за границу для продолжения изучения медицины. В Падуе он получил степень доктора медицины (1696). Но, поскольку Посников хорошо владел иностранными языками, после возвращения в Россию, он по решению Петра I использовался на дипломатической работе в Голландии, Франции и Англии.

Известны имена и других первых отечественных докторов медицины: Иван Алманзенов, Андрей Кельдерман, Степан Кириллов, Роман Рылеев и др.

33

С развитием медицины в Московском государстве связан второй этап истории медицины. Образование централизованного Московского государства способствовало зарождению государственной медицины, открытию аптеки, больниц, лекарской школы. Русские лекари умели распознавать и лечить болезни, составлять «дохтурские сказки» (истории болезней). Борьба с эпидемиями велась в общегосударственном масштабе. В XV–XVII веках появились первые отечественные доктора медицины.

В XVI–XVII веках в Московском государстве были подготовлены условия для коренных сдвигов и преобразований, которые произошли в отечественной медицине в XVIII веке.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какая новая форма организации медицинского дела появилась в России?

2.Функции Аптекарского приказа в первые годы своего существования?

3.Задачи Аптекарского приказа после расширения функций?

4.Когда было создано первое учебное медицинское заведение в России, и какие формы обучения в нем существовали?

5.Первые доктора медицины в России в XVI-XVII вв.

34

Тема 4.

Медицина в России в XVIII веке

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Показать становление отечественной медицины в этот период, ее самобытный характер, естественнонаучные тенденции.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ. На рубеже XVII–XVIII веков в экономической, политической и культурной жизни России произошли крупные перемены. Стали складываться новые товарно-денежные отношения, шло формирование российского капиталистического рынка. Начало XVIII века ознаменовалось петровскими реформами, которые явились толчком к дальнейшему росту экономического потенциала страны. Реформы Петра I, подготовленные всем ходом исторического развития, имели целью создать сильную, независимую державу, способную отстоять свои жизненные интересы и занять достойное место среди других государств.

Преобразования Петра I значительно способствовали и развитию медицинского дела, отличительной особенностью которого продолжал оставаться государственный характер. Несмотря на трудности, связанные с проведением масштабных реформ, государство стремилось проявлять заботу об охране здоровья граждан, в первую очередь военных, расходуя на это значительные суммы из казны и управляя всей медициной в стране.

Петр I всегда интересовался медициной, присутствовал на вскрытиях трупов, занимался анатомией и малой хирургией. Он был знаком с известными естествоиспытателями и врачами Западной Европы: Г.Бурхааве, Ф.Рюйшем, А. ван Левенгуком, И.Ньютоном, интересовался их научными достижениями. У Ф.Рюйша Петр I приобрел за 30.000 голландских гульденов знаменитый анатомический кабинет "монстров" (рожденные с пороками развития), экспонаты которого сохранились до настоящего времени в музеях Санкт-Петербурга и Казани.

35

Больше всего сил, времени и денег уходило на войны, т.к. проводить реформы и преобразования в стране можно было только, при отсутствии угрозы нападения извне. На северо-западе – это длительная двадцатилетняя (Северная) война со Швецией, в результате которой Россия получила выход в Балтийское море, а на берегу Финского залива в 1703 г. был заложен г. Санкт-Петербург (город Святого Петра). На юге велась война с Турцией за выход в Азовское, а затем и Черное море. А на юго-востоке – война с Персией (Ираном) за выход на Северное побережье Каспийского моря.

При Петре I в России впервые были созданы постоянная армия и регулярный флот (военный и торговый). В период военных действий было много раненых, которых надо было лечить, т.е. возникла острая потребность в военных врачах, а также – необходимость в обучении медицине.

Петр I направлял русских людей на обучение в лучшие западноевропейские университеты (Лейденский, Падуанский, Краковский и др.). Так, в 1692 г. им был направлен в Падую П.В.Посников, который блестяще защитил докторскую диссертацию и вернулся в Россию. К сожалению, в дальнейшем П.В.Посников не смог применить свои знания медицины в полной мере, так как был использован на дипломатической службе.

В начале XVIII века Петр I пригласил из-за границы 150 специалистов, в том числе медиков для налаживания производства и медицинского дела в России. Однако все это требовало больших затрат и не решало проблемы. Поэтому целью государя являлось с помощью иностранцев готовить в России своих специалистов, в том числе и медиков. Для этого стали создаваться первые постоянные военные госпитали (морские и сухопутные) при которых открывались лекарские (госпитальные) школы.

Первый постоянный сухопутный военный госпиталь был основан в Москве (ныне Главный военный госпиталь им. И.Н.Бурденко) в 1707 г., а при нем была открыта госпитальная школа. Позднее госпитали и школы при них созда-

36

вались в Петербурге (1718), Кронштадте (1720), Ревеле (1720), Казани (1722), Астрахани (1725) и других городах. При жизни Петра I было создано 10 госпиталей и более 500 лазаретов. На здании Адмиралтейского госпиталя в СанктПетербурге начертаны слова Петра I: «Здесь всякий изнеможенный служивый найдет себе помощь и успокоение, которого ему доселе не было, дай только Бог, чтобы никогда многие не имели и нужды сюда быть приводимы».

Первый госпиталь и госпитальную школу в Москве возглавил Николай Бидлоо, сформировавшийся как врач под влиянием взглядов Г. Бурхааве, который был приглашен в Россию Петром I и занимал вначале должность лейбмедика. Это был высокообразованный врач, прекрасный анатом, хирург и акушер, знаток живописи, архитектуры, музыки, исключительно честный, принципиальный, доброжелательный, энергичный и настойчивый человек. Он создал проект, осуществил постройку госпиталя и явился основателем профессионального медицинского образования в России.

В школу принимались выпускники семинарий и московской Славяно- греко-латинской академии, знавшие латынь. Это были молодые люди демократического происхождения, выходцы из низших слоев общества, прежде всего из мелкого духовенства, мастеровых, казаков и солдат; были среди них и лекарские дети. Вынужденные добиваться всего собственным трудом, они и на учение смотрели как на труд и в большинстве своем занимались с охотой.

В программу 5–7- летнего обучения входили анатомия, хирургия с десмургией, внутренние болезни с патологоанатомическими вскрытиями, «материя медика» (аптекарская наука), латынь и рисование. Из-за отсутствия учебников преподавание велось по рукописным книгам, автором которых был Н. Бидлоо, и книгам известных европейских ученых. Обучение анатомии проводилось на трупах, остеологию изучали по скелетам и отдельным костям. Аптекарскую науку преподавали аптекари госпиталя Х. Эйхлер, затем – И. Маак. При госпитале имелся аптекарский огород, а летом и осенью ученики вместе с аптекарем

37

отправлялись за город для сбора лекарственных растений и пополнения госпитальной аптеки. Внутренние болезни включали частную патологию и терапию. Хирургию преподавал Н. Бидлоо, а десмургию – его помощник лекарь А. Репкен и подлекарь Ф. Богданов. После окончания обучения выпускник не только сдавал теоретические экзамены, но должен был выполнить самостоятельно 3–4 операции на трупе, т.е. показать свои знания как хирурга и анатома. Выпускников госпитальных школ, которые были компетентны и в хирургии, и в терапии, направляли в армию и на флот. Таким образом, программа обучения будущих врачей в Московской госпитальной школе была насыщенной, не уступая, а кое в чем и превосходя программы медицинских факультетов западноевропейских университетов, в большинстве которых все еще господствовала схоластика. Основное преимущество заключалось в практической подготовке будущих врачей у постели больного, высоком общеобразовательном уровне. Первым русским главным врачом Московского госпиталя стал М. И. Шеин, в госпитальной школе он преподавал хирургию. Он же составил первый отечественный атлас по анатомии на латинском языке, иллюстрации к которому выполнил сам, т.к. прекрасно рисовал. Система обучения в госпитальных школах постоянно совершенствовалась. Среди преподавателей было немало талантливых педагогов и ученых, таких как К.И. Щепин, П.И. Погорецкий, К.О. Ягельский, Г.Ф. Соболевский, М.М. Тереховский, Н.М. Максимович-Амбодик, М.И. Шеин, П.М. Шумлянский, Л.Ф. Шафонский, Ф.Т. Тихорский. В 1762 году Московскую госпитальную школу впервые возглавил русский доктор медицины К.И. Щепин и он же первым стал читать лекции по анатомии и хирургии на русском языке.

Несмотря на все затруднения, подготовка отечественных медиков в госпитальных школах полностью оправдала себя и просуществовала почти весь XVIII век. После реформы медицинского образования, проведенной первым президентом медицинской канцелярии П.З.Кондоиди, в госпитальных школах стали преподавать физиологию, акушерство, детские болезни, была усовершен-

38

ствована экзаменационная система. В 1786 г. госпитальные школы были отделены от госпиталей и преобразованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. на базе училищ в Москве и Петербурге созданы Медико-хирургические академии.

При Петре I были сделаны попытки организовать учет рождаемости и смертности: духовенству вменялось в обязанность вести метрические книги, куда заносились сведения о родившихся и умерших лицах мужского пола. Такой односторонний учет существовал да конца XIX века, когда в 1897 г. была проведена первая всеобщая перепись населения России.

Организацию медицинского дела в России в 1716 г. осуществляла созданная вместо Аптекарского приказа Медицинская канцелярия во главе с архиатром (верховным врачом). Первым архиатром стал доктор Р. Эрскин (шотландец, потомок знатного дворянского рода), близкий соратник и друг Петра I. Таким образом, сохранялся и укреплялся государственный характер медицины. Медицинская канцелярия становилась главным органом управления медицинским делом, ей подчинялись все медицинские учреждения, какому бы ведомству или частным лицам они не принадлежали. Год ее основания стал важной датой в истории отечественной медицины XVIII века. В период архиатрства Р. Эрскина в Петербурге были учреждены Адмиралтейский и сухопутный госпитали, основаны лазареты в Москве, Ревеле, Кронштадте и других городах. Открывались «вольные» (частные) аптеки под контролем Медицинской канцелярии, организовывались и расширялись Аптекарские огороды, где выращивались целебные растения. В Москве такой огород (ныне ботанический сад) был заложен в 1706 г. В 1716 г. был принят Воинский устав (Регламент) согласно которому предусматривался определенный штат медперсонала в армии и на флоте. В начале XVIII века было положено начало женскому уходу за больными в госпиталях. Петр I издал указ (1722) о назначении монахинь в госпитали. И вскоре в некоторые госпитали были назначены старицы с помощницами для надзора за

39