Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВСЯ ЛИТРА.docx
Скачиваний:
128
Добавлен:
30.04.2021
Размер:
123.22 Кб
Скачать

Тема 6. Экзистенциализм в литературе

6.1. Экзистенциализм во французской литературе

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – фи­лософское идеалистическое учение, в центре которого – бытие индивидуума, каким оно дано сознанию, реакция философии человека против философии идей и философии вещей. Имея дол­гую европейскую традицию – от античной философии Платона к работам германских, скандинавских, русских мыслителей начала XX века, экзистенциализм становится популярным во Франции благодаря писателям-философам Жану-Полю Сартру, Альберу Камю, Симоне де Бовуар, Андре Мальро. Расцвет литературы, связанной с экзистенциализмом, падает на конец 30-х годов, время поражения Народного фронта и Мюнхенского предательства, на годы второй мировой войны и первое послевоенное десятилетие.

Недоверие к истории этого периода, для которого у западной интеллигенции имелось достаточно оснований, философы-экзистенциалисты распространяют на весь исторический процесс, ли­шенный в их трактовке цели и смысла. В основе учения – утверж­дение абсурдности бытия, представление о мире как о царстве хаоса и случайностей. Подобные представления противоречат офи­циальной христианской доктрине, вере в гармонию и справедли­вость созданного Богом мира. Противоречат они и прогрессивным материалистическим воззрениям на историю как на разумный управляемый процесс.

Экзистенциализм в прозе приобрел совершенство во Франции до и после второй мировой войны в произведениях Ж.-П. Сартра и А. Камю. Кроме них экзистенциализм дал литературе А. Мальро и С. де Бовуар, Г. Марселя и Ж. Ануя, а также испанца М. де Унамуно, американца Дж. Болдуина, англичанина У. Голдинга и др.

Экзистенциализм необычайно широко распространился благодаря французским писателям, переводившим философские понятия на доступный всем язык художественной литературы.

Во Франции философия по традиции предпочитала оформляться эстетически, говорить языком искусства. «Хотите философствовать – пишите романы», – рекомендовал соотечественникам Альбер Камю. Экзистенциализм ставил философию на грань искусства, поскольку предметом философствования делал индивидуальное и конкретное, личность и ее выбор. Французский «литературный экзистенциализм» особенно подтверждал, что вообще экзистенциализм не столько система понятий, сколько выражение определенного настроения, переживание бытия в мире, где «все дозволено», и выбор соответствующего поведения.

Ответственность за человека экзистенциалисты возлагают на самого человека, существованию которого отводится главное место. Очевидна привлекательность этой идеи для западной интел­лигенции, особенно в период наступления фашизма, культа силы, железной организации и послушания. С другой стороны, очевидна и несостоятельность надежды на возможность протеста одино­чек, на которых возлагается ноша непомерной тяжести.

Экзистенциализм – пессимистическое учение. Человек в нем – подвижник, которому приходится жертвовать собой, чтобы оправ­дать свое звание. Уже актом рождения человек оказывается заброшенным в мир помимо своей воли и желания. С момента появления на свет он получает от природы и смертный приговор, срок исполнения которого ему неизвестен. Человеческое бытие – бытие к смерти. Убивают болезни, старость, войны, палачи, нище­та, даже солнце, как в повести Камю «Посторонний».

В час решительного испытания человек остается наедине с самим собой, со своей судьбой. К этому часу ему предстоит стать Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не тогда, когда раздается его первый крик, а тогда, когда силой своего разума он создает себя как мыслящее су­щество. Эти мучительные, духовные роды, делая человека челове­ком, отъединяют его от природы и ставят одновременно в положе­ние, враждебное обществу. Солнце, камень, море, дерево чужды состраданию к духовной драме человека. Но и общество, поскольку речь идет о социальном коллективе, нуждается в послушании и i" и уже существующие ценности. Оно карает бунт при помощи официальных институтов – армии, полиции, суда, а также общественного мнения. Таков внутренний конфликт произведений писателей-экзистенциалистов.

Важнейшее понятие экзистенциалистской философии – понятие свободы – понимается как свобода выбора («choix»). Выбор всегда мучителен, но именно в выборе человек постигает себя, обретает свою истинную экзистенцию. Уклонение от выбора, напротив приближает человека к мертвой природе, делает его подобным и камню на дороге, а в плане социальном – конформистом, соглашателем. При этом проблема выбора осмысливается не как бытовая, а бытийная, философская. Это выбор в так называемой пограничной ситуации, крайняя степень которой выбор между жизнью и смертью. И если жизнь – это право на свободу, то смерть – предельная несвобода.

Выбор, осознаваемый экзистенциалистами как долг человека, в годы гитлеровской чумы приобретает и политический смысл. То была пора, когда мещанское благоразумие, отказ от борьбы вели к самоуничтожению личности, к предательству. Не случайно годы Сопротивления и первые послевоенные – годы шумной славы Мальро, Камю, Сартра. Но если трагический период истории выявляет долю правоты экзистенциалистской философии, то после­дующие десятилетия делают очевидными ее ограниченность, а подчас и опасность, особенно для молодежи.

В основе экзистенциалистской доктрины лежит индивидуализм, притягательный и опасный, признак силы, оборачивающийся в итоге бессилием и одиночеством. Отчуждение (l'aliénation) – здесь частый термин.

Экзистенциалистская концепция человеческого существования не рассматривает понятие любви. В ней есть муки «нелюбви». Экзистенциалистское «я» осознает себя не как узел связей,  а как противопоставление себя другому («l'autre»), который утесняет и ограничивает его.

Названия книг писателей-экзистенциалистов фиксируют это взаимное отторжение: «Тошнота» («La nausée»), «Стена»(«Le mur»), «Посторонний» («L'étranger»), «Другой» («L'autre»), «Затворники Альтоны» («Les séquestres d'Altona») и др. Главным признаком существования оказывается тревога, порожденная неустроенностью жизни и тенью смерти.

Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его «избранничества». Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века. Экзистенциализм привлекает желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.

Философские категории экзистенциализма в литературе обретают доступность и убедительность. Здесь вырабатывается свой тип героя –  эгоцентрика, чуждого естественным человеческим привязанностям, но вместе с тем внутренне бескомпромиссного, в решающий час способного на окончательный выбор. Для реализации героем выбора писатели находят острые сюжетные ситуации, которые в изобилии встречаются в жизни, особенно в годы войны и Сопротивления. Стремление максимально прояснить философ­скую проблематику приводит к повторяемости ключевых поня­тий – la nausée, le vertige, l'aliénation, le choix, l'absurdité fatale, la révolte, la liberté, la mort (тошнота, головокружение, отторже­ние, выбор, фатальный абсурд, бунт, свобода, смерть). Речь персонажа нередко не индивидуализирована. Присутствие автора, стоящего за спиной персонажа, не скрывается и выражается в настойчивых вариациях излюбленных мыслей, в проникновении в «зону» героя авторского сознания и авторской речи. У разных писателей эти особенности проявляются неодинаково. Стиль Сартра отличен от стиля Камю или Бовуар, но общность некоторых мировоззренческих категорий проявляется в художественной фор­ме литературы, тяготеющей к жанрам философского эссе, прозы и драмы. Именно в этих жанрах созданы наиболее известные произ­ведения писателей-экзистенциалистов.

Соседние файлы в предмете История литературы французского языка