Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Voronin_Yu_A_Vvedenie_v_kriminologiyu.doc
Скачиваний:
33
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.15 Mб
Скачать

4. Механизм преступного поведения

1. Криминологическое понятие преступного поведения, по сравнению с уголовно-правовым, является более широким по содержанию и включает не только уголовно-правовую составляющую (а именно – объективную сторону, поведенческий элемент преступления), но и те обстоятельства (объективные и субъективные), которые генерировали такое поведение, оставаясь за рамками состава преступления. Поскольку преступное поведение имеет пространственное и временное измерение, а также специфическую особенность в виде антисоциальной направленности, о которой шла речь в предыдущем вопросе, то эти характеристики так или иначе должны находить отражение в определении понятия механизма такого поведения.

В этой связи под механизмом преступного поведения следует понимать процесс взаимодействия личности и внешней среды, включающий формирование преступных намерений, принятие решения по их осуществлению и, наконец, фактическую их реализацию субъектом в конкретном преступлении. Из приведенного определения следует, что в зависимости от того, умышленное это преступление или неосторожное, механизм преступного поведения, как правило, складывается из следующих последовательных этапов (элементов): из (1) формирования мотивов, (2) планирования преступления (в большинстве умышленных деяний) и (3) его реализации (в умышленных и неосторожных преступлениях). Рассмотрим их в указанной последовательности.

2. Формирование мотивов как осознанных побуждений будущего преступного поведения является первым этапом (и, одновременно, элементом) всей причинной цепочки, «запускающей» этот механизм.

Мотивы преступлений весьма разнообразны. Но каковы бы ни были перечень и разновидности их классификаций, определяющую роль в формировании мотивов всегда играют потребности и интересы человека (материальные, духовные, сексуальные и др.), а также, в определенной мере, влечения и эмоции. Правда, не всегда и не все из них служат источником криминальной мотивации. К тому же, чтобы превратиться в мотивы преступного поведения, потребности и интересы должны найти преломление через систему ценностей, исповедуемых конкретными лицами, их социально-позитивную или антисоциальную ориентацию, о чем уже шла речь в предыдущих разделах. Строго говоря, именно это «преломление» определяет в дальнейшем характер мотивов и выбор средств – легальных или противоправных – удовлетворения тех или иных потребностей и интересов, преступный или законопослушный характер поведения конкретных лиц.

Нельзя не упомянуть здесь чрезвычайно важную роль конкретной жизненной ситуации как совокупности внешних для субъекта обстоятельств, непосредственно предшествовавших (или сопутствовавших) преступлению, взаимодействовавших с его личностными, в том числе мотивационными, компонентами, и откладывающими отпечаток на выбор преступного или непреступного вариантов поведения. Виды таких ситуаций различаются по самым разнообразным характеристикам. В частности, они могут быть длительными (многолетний конфликт между соседями по коммунальной квартире) и кратковременными (ссора с наркоманами на лестничной клетке); они могут распространяться на большие территории (межнациональный конфликт) или локализовываться в рамках салона трамвая (ссора с дебоширом); они могут выступать в качестве основной причины (кризисная экономическое положение) и всего лишь повода для совершения преступления (отказ дать закурить) и т.д. и т.п. Важно здесь подчеркнуть, что во многих приведенных (и не упомянутых) вариантах ситуации также могут выступать в качестве мотивообразующего фактора или создавать возможность для удовлетворения сформировавшегося мотива.

Следующим, после формирования мотива, звеном механизма умышленного преступного поведения выступает планирование преступления. Оно заключается в мысленном моделировании обстановки предполагаемого преступления: в определении цели деяния и его объекта, места, времени, способа и средств, вероятных последствий и т.д. Все названные компоненты планирования имеют специфическое содержание в зависимости от вида замышляемого преступления. Во многих случаях стадия планирования и принятия решения носит так называемый «свернутый» характер. Субъект не затрудняет себя обдумыванием, взвешиванием вариантов, оценкой возможных последствий, действует спонтанно, импульсивно. При этом стадии мотивации и планирования (принятия решения) практически совпадают. Не может быть планирования преступлений, совершаемых в состоянии аффекта и при неосторожной форме вины.

Последним звеном механизма преступного поведения является фактическое осуществление преступления. Этот этап может существенно отличаться от контуров задуманного по целому ряду причин, в частности, в силу неожиданного изменения обстановки, более интенсивного, чем предполагалось, сопротивления потерпевшего и т.п. Тем не менее, совершение преступления остается ключевым звеном механизма преступного поведения. Именно в нем находят концентрированное выражение и стадия мотивации, и стадия планирования, и все наиболее устойчивые, типичные антисоциальные характеристики личности.

Для криминологии чрезвычайно важен анализ каждого из рассмотренных элементов. В теоретическом плане он демонстрирует специфические личностные качества преступников и криминогенные обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений; в практическом – помогает определить направления индивидуальной профилактики повторений конкретными субъектами преступных проявлений в будущем.