Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

456

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
568.54 Кб
Скачать

для принятия законного решения на этапе возбуждения уголовного дела, а также создать условия для раскрытия преступлений.

В целях усиления надзора за процессуальными решениями органов предварительного расследования о передаче материалов по подследственности приказом Генерального прокурора России от 08.06.2015 № 283 были внесены изменения

вприказ Генпрокуратуры России от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», пункт 1.2 был дополнен новым абзацем следующего содержания: «В случае направления органами предварительного расследования сообщений о преступлениях по подследственности, в том числе территориальной, незамедлительно принимать меры по проверке законности таких решений. Путем проведения ежемесячных сверок с соответствующими прокурорами контролировать фактическое поступление этих сообщений уполномоченным органам и их регистрацию

вустановленном порядке».

Однако в некоторых регионах Российской Федерации предпринимают дополнительные усилия по недопущению принятия незаконных, безосновательных, немотивированных процессуальных решений о передаче материалов по подследственности органами предварительного расследования.

Так, в совместном приказе правоохранительных органов Марий Эл от 23 сентября 2015 года «О дополнительных мерах по соблюдению закона при принятии решений в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145, ст. 152 УПК РФ» сказано, что прокурор обязан обеспечить проверку всех принятых в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145, ст. 152 УПК РФ процессуальных решений о передаче материала по территориальности с изучением соответствующих материалов. В случае признания процессуального решения о направлении материалов проверки по территориальности совместный приказ требует от прокуроров принимать решения

81

об отмене этих решений в суточный срок. В данном случае речь, скорее всего, идет об отмене незаконных и необоснованных решений органа дознания в порядке п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Подобных полномочий применительно к следователю у прокурора нет, поэтому он может ограничиться лишь вынесением такого акта прокурорского реагирования, как требование об устранении нарушений федерального законодательства.

Положительным опытом работы прокуратуры Республики Марий Эл следует признать ведение специальных номенклатурных дел для формирования копий постановлений, вынесенных органами следствия и дознания в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145, ст. 152 УПК РФ. Кроме того, в прокуратуре указанного субъекта ведется реестр проверенных материалов, по которым вынесены процессуальные решения о передаче материала по территориальности. В реестре отражаются следующие сведения: дата регистрации сообщения в КУСП, дата принятого решения, ФИО заявителя (наименования учреждения, ведомства и т. д.), суть заявления (обстоятельства преступления), дата и результат проверки решения в прокуратуре с указанием прокурора, изучившего материал, адресат, которому направляется материал, данные о прокуроре, осведомленном о направлении материала и подконтрольном ему органе, о результате проведенной сверки, окончательно принятом по сообщению решении.

Должностные лица прокуратуры Марий Эл при проведении ежемесячных проверок соблюдения федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях сверяют сведения, внесенные в реестр прокурора, со сведениями, отраженными в реестре руководителя поднадзорного органа и КУСП, на предмет соответствия указанных в них проверочных материалов, переданных в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145, ст. 152 УПК РФ. По каждому факту направления сообщения о преступлении по территориальности должностные лица прокуратуры Марий Эл проводят сверки их поступления адресату с соответствующим надзирающим

82

прокурором. При установлении факта непоступления направленных материалов адресату должностные лица прокуратуры поручают поднадзорным органам принимать меры к установлению их места нахождения либо восстановлению. Результат принятых мер согласно совместному приказу находит отражение в указанном выше реестре.

Анализ практики прокурорского надзора за законностью при принятии решения о направлении материалов по территориальности в Республике Марий Эл показал, что прокурор обязан проверить все без исключения процессуальные решения о направлении материалов по территориальности. Эффективность прокурорского надзора снижена, поскольку УПК РФ не предусматривает возможности отмены незаконного и необоснованного решения следователя (руководителя следственного органа) о направлении материала проверки по подследственности.

В Республике Башкортостан применительно к организации прокурорского надзора в данной сфере обязали органы предварительного расследования предоставлять процессуальные решения о передаче материалов проверки по любому признаку подследственности. Так, в п. 5.6. совместного приказа прокуратуры Республики Башкортостан и МВД по Республике Башкортостан от 2 декабря 2015 г. № 124/1181 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за соблюдением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях» отмечается, что территориальные прокуроры, их заместители и помощники обязаны обеспечить поступление в прокуратуру всех материалов проверок, по которым приняты решения о передаче сообщения о подследственности в порядке п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК РФ, в том числе территориальной (о направлении в мировой суд, в правоохранительные органы в пределах республики, в правоохранительные органы других регионов Российской Федерации).

83

И. А. Семенцова,

доцент кафедры уголовного права и криминологии Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

кандидат юридических наук, доцент;

С. Э. Ульянченко,

слушатель Ростовского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На современном этапе развития общества одна из самых опасных угроз безопасности российского конституционного строя и государства – это терроризм [4, с. 63]. Необходимо отметить, что терроризм, основное проявление которого – террористический акт, никак не сможет существовать отдельно.

Любого рода террористическая деятельность подразумевает наличие определенной структуры, которой, как правило, выступает незаконное вооруженное формирование. Такая организация, как и любая другая, нуждается в материальной (в частности, денежной) подпитке, которая и определяется российским законодателем как финансирование терроризма [3, с. 131].

Итак, под финансированием терроризма необходимо понимать целенаправленное предоставление террористической организации денежных средств (в наличной и (или) безналичной форме) и материальных ценностей с осознанием того, что они будут направлены на осуществление террористической деятельности.

84

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее – ФАТФ) [1, с. 32–33] выделяет четыре типа людей, которые принимают участие в финансировании террористической деятельности:

доноры – люди, вольно или невольно поддерживающие террористические организации путем осуществления финансовых пожертвований;

сборщики денег – люди, которые активно собирают деньги от имени террористической организации, при этом, как правило, они участвуют также в процессе перемещения и/ или сокрытия этих денег;

посредники – лица, которые напрямую связаны с представителями террористической организации, участвующие в вербовке населения и осведомленные о действиях данной организации;

исполнитель – лицо, готовое осуществить террористический акт либо контролирующее распределение денежных средств в террористической организации (является лидером организации).

Необходимо отметить, что при обнаружении «донора» перед правоохранительными органами стоит задача установления факта осознания им того, что перечисленные им финансы будут направлены на финансирование терроризма.

Вслучае, если денежные средства были получены организацией путем введения данного лица в заблуждение, квалифицировать деяния «донора» по ст. 205.1 УК РФ является невозможным по причине того, что в этой ситуации данное лицо является потерпевшим. Отметим и то, что часто доноры, даже в случае добровольного финансирования террористической деятельности, сами напрямую не являются связанными с террористической организацией и, соответственно, не являются осведомленными о ее планах.

Руководством Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) по финансовым расследованиям акцентируется внимание на том факте, что финансирование деятельности террористов является напрямую свя-

85

занным с легализацией денежных средств, которые получены незаконным способом [1, с. 31]. Однако руководство поясняет [1, с. 31], что финансирование терроризма производится с использованием уже «очищенных» денег, что, безусловно, создает большие проблемы, связанные с выявлением и раскрытием данных преступлений.

Итак, как говорилось выше, террористическая деятельность нуждается в финансировании. Выявление осуществления финансирования терроризма является возможным двумя группами способов. Так, можно выделить прямое и косвенное сообщение о факте финансирования терроризма. При этом к прямому относится:

1)получение информации из Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) [5, с. 63];

2)получение информации от органов, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность;

3)явка с повинной лица, которое осуществляет финансирование терроризма.

Наиболее достоверную информацию следователь получает из Росфинмониторинга, что обусловлено спецификой деятельности федеральной службы и задачами, которые поставлены перед ней государством. Однако нельзя недооценивать и иные способы получения информации.

Говоря о получении информации от органов, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность, важно отметить, что основными осведомителями следователя при этом являются оперативные подразделения ФСБ России, оперативные подразделения МВД России, подразделения Службы внешней разведки РФ и иные органы, предусмотренные ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следующей группой способов выявления осуществления финансирования терроризма является косвенный, к нему возможно отнести:

1)совершение террористического акта (ч. 4 ст. 211 УК РФ);

86

2)получение информации о существовании и деятельности террористической организации (сообщества) или незаконного вооруженного формирования террористической направленности;

3)получение информации о захвате заложников (ст. 206 УК РФ).

Указанная группа способов основывается на предположении о том, что осуществление террористической деятельности невозможно без значительных финансовых и иных материальных затрат и, соответственно, имеется источник, который финансирует террористическую организацию.

Вся информация, которая получена следователем из указанных выше источников, после проведения им процессуальной проверки в порядке, который предусмотрен ст. 144 УПК РФ, может являться поводом для возбуждения уголовного дела по ст. 205.1 УК РФ. Важно отметить, что информация

офинансировании одной террористической организации или незаконных вооруженных формирований террористической направленности получена может быть в одно время из различных источников, что, естественно, значительно повышает объективность данной информации.

При расследовании фактов финансирования терроризма, во-первых, необходимо создать следственно-оператив- ную группу. В эту группу, помимо следователя, занимающегося данным делом, важно включить достаточное количество оперативных сотрудников как из числа сотрудников ФСБ России, так и МВД России, следователей-криминалистов, лиц, которые обладают специальными экономическими знаниями. Непосредственное руководство расследованием важно возложить на опытного следователя, который имеет практику расследования аналогичных преступлений. Создание следственно-оперативной группы призвано облегчить и ускорить расследование уголовного дела по факту финансирования терроризма.

Особую роль в расследовании финансирования терро-

87

ризма играет информация, которая получена из Росфинмониторинга, а также привлечение лиц из числа сотрудников данной службы к расследованию. Но указанное, помимо положительных моментов, имеет и минусы, которые объясняются тем, что финансирование терроризма – это преступление, которое находится на стыке терроризма и экономической сферы жизни общества. Следователь, естественно, рассматривает данный факт как преступление, экономист – как некую финансовую операцию или же ряд операций. По этой причине следователь должен также обладать значительными экономическими познаниями.

Проблему расследования финансирования терроризма представляет также и то, что одной из основных форм следов выступают виртуальные следы [2, с. 86]. Это, к примеру, счета в электронных платежных системах, профили сборщиков денег в социальных сетях, различные сайты террористической направленности. Так, наличие платежей в электронном виде в значительной мере усложняет расследование уголовного дела, так как следователю нужно привлекать к расследованию также специалиста в сфере высоких технологий.

Основная задача расследования финансирования террористической деятельности заключена в установлении личности лиц, являющихся «донорами». Следователю нужно выявить так называемых добровольных доноров, отсеяв тех, кто перечислил деньги по причине введения их в заблуждение. Выявление «доноров» – это первый этап к выявлению остальных лиц, которые принимают участие в организации террористической деятельности.

После установления хотя бы одного из добровольных «доноров» следователь выходит на лиц, которые напрямую связаны с террористической организацией. Именно сборщики денег участвуют, как упоминалось выше, в перемещении и/ или сокрытии денег и, естественно, через этих лиц является возможным установить местонахождение денежных тайников или же счета, на которые денежные средства поступают при

88

помощи сборщика. Также сборщик денег способен вывести следователя на посредника или даже исполнителя. Но здесь важно отметить, что одновременно со сбором денег с «доноров» возможно так называемое «самообеспечение террористической организации», которое осуществляется путем торговли наркотиками, оружием, разбоя и пр. При установлении этой формы обеспечения организации следователю необходимо дать поручение об осуществлении оперативно-разыскных мероприятий, цель которых будет состоять в установлении вышеуказанных лиц, совершающих эти действия, и их задержания либо же использование их в качестве агентов.

Использование членов террористической организации или незаконных вооруженных формирований террористической направленности в качестве агентов оперативных подразделений является наиболее удачным вариантом, так как дает возможность установить всех лиц, которые участвуют в ней, а также установить и пресечь тот поток, который ее финансирует.

Установление всех лиц, которые причастны к финансированию, является обязательным по причине того, что лица, которые участвуют в этом процессе, действуют, в частности, по идеологическим мотивам, что может вовлечь в финансирование иной террористической организации.

При установлении факта финансирования террористической организации или незаконного вооруженного формирования террористической направленности из-за границы перед следователем, совместно с сотрудниками Росфинмониторинга, стоит задача в налаживании контакта с правоохранительными органами того государства, из которого происходит финансирование, с целью его пресечения и привлечения лиц к ответственности.

В заключение отметим, что проблема выявления и расследования финансирования террористической деятельности – это особо проблематичный вопрос по двум основным причинам: терроризм приобрел на современном этапе транснациональ-

89

ный характер; обширность и сложность терроризма. Эффективная борьба с финансированием терроризма является возможной лишь при привлечении к ней всех нужных специалистов и наличии необходимых специальных знаний, которые обеспечат полное и всестороннее расследование этого преступления. Кроме того, считаем необходимым введение для работников правоохранительной системы Российской Федерации специализации по расследованию и рассмотрению уголовных дел, связанных с финансированием терроризма, а также подготовку таких узких специалистов в этой области с помощью системы специализированного высшего образования.

Литература

1.Руководство ФАТФ по финансовым расследованиям: оперативные вопросы // Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. URL: http://www.fatf-gafi.org.

2.Абрамова А. А. Значение виртуальных следов в расследовании финансирования терроризма // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 4.

3.Чиханчин Ю. А. Росфинмониторинг: выявление каналов финансирования и пресечения террористической деятельности. URL: http://federalbook.ru.

4.Амиров К.-И. Г. Финансирование экстремизма и терроризма: опыт международного и отечественного противодействия // Исламоведение. 2011. № 3.

5.Новиков И. А. Российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма // Власть. 2012. № 3.

6.Лагутин И. Б. Проблемы борьбы с финансированием терроризма в Российской Федерации // Вестник ОГУ. 2013.

9 (158).

90

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]