Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

456

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
07.01.2021
Размер:
568.54 Кб
Скачать

их жизни. В постсоветское время в России не было позитивных идей развития, объединяющих человеческие институты, отдельных людей. Требования российского гражданина к государству и институтам государственной власти ограничиваются минимумом жизненно необходимого (обеспечением прожиточного минимума и личной безопасности), а требования иного порядка считаются необязательными. Отсутствие институтов согласования частных интересов ставит под сомнение возможность дальнейшего стратегического развития России. В его основе лежит отсутствие единства ради общей цели, уверенности в принадлежности к большинству институтов, коллективов людей.

Впоследнее время произошло резкое снижение порога терпимости. Понимание различных взглядов тянет за собой стремление найти общее и терпимее относиться друг к другу, чего нет, в том числе в сфере управления. На одном из заседаний Совета Безопасности Российской Федерации рассматривались вопросы защиты информационного пространства России от различных угроз и рисков. В. В. Путин обозначил данное направление одним из приоритетных в обеспечении национальной безопасности. При этом он обратил внимание на увеличение количества компьютерных атак на российские информационные ресурсы. Растет количество преступлений, совершенных с использованием информационных технологий.

ВРоссии действует доктрина информационной безопасности, с 2013 года функционирует государственная система обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак. «Создаются современные, защищенные сети и системы связи для нужд обороны и безопасности государства, для эффективной работы правоохранительных органов» [1].

Россия активно взаимодействует в области обеспечения международной информационной безопасности с ООН, странами БРИКС и ШОС. В частности, на саммите БРИКС были осуждены факты электронного наблюдения и сбора данных

очастных лицах некоторыми западными и иными странами.

41

В. В. Путин потребовал реализовать комплекс дополнительных мер в области международной информационной безопасности, среди которых: качественное повышение защищенности отечественных сетей и информационных ресурсов; обеспечение устойчивости и безопасности российского сегмента Интернета; защита граждан от рисков при пропаганде терроризма, экстремизма, ксенофобии, детского порно, суицида; развитие отечественных технологий, техники и информационных продуктов; расширенное сотрудничество в сфере обеспечения международной информационной безопасности с глобальными и региональными организациями и др.

Глава Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин уделил особое внимание способам, механизмам информационного давления на нашу страну, ее граждан со стороны субъектов управляемых конфликтов, среди них: тщательное отслеживание и оперативное пресечение попыток пропаганды радикальной идеологии, особенно среди молодежи; жесткий контроль финансирования из-за рубежа некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности; открытая и объективная информационная политика государства, в результате которой граждане будут информированы о ней, о механизмах, целях ее осуществления и др.

Советская система государственного управления во властном измерении была слабой. Она не желала и неспособна была выявлять факторы управляемого конфликта, проявлять государственную волю и своевременно нейтрализовать их. Нынешняя система государственного укрепления обладает необходимыми средствами и механизмами нейтрализации информационного давления на Россию, ее граждан со стороны различных внешних сил [2].

Главный источник информации в современном мире – телевидение. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации» телерадиовещание переводится на цифровые технологии. Цифровое эфирное телевидение позволит охватить сигна-

42

лом многие регионы Российской Федерации, улучшить качество изображения и звука, сэкономить частотный ресурс и задействовать его для расширения спектра телеуслуг.

Цифровизация телерадиовещания позволит развить единое информационное пространство страны и повысить качество жизни населения. По завершении строительства цифровой телесети большинство телеканалов в цифровом качестве будут доступны не менее 98 % жителей России.

Центральное телевидение является основным источником информации для 80 % населения России. Интернет не стал всеобщей и непререкаемой ценностью для российских граждан. По данным совместного исследования ВЦИОМа и Центра изучения глобальных коммуникаций, 49 % граждан Российской Федерации выступают за цензуру в Сети, 42 % считают, что этим должно заниматься правительство, 41 % – службы государственной безопасности и 58 % поддерживают полное отключение Сети в случае угрозы национальной безопасности.

В мире быстро развиваются средства телекоммуникации. На смену сети 3G пришла 4G, которая означает быстрый рост подключения к Интернету мобильных телефонов. В странах и регионах мира созданы более 300 коммерческих сетей четвертого поколения. Количество их пользователей превысило 250 миллионов человек.

Одним из направлений происходящей сегодня в России административной реформы является предоставление информации о государственных услугах в электронной форме. Данное направление введено распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2008 года, после этого было принято несколько нормативных правовых актов в его развитие. Создана система порталов государственных услуг, объединяющих в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Создан общероссийский государственный информационный центр, обеспечивающий

43

информационное взаимодействие информационных систем органов государственной власти между собой, с информационными системами органов местного самоуправления и иными информационными системами для оказания государственных услуг гражданам и организациям.

Происходит модернизация системы информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти на основе внедрения международных стандартов и создания систем мониторинга по основным направлениям реализации административной реформы. Развитие этого направления предполагает разработку методических основ и систем мониторинга процессов управления по результатам качества предоставления государственных услуг, результативности ведомственных и региональных антикоррупционных программ, проведения закупок для государственных нужд, информационной открытости органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, развития гражданского общества и участия его представителей в процессе подготовки и принятия государственными органами решений с последующим осуществлением необходимого мониторинга. Следствием этого становится антисоциальное поведение многих людей в общественной жизни. Важно приложить немалые усилия, чтобы создать инфраструктуру доверия. Для этого необходимо гражданское общество, поскольку только оно может «родить» горизонтальные связи, взаимосвязи между людьми, слоями общества как основу доверительных отношений.

Ключевые направления, требующие государственной поддержки, множественны. Одно из них – информационные технологии. В начале 2006 года при участии Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации было начато исследование «Российский ИТ Foresight», целью которого стало выявление приоритетных технологий в ИТ-сфере. Исследователи выявили 17 технологий, развитие которых представляется приоритетным. Наиболее важной, по мнению экспертов, является технология обеспечения между-

44

народной информационной безопасности в распределительных системах, в том числе в Интернете. Инновационными являются новые методы и технологии поиска в хранилищах информации, медицинская аналитика и диагностика, а также телемедицина. Контекстное распознавание (текстов, речи, изображений) позволяет существенно повысить точность распознавания информации компьютером.

Подчеркивая международные и российские вызовы современности, Д. А. Медведев отметил, что главное условие – стимулирование творчества, предприимчивости, непрерывности образования. Это относится к государствам, бизнесу и к каждому человеку. Комплексная задача повышения качества и эффективности государственного управления есть оптимизация системы органов госуправления, формирование механизма выработки решений, внедрение современных управленческих технологий, подготовка кадров.

Необходимо сформировать систему ответственности различных уровней и органов власти за принимаемые решения. Оценка чиновников и финансирование программ должны быть привязаны к конкретным результатам. Одной из ключевых задач системы госуправления является стимулирование инвестиционной активности. Этот критерий является одним из основных при оценке работы руководителей различных уровней власти.

Система принятия решений должна приобрести целостный и последовательный характер, при котором тактические решения не вступают в противоречие со стратегическими целями, то есть речь идет о возникновении системы целеполагания [3].

В 2015 году В. В. Путин провел встречу с представителями российской IТ-отрасли. Он одобрил льготы для разработчиков программного обеспечения, выразил согласие на ужесточение контроля за зарубежными компаниями, работающими в России, дал положительный отзыв на импортозамещение в сфере образования и назначил главу Института развития Ин-

45

тернета (ИРИ) советником президента по вопросам развития Сети.

Данные новации означали, что государство полностью вошло в сферу электронных технологий. Формируется своеобразная вертикаль: советник президента – Институт развития Интернета – специальный отдел в администрации президента.

Для решения государственных вопросов контроль над Сетью необходим для устранения угроз и проведения опроса общественного мнения пользователей Сети [4].

Эксперты указывают, что государство продолжает ужесточать контроль за Интернетом. Также Роскомнадзор усилил поиски сообщений интернет-изданий, которые, по мнению чиновников, противоречат законодательству. Это могут быть материалы, популяризирующие террористическую деятельность, содержащие нецензурную лексику, пропаганду порнографии, экстремизма, жестокости и насилия. Сейчас систему такого поиска применяют в большинстве субъектов РФ. Помимо обычных публикаций Роскомнадзор проверяет комментарии и информацию на форумах различной тематики.

Таковы некоторые векторы, характеризующие состояние информационной безопасности на международном уровне.

Литература

1.Латухина К. Сетевой заслон // Российская газета. 2014. 2 октября.

2.Козлова Н. Кто управляет хаосом. Александр Бастрыкин: нас не пугает информационное давление со стороны // Российская газета. 2015. 10 сентября.

3.Медведев Д. А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Российская газета. 2015. 24 сентября.

4.Разуваев В. Президент выстроил вертикаль в Интернете // Независимая газета. 2015. 28 декабря.

46

И. В. Грабова,

курсант 511 учебной группы Ростовского юридического института МВД России;

О. Г. Тарнакоп,

доцент кафедры уголовного процесса Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конституция РФ гласит, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств [1]. Соответственно, данное положение должно реализовываться и в уголовном судопроизводстве. Однако на практике этого не происходит. Так, на сегодняшний день за совершение преступлений в сфере предпринимательской деятельности создается особый порядок производства в отношении этих лиц. В связи с особым производством по рассматриваемому виду дел обвиняемые обеспечиваются гарантией неприкосновенности от применения более строгих мер пресечения до вынесения обвинительного приговора.

Многие ученые акцентируют внимание на том, что в современном обществе широко используется тенденция формирования «привилегированного» порядка производства по уголовным делам экономической направленности [2, с. 3]. Данная тенденция проникла в уголовную политику за счет создания наиболее благоприятных условий для бизнеса, вследствие этого имеют место быть ограничения применения мер государственного принуждения к субъектам предпринимательской деятельности.

47

Врамках рассматриваемого нами вопроса необходимо акцентировать внимание на том, что преступления экономической направленности связаны с причинением материального ущерба. К примеру, в среднем материальный ущерб за 2016 год составил более 100 млрд рублей, что превышает расходы бюджета России на охрану окружающей среды, спорт, СМИ, культуру и кинематографию на 81 млрд рублей.

Таким образом, мы наблюдаем, что экономические преступления наносят колоссальный материальный ущерб всей стране. Одним из вариантов решения обозначенной проблемы является противодействие данному виду преступления.

Впервую очередь противодействие будет связано с предварительным расследованием, так как правоохранительные органы часто сталкиваются с трудностями по этим делам, выражающимися в противодействии расследованию со стороны субъектов предпринимательской деятельности. Стараясь уйти от ответственности, они совершают самые разные действия. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится комплекс механизмов, которые позволяют преодолеть незаконное противодействие. К ним относятся меры процессуального принуждения, которые обеспечивают достижение поставленных целей предварительного расследования и назначения уголовного судопроизводства.

Вто же время практика их применения (а также нюансы, касающиеся ограничения их применения в отношении лиц, совершивших преступления в сфере экономической деятельности) показывает, что на данный вопрос необходимо обратить внимание, заниматься совершенствованием законодательства

ипрактики применения мер процессуального принуждения по уголовным делам экономической направленности.

Так, в системе мер уголовно-процессуального принуждения первое место занимает задержание подозреваемого. Однако перечисленные в ст. 91 УПК РФ основания задержания не всегда подходят для задержания лиц, подозреваемых в совершении экономических преступлений [3]. Специальных оснований задержания для данной категории лиц законодательством не предусмотрено.

48

Вбольшинстве случаев рассматриваемая нами проблема связана с тем, что в п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК РФ говорится, что лицо по подозрению в совершении преступления может быть задержано, если оно застигнуто при совершении преступления либо непосредственно после его совершения. Таким образом, преступления в сфере экономики характеризуются сложной объективной стороной и латентностью, что создает препятствие для применения данного основания задержания.

Вп. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ содержится еще одно основание для задержания, согласно которому оно допускается, когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление. Возвращаясь к преступлениям в сфере экономики, отметим, что на сегодняшний день весьма широко развиты информационно-телекоммуникационные технологии, которые дают возможность преступникам не вступать в непосредственный контакт с потерпевшим, что исключает возможность его установления и применения основания для задержания.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 91 УПК РФ лицо может быть задержано, если на нем, на одежде, при нем или в жилище будут обнаружены явные следы преступления. Применить данное основание к экономическим преступлениям также затруднительно, так как следы этих преступлений можно обнаружить только после производства специальных исследований.

Обратимся к ч. 2 ст. 91 УПК РФ, которая посвящена иным основаниям, для соблюдения которых необходимы определенные условия, которые не свойственны экономическим преступлениям.

Если рассматривать меры пресечения, используемые на стадии расследования уголовного дела, то необходимо отметить, что на сегодняшний день придерживаются ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ. Данная норма была введена в 2009 году в ст. 108 УК РФ, которая содержит информацию о том, что заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления

всфере предпринимательской деятельности. Таким образом,

можно сказать, что такое выделение лиц, занимающихся пред-

49

принимательской деятельностью, свидетельствует о нарушении конституционных прав человека и гражданина о равенстве всех перед законом и судом. Неоднократно принятие данного решения оспаривалось Конституционным Судом РФ [4]. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 № 32 сделан вывод о неконституционности данной нормы как элемента уголовной политики противодействия преступности в сфере экономической деятельности [5]. Проведенные опросы следователей и дознавателей показывают, что введение ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ оценены ими негативно.

Таким образом, реализовать задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений экономической направленности, весьма проблематично. Решить эту проблему в первую очередь можно путем введения в ч. 1 ст. 91 УПК РФ четвертого пункта, который содержал бы в себе еще одно основание для задержания, выразившееся в наличие специальных доказательств совершения преступления экономической направленности определенным лицом. Необходимо обратить внимание на совершенствование законодательства в области применения мер пресечения, что позволит создать равные условия для граждан перед законом и судом.

Литература

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008

6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: http://www.consultant.ru.

2.Фетищева Л. М. Применение мер пресечения при производстве по уголовным делам о преступлениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2016.

3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018). URL: http://

www.consultant.ru.

50

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]