Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СБОРНИК 8_2014.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
6.33 Mб
Скачать

Пленарное заседание л.Б. Зубанова Медиапространство как корпоративная основа ценностно-идеологического единства аудитории

Аннотация. Статья посвящена изучению корпоративной культуры как ценностно-идеологической основы функционирования единого медиапространства. Социологические исследования развития медиапространства показали наличие общераспространенных мотивационных стратегий информационного потребления, которые позволяют рассматривать медиапространство как единую корпоративную основу единства аудитории.

Ключевые слова: корпоративная культура, медиапространство, ценностные установки, идеологические установки, СМИ.

Традиционно корпоративная культура понимается как разделяемый членами организации набор значений, смыслов, символов, ритуалов, мифов и мировоззренческих установок, выступающих основой единства организации, позволяющих интерпретировать и конструировать ценностно-идеологическую составляющую жизни той или иной структуры. Такое понимание проблемы корпоративной культуры в контексте функционирования масс-медиа в большей мере ориентировано на исследование корпоративных СМИ и их скрепляющей роли в деятельности институциональных структур. Вместе с тем, возможен, как нам представляется, и макро-подход в осмыслении корпоративной культуры – изучение ее как ценностно-идеологической основы функционирования единого медиапространства.

Под медиапространством в эмпирически-фиксируемом значении принято понимать всё поле возможности использования потоков информации, сводимое к таким показателям, как территория распространения и влияния СМИ; авторитетные, объективные и значимые для большинства проживающих на данном пространстве людей газеты, радиостанции, ТВ-каналы. В теоретической перспективе обоснования медиапространства, речь идет о зоне реальных и потенциальных контактов каждого из участников коммуникации, определяемой оценочными установками адресата – то есть, пространство взаимодействия населения (потребителей информации) с действующим информационным потоком (совокупностью каналов и источников информации, в широком смысле, – медиа-текстами, образующими корпоративную основу сплочения аудиторного сегмента)

Социолог, работающий непосредственно с общественным мнением, возникающим по самым различным поводам, осуществляющий качественно-количественный анализ устойчивых и регулярно воспроизводящихся мифологем, стереотипов и ценностных установок, вряд ли может игнорировать влияние такого действенного института конструирования представлений общественности, как СМИ, взявших на себя роль «разметчика» поля нашего сознания. Современные исследователи в этой связи нередко опираются на метафору Платона о людях, всю жизнь проживших в пещере, прикованных спиной к свету [2]. Вся палитра их представлений о мире ограничивается узорами теней, игрой света и эхом происходящих за пределами пещеры событий. И эти причудливые отражения реальности воспринимаются ими как непосредственная данность, ставшая для них реальнее реального. А разве каждый из нас, людей современной цивилизации, будучи не в состоянии охватить в личном опыте всего многообразия действительности, не пользуется ее заменителями, опираясь на многочисленные стереотипы, которые поставляет нам массовая информация? И разве у большинства не возникает, как писал американский социолог и журналист У. Липпман, «картинка в голове» – единое представление о мире, сконструированное средствами массовой информации? В этой связи тема коммуникативных эффектов давно преобразовалась в проблему коммуникативного воздействия на потребителя информации, войдя в статус одной из наиболее популярных тем современной социологии коммуникаций. Гиперреальность, созданная средствами медиа, монополизирует трактовку происходящего, конструирует реальность, опираясь на право нетранзитивного (Ж. Бодрийар), то есть не поддающегося обмену мнениями, информационного потока.

Одна из наиболее авторитетных концепций «журналистского поля» и «журналистских очков», предложенная П. Бурдье, раскрывает особенности видения происходящего: индивидуальные (журналисты, редакторы, режиссеры) и институциональные (редакции, издательства, телеканалы) агенты имеют особые очки, благодаря которым позволяют каждому из нас видеть одно и не замечать другого [1]. Это не просто передача информации, но уже передача влияния. Агенты СМИ, согласно «модели привратника» К. Левина, подобно швейцару, принимают решение о том, кто попадет в дом, а кто останется за его порогом. Из тысячи происходящих в мире событий мы видим десятки, поданные нам как основные и главные. Современный человек, по выражению американского социолога Д. Рисмена, – это «человек-локатор», испытывающий потребность в подсказках, которая прекрасно удовлетворяется СМИ.

Даже краткий экскурс в историю социологических трактовок массовой информации позволяет определять анализ медиа-влияния как возможную основу формирования корпоративного сознания воспринимающей аудитории. Совокупность эффектов, определяемая в динамике трактовок от форм аффективного воздействия (эмоциональная увлеченность) до осмысленно-рациональных когнитивных последствий (познавательная активность, изменение поведенческих установок), в сегодняшней действительности все чаще выводится в область ценностного воздействия.

Сила слова, фиксируемого СМИ, и по широте охвата и по длительности воздействия давно уже превосходит любые формы распространения информации. При этом, равнодоступность транслируемых потоков, каждодневное нахождение индивидуального сознания в общем поле (общественное мнение) формируют интегративно-корпоративную основу сплочения, в значительной мере определяя содержание и структуру идентичности, образуя собирательный образ «мы». Информационное поле понимается как основа формирования чувства солидарности аудитории. Отмеченный Ч. Кули фактор приобщения аудитории к «большому сознанию» через совокупность накопленных в ходе восприятия массовой информации «состояний чувствования и отображений» возводит индивидов до уровня, определяемого как «коллективная трансцендентальность». Каждодневно накрывающий нас поток информации масс-медиа придает сообщениям своеобразный религиозно-идеологический характер верования, в значительной мере мифологизируя медиапространство. Представляя первичное, упрощенное толкование действительности, разрешая неразрешимость противоречий в общедоступных трактовках, СМИ запускают и создают своеобразную фабрику мифов. Сообщения, транслируемые в СМИ, организованы в соответствие с определенным ценностным кодом: отражаемой системой взглядов, установок, представлений. В трактовке Ю. Хабермаса – это особая публичная сфера, обеспечивающая возможность широкого общественного диалога, своеобразная легальная платформа общения, понимаемая в нашем случае как арена корпоративного ценностного обмена. В пространстве диалога воспринимающая аудитория продляет информационный эффект в повседневной практике, воспроизводит полученные знания о мире как сценарии личностного самоопределения в нем.

Основой для построения выводов относительно развития медиапространства в эмпирических показателях, послужили результаты социологических исследований, проводимых под руководством автора на базе кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств (апрель – июнь 2012 г. – по методу целенаправленной выборки: выборочная совокупность 550 человек).

Важной характеристикой современных средств массовой информации оказывается универсальный характер вовлеченности потребителей в данную форму досуга. Так, большинство досуговых практик ограничены половозрастными выборами, характерными лишь для определенных категорий, в случае же с потреблением медиа-информации (вследствие разнообразия ее представленности, общей привлекательности и доступности) мы можем убедиться в ее значимости для различных половозрастных групп респондентов (табл. 1).

Таблица 1