Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Розенталь.Практическая стилистика.doc
Скачиваний:
76
Добавлен:
13.04.2020
Размер:
736.77 Кб
Скачать

§ 12. Стилистические функции антонимов

Антонимы употребляются в художественной речи, в пуб­лицистике как выразительное средство создания контраста. Чаще всего антонимы встречаются в составе антитез в стихотворных произведениях: Сам толст, его артисты тощи (Гр.); Да здрав­ствует солнце! Да скроется тьма! (П.); Мне грустно... потому что весело тебе... (Л.)

Многие пословицы и поговорки заключают в себе антони­мы: Сытый голодного не разумеет', Худой мир лучше доброй ссоры', Мягко стелет, да жёстко спать.

Выразительны заголовки произведений, построенные на со­поставлении антонимов: «Отцы и дети» (Т.); «Война и мир» (Л.Т.), «Толстый и тонкий» (Ч.)', «Дни и ночи» (Сим.).

Упражнение 11. Укажите стилистическую функцию антонимов в данных текстах.

1. Я царь — я раб, я червь — я Бог! (Держ.) 2. Дома новы, да предрассудки стары. (Гр.) 3. Твой взор насмешлив и ужасен, ты безобразен, он прекрасен. (П.) 4. Ты — богат, я — очень беден. Ты прозаик — я поэт... (77.) 5. Час разлуки, час свиданья им не радость, не печаль. (Л.) 6. В толпе друг друга мы узнали, сошлись и разойдёмся вновь. Была без радости любовь — разлука будет без печали. (Л.) 7. День цветём, неделю вянем. (М.Г.) 8. Ученье — свет, неученье — тьма. {Посл.) 9. Готовь сани летом, а телегу зимой. {Посл.) 10. Лучше смерть в борьбе, чем жизнь в неволе. (Ф.) 11. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. {Л.)

Глава 2 стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка

§ 13. Стилистические функции историзмов и архаизмов

Устарелые слова, входящие в пассивный состав языка, вклю­чают в себя историзмы (названия исчезнувших предметов, явле­ний, понятий и т.д.) и архаизмы (названия предметов и явлений существующих, вытесненные, однако, их синонимами — словами активного употребления).

Историзмы используются в основном в специальной литера­туре, где выполняют функцию номинативную — служат назва­ниями реалий прошлых эпох. Вместе с тем возможность с помощью историзмов рисовать картину прошлого, насыщая ее конкретным описанием, привлекает к ним внимание авторов художественных произведений.

Стилистические функции архаизмов в художественной лите­ратуре многообразны. Прежде всего они, наряду с историзмами, используются для создания исторического колорита эпохи, при­чем это относится не только к речи персонажей, где их употреб­ление вполне естественно, но и к речи авторской, в которой они играют роль средства стилизации. Ср. употребление устарелой лексики в отрывке из романа А.Н. Толстого «Петр Первый»:

Прежде у каждого боярского двора, у ворот, зубоскалили на­глые дворовые холопы в шапках, сбитых на ухо, играли в свайку, метали деньгу или простоне давали проходу ни конному, ни пешему, — хохот, баловство, хватанье руками. Нынче ворота за­крыты наглухо, на широком дворе — тихо, людишки взяты на вой­ну, боярские сыновья и зятья либо в полках унтер-офицерами, либо усланы за море, недоросли отданы в школы — учиться навигации,

математике и фортификации, сам боярин сидит без дела у рас­крытого окошечка, — рад, что хоть на малое время царь Пётр, за отъездом, не неволит его курить табак, скоблить бороду или в бе­лых чулках по колено, в парике из бабьих волос — до пупа — вертеть и дёргать ногами.

Не весело, томно думается боярину у окошечка... «Всё равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без ма­тематики, жили, слава Богу, пятьсот лет без математики — лучше нынешнего', от этой войны само собой ждать нечего, кроме конечного разорения, сколько ни таскай по Москве в золочёных теле­гах богопротивных Нептунов и Венерок во имя преславной викто­рии на Неве... Как пить дать, швед побьёт наше войско, и ещё татары, давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку... О, хо-хо!»

Архаизмы используются для речевой характеристики персо­нажей, например при передаче речи лиц духовного звания. Ср. реплики Пимена в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»:

А сын его Феодор? На престоле

Он воздыхал о мирном житии

Молчальника. Он царские чертоги

Преобратил в молитвенную келью',

Там тяжкие, державные печали

Святой души его не возмущали.

Бог возлюбил смирение царя,

И Русь при нём во славе безмятежной

Утешилась — а в час его кончины

Свершилося неслыханное чудо:

К его одру, царю едину зримый,

Явился муж необычайно светел,

И начал с ним беседовать Феодор,

И называть великим патриархом.

И все кругом объяты были страхом,

Уразумев небесное виденье,

Зане святый владыка пред царём

Во храмине тогда не находился.

Архаизмы могут придавать речи оттенок торжественности, патетичности. Они широко используются в поэтических произ­ведениях, например в «Пророке» А.С. Пушкина. Чаще всего для этой цели привлекаются архаизмы старославянского происхож­дения (исторические церковнославянизмы). Такую функцию выполняют только те славянизмы, которые устарели для нашей эпохи и не встречаются в широком употреблении, в то времяк

ак их русский вариант общеупотребителен; ср.: голос — глас, молодой — младой, дочь — дщерь.

Нередко в художественной прозе архаизмы используются как средство создания иронии, сатиры, пародии (ср. такое их при­менение у Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехо­ва). Обычно подобный эффект достигается использованием архаизмов на фоне бытовой или сниженной лексики. Напри­мер, в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина встречаются такие сочетания: сонмище невежественных и злых уличных лобо­трясов; верховный жрец литературной болтовни; порядок службы громко вопиял о мыле и щёлоке; святилище веселья, называемое клубом; рыбари, которые занимались сокрушением зубов и челюс­тей человеческих; преисподние глуповских желудков и т.п.

Для той же цели устарелые слова используются в публицис­тических произведениях, в газетных фельетонах и т.д.: незапла­нированное пришествие святого мессии (М.К.); покупатели славянского шкафа — советские славяне, а именно древляне, по­ляне, кривичи и дреговичи (И. и П.); Оная пресса, не довольствуясь, круглосуточной работой всей металлургической промышленности, каждый день торопит с окончанием постройки гигантов метал­лургии (Лих.).

В эпистолярном стиле архаизмы могут придавать речи шут­ливый характер; ср. в письмах А.П. Чехова: обнищал зело; караси и лини, сиречь прудовая рыба.

Упражнение 12. Укажите функции устарелой лексики в отрывке из повести А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Князь [Вяземский] хотел отвечать, но царь не дал ему времени. — Раб лукавый! — произнёс он грозно, и по жилам присут­ствующих пробежал холод, — раб лукавый! Я приблизил тебя ко престолу моему; я возвеличил тебя и осыпал милостями; а ты что учинил? Ты в смрадном сердце своём, аки аспид, задумал погубить меня, царя твоего, и чернокнижием хотел извести меня, и затем, должно быть, ты в опричнину просился? Что есть оп­ричнина? — продолжал Иоанн, озираясь кругом и возвышая го­лос, дабы весь народ мог услышать его. — Я, аки господин винограда, поставлен Господом Богом над народом моим возделывати виноград мой. Бояре же мои, и Дума, и советники, не захотели помогать мне и замыслили погубить меня; тогда взял я от них виноград мой и отдал другим делателям. И се есть оприч­нина! Званные мною на пир не пришли, и я послал на торжища и на исходища путей и повелел призывать елицех, какие обре­тутся. И се опять есть опричнина!