Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Hermine_von_Hug-Hellmuth.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
764.42 Кб
Скачать

IV. Зарождение языка

В области исследования детского языка существуют такие превосходные работы, что я хотела бы осветить их лишь с той стороны, где требуется дополнение. Ни в одном из этих трудов не нашлось указаний на то, как первые словообразования связаны с естественными отправлениями и органами, предназначенными для этого природой, что для развития организма так же необходимо, как принятие пищи. Хотя Штерн2 пишет: «Ребенок выбирает педоцентрически; свое окружение, свои интересы,… Так же как при обозначении деятельности выбор происходит педоцентрически, отсюда ясно, что Хильде сначала называет те виды деятельности, которые она осуществляет сама и осуществляет охотно..», ни у него, ни у других ученых, исследующих детей, нет заметок о выборе звуков или слогов для выше упомянутых процессов. Так как нет причин допускать, что эти процедуры у наблюдаемых детей никогда не вызывали чувства удовольствия, и следовательно интерес, и тем более, что необходимое приучение ребенка проводилось без слов, то остается лишь объяснять мнимую ненормальность этих детей заботливым искоренением всех «неприличных» обозначений – не из языка детей – из научного употребления; ведь насколько отлична реальность воспитания! Запас слов моего племянника в возрасте двенадцати месяцев охватывал четыре слога: Ай, А-а, Ба, На-на, которые соответствовали главным интересам его маленького существа – еда, переваривание пиши, сон, прогулки и изъявление своей воли. И почему маленький ребенок, у которого еще отсутствует всякое понятие об эстетике, из собственных побуждений должен оставлять незамеченными явные процессы изменения вещества, которые ему с первых дней приносят чувства удовольствия или неудовольствия, похвалу или порицание в зависимости от успеха и сговорчивости. Только супруги Скапен сообщают в дневнике о своем сыночке, «что он изначально живо интересовался всеми функциями своего организма». Маленький мальчик в этом плане определенно не отличается от других маленьких детей, которые наблюдались и наблюдаются сейчас. Для каждого ребенка удовлетворение естественных потребностей является не просто актом, как это признает Компере, и источником удовольствия, но также и продуктом этого удовольствия. Но для того, что так сильно и продолжительно занимает дух ребенка, он ищет выражение, подбирает название, которое, естественно, отсутствует в процессе любого воспитания. Из анальной и уретральной эротики происходит, возможно, самая большая и наиболее рано приобретенная часть запаса слов и звуков совсем маленького ребенка. Так как в первую очередь лепетание и ранние попытки говорения являются задействованием инфантильной воли в целях выражения удовольствия или неудовольствия, и эти процессы также по большей части связаны с процессом пищеварения. Естественно, и вторую основу развития языка, подражание, в ее выдающемся значении нельзя упускать из виду. Но здесь в этом возрасте речь идет преимущественно об обозначениях функций тела.

Наряду с этим шкала ласкательных звуков, с помощью которых каждая мать, возможно бессознательно, делая это из следов воспоминаний младенчества, забавляет, успокаивает или усыпляет свое дитя, при всей непонятности является языком полным любви и логики, настоящим связующим звеном между матерью и ребенком. Возможно, в лепетании мальчика, который каждый раз, когда был несчастен, кричал «ма-ма», а в радостном настроении - «да-да», заложен глубокий смысл. При любой боли мать является тем человеком, который первым прибежит, успокоит любимое дитя и избавит от несчастья, в то время как отец (в первых лепетаниях ребенка называемый часто «да-да») с ребенком часто шутит, занимается им, как правило, в радостном настроении. То, что дети часто так долго в первые годы жизни останавливаются на звуках лепетания, что они повторяются в жизни взрослых в момент высшего любовного наслаждения, является воспоминанием о малословных, передаваемых через жесты и бессмысленные звуки потребности и понимании любви в самом раннем детстве. Бесспорный факт, что каждое событие, производящее впечатление на ребенка сексуальным и эротическим образом, вносит вклад в обогащение его словарного запаса, но, к сожалению, отодвигается как несущественное в сторону.

Особое психическое значение имеют монологическое лепетание и эхолалия ребенка. Монологическое лепетание, возникающее в конкретных ситуациях, четко показывает свою связь с эмоциональной жизнью; оно наблюдаются почти у всех детей при мягком покачивании в коляске, при покачивающих движениях на руках матери, но также вследствие гнева и разочарования. В этом случае такие монологи являются для ребенка замещением доказательства любви, в котором им, вопреки ожиданию, было отказано, что мы уже раньше слышали о сосании. Деятельность мышц преподносит ему так много удовольствия, что он скоро забывает о изначально желаемых вещах, т.е. отказывается от них. Так, у моего маленького племянника определенные связи слогов э бэ бэ – бэ бэ ррр - в возрасте от семи до тринадцати месяцев формировали для него неустанно повторяемую защитную реакцию на прекращение актов онанизма. В подобном случае Селли1 характеризует сильный эмоциональный акцент на лепетании для ребенка: «Ребенок слышит порождаемые им звуки, и они ему нравятся». (Во втором издании немецкого перевода 1897 года в данном месте находится выражение «и он влюбляется в них».) «С этого момента он начинает лепетать из радости, которую ему доставляет лепетание. Мы видим зачаток такого ищущего удовольствия лепетания в многократных повторениях одного и того же звука». Ребенок попадает в стадию эхолалии, при которой наряду с движениями мышц, которые в своем частом повторении воспринимаются ребенком с наслаждением, он в ритме ищет новый стимул, вызывающий удовольствие. Одновременно влечению к подражанию предлагается возможность деятельности. Большое участие инфантильного нарциссизма заявляет о себе самым явным образом как раз при первых языковых новоприобретениях. Маленькая девочка Элла, дочь крестьянина, которой с любовью занималась пожилая дама, сделала первые попытки лепетания только в десять месяцев, она повторяла имитированные звуки неустанно и с четкими признаками гордости и самодовольства. Подобные данные содержат и заметки супругов Скапен2 о впечатлении их ребенка от эхолалии. «Лукавая улыбка» до начала и «до смешного важная мина» во время процесса не оставляют сомнений, как интенсивно влияют на эмоциональную жизнь ребенка его первые интеллектуальные достижения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]