Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Politologia_vtoroy_tom_itogovyy_variant.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
04.08.2019
Размер:
6.21 Mб
Скачать

§3. Политика как искусство возможного

В соответствии с вышеизложенным материалом, становится ясно, что мораль и политика, находясь в неразрывном единстве и в то же время в постоянном антагонизме, не в состоянии самостоятельно найти эффективный и разумный компромисс, обеспечивающий поступательное и гармоничное развитие политического процесса. В связи с этим, человечество уже на ранних этапах своего государственного существования стало использовать правовое регулирование социальных, экономических и политических отношений. Этот треугольник: мораль, политика и право лежит в основе человеческого измерения политики, как общего феномена цивилизации. Решение проблем данного треугольника обеспечивается действиями политиков и чиновников.

21.3.1. Политика и право

Право и политика – две взаимосвязанные сферы общественной жизни. Взаимоотношения права и государства двусторонни: государство санкционирует и конституирует систему права, делая ее публичной, общеобязательной, всеобщей, и ее нарушение влечет за собой меры государственного воздействия. С другой стороны, само государство поддерживается и обеспечивается правом. В понятии «право» можно выделить ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в историческом и культурном развитии народа, но кроме этого оно содержит ориентиры и регуляторы для политики [60].

21.3.1.1. Историческое осмысление взаимоотношения политики и права

Со времен Древнего мира до Нового времени господствовали взгляды, в соответствии с которыми политика рассматривалась в качестве всеобщей, универсальной формы человеческой деятельности, включающей в себя все формы взаимоотношений человека и социальной среды, обеспечивающей тем самым целостность общественных отношений. Лишь разделение государства с гражданским обществом, обоснование естественного, т.е. независимого от государства права, связанное с научными исследованиями Макиавелли [82], Локка [79], Гоббса [31], Гроция [36] и других мыслителей того времени, положило начало дифференцированному, более точному пониманию взаимосвязи политики с другими социальными явлениями, в т. ч. и правом. При этом представители одних научных школ рассматривали политику в качестве ведущей области человеческой деятельности (Моска [95]), а других - считали ее явлением вторичным, зависимым от экономики (К. Маркс [87]), морали (Аристотель [7]) или права (Гоббс).

Особое внимание уделялось исследованию соотношения права и политики, что в значительной степени объясняется их теснейшей практической связью. «Едва ли, - справедливо заметил английский юрист А. Дайси [41], - возникнет какой-либо политический вопрос, который рано или поздно не превратится в юридический вопрос». Примечательно, что целые философские школы конца XVIII и первой половины XIX вв., предметом своего исследования имели политико-правовую проблематику, основанную на идеях классиков естественного права и буржуазного конституционализма (Локк [79], Монтескье [93]), основоположников американской доктрины публичного права (Адамс, Гамильтон [132], Джеферсон, Мэдисон [132]), авторов трактатов и комментариев по конституционному праву (Унилсон, Маршалл, Кент, Стори).

История формирования и развития концепции соотношения права и политики свидетельствует о том, что сложились и существуют два основных противоположных подхода к его раскрытию. При этом методологической основой этих двух противоположных позиций является различное понимание права.

Эти два типа правопонимания и обусловили формирование двух противоположных взглядов на соотношение права и политики. В соответствии с юридической теорией познания приоритет в этом соотношении отдавался праву, а позитивная роль политической власти государства связывалась с защитой права, путем возведения его в ранг общеобязательных правил поведения, подкрепляемых принудительной силой государства.

Концепция приоритета права над политикой в ее различных аспектах нашла широкое отражение в рамках естественно-правовой теории и теории правовой государственности. Политико-правовой проблемой этих теорий выступало выявление соотношения и приоритета категорий право-государство-закон, а также границ роли и деятельности государственной организации в обществе. Особенно важными для осмысления методологического обоснования приоритета права над политикой представляются идеи представителей школы естественного права Гроция [36], Гоббса [31], Локка [78], Спинозы [126], Пуффендорфа, Тамазия, Лейбница [77], Руссо [117] и др.

В соответствии с легистской гносеологией приоритет в соотношении права и политики отдается последней. При этом принудительная сила политической власти государства рассматривается не как средство обеспечения объективных свойств и требований права, а как его первоисточник. Эту концепцию обосновывали представители юридического позитивизма Д. Остин и И. Бентам [11] в Англии, К. Боргбом и П. Лабанд в Германии, А. Эсмен, Кабанту во Франции, СВ. Пахман, В.Д. Катков и Г.Ф. Шершеневич в России [61, с. 365-371, 572-576].

Именно эта легистская гносеология и легла в основу концепции приоритета политики над правом в их различной интерпретации: "всякое право - продукт политики" (Ж. Бюрдо); «право без власти – иллюзия» (Д. Мертен); «правообразование есть всегда политика» (Т. Майер-Мали).

Крайним проявлением легистской гносеологии выступает так называемый «этатический позитивизм». Этот подход к соотношению права и политической власти обосновывает универсальную правообразующую силу государства, доводит до абсолюта государственную монополию на право, пренебрегает социальной природой права. Исходя из таких методологических посылок «провоцируемый этатическим позитивизмом вид правового нигилизма основывается на предположении, будто все, что происходит в экономической и политической сферах - важнее и выше права». Господствующий в юриспруденции многих стран этатический позитивизм нашел благодатную почву и в отечественной науке советского периода, базировавшейся на марксистско-ленинской государственно-правовой доктрине.

Можно говорить о двух основных исторически сложившихся и существующих сегодня методологических подходах к раскрытию соотношения права и политики, состоящих, соответственно, в признании приоритета политики над позитивным правом и приоритета естественного права над политикой.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]