Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сборник научных трудов 2.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
29.04.2019
Размер:
1.17 Mб
Скачать

Список литературы:

1. Голоскоков Л.В. Теория сетевого права: Монография / 2-изд., перераб. и доп. – М.: изд. Академии бюджета и казначейства, 2010. – 230 с.

2. Susskind R.E. Transforming the Law: Essays on Technology, Justice and the Legal Marketplace / Published in the United States by Oxford University Press Inc., New York, 2000. 301 p.

3. Интернет-сайт http://www.corrupcii.net/

4. Интернет-сайт http://www.rian.ru/

5. Ким А.И. Для борьбы с коррупцией мягкие меры не годятся, и президентские поправки можно приветствовать. Но с некоторыми оговорками // Финанс. 2011. № 6. С. 12-14.

6. Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.

7. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 31. Ст. 3215.

8. Интернет-сайт http://rospil.info/.

9. Забелина О. Российская специфика «голландской болезни»: Зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых рынков минерального сырья / О. Забелина // Вопросы экономики. 2004. № 11. С. 60-75.

10. Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 34-44.

11. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4179.

Перспективы реформирования российского законодательства в контексте развития информационно-коммуникационных технологий Меньщиков и.Д.,

студент 3 курса, специальность «Юриспруденция»,

Курганский государственный университет.

Научный руководитель: Коков А.И.,

ассистент кафедры «Государственного права»

Курганского государственного университета.

Электронный адрес: Tamiris@yandex.ru

Контактный телефон: +7 9630081851

Во второй половине XX века произошли серьёзные изменения во всех сферах жизни общества, вызванные, в отличие от предыдущих исторических периодов, не социальными потрясениями, а началом научно-технической революции, главным трендом которой стало развитие информационно-коммуникационных технологий. Изменения оказались настолько существенными, что формирование постиндустриального общества из простой теоретической концепции трансформировалось в объективную реальность сегодняшнего дня.

В этой связи особенную актуальность приобретает вопрос адаптации права под меняющиеся общественные отношения, поскольку неотъемлемым элементом жизни почти 2 млрд. человек по всему миру стал Интернет1, который Роберт Гудлатт, член Палаты представителей, назвал «одним из самых многообещающих технологических средств, когда-либо созданных человечеством»2.

Признавая важную роль Интернета в жизни общества и государства, ряд стран, в числе которых Швейцария, Эстония, Франция, Греция, Финляндия, Коста-Рика и ряд других, законодательно закрепили право на Интернет для своих граждан3, что является значительным шагом на пути реформирования конституционного законодательства.

Российское руководство, понимая необходимость модернизации экономики, всё больше внимание уделяет высоким технологиям и, в частности, развитию Интернет-услуг, которые в перспективе должны значительно повысить уровень жизни населения. К числу основных положительных моментов развития Интернет-технологий можно отнести следующие:

1. обеспечение единства правового пространства, поскольку сложившаяся в настоящее время система официального опубликования нормативных актов не отвечает современным условиям. Традиционная система опубликования имеет ряд недостатков, на которые указывают известные авторы: недостаточный динамизм, затруднения с определением начала действия правового акта, неидентичность различных версий официальных текстов1; отсутствие возможности ознакомиться с полной актуальной редакцией нормативного правового акта (публикуются лишь изменения), публикация не в полном объеме (например, без приложений), проблемы с хранением огромного количества разнообразных бюллетеней и газет2; ограниченность тиража и печатной площади и другие. Информационные технологии позволят избежать подобных проблем, в частности, путём создания объединённой сводной базы российского регионального законодательства;

2. возможность построения гражданского общества и в перспективе – переход к прямой демократии, т.к. «информационная среда позволяет довести до логического абсолюта краеугольный камень доктрины конституционализма и демократии – максимально расширить доступ каждого к государственному и муниципальному управлению, обеспечив подлинную власть народа»3. Отдельные элементы начали проявляться уже сейчас, например, при обсуждении на официальных сайта Правительства и Президента наиболее важных законов. В частности, на законопроект (в то время) «О полиции» поступило более 16 комментариев4, часть из которых учли при изменении первоначального текста законопроекта;

3. оказание государственных услуг населению через Интернет позволяет значительно снизить уровень коррупции, а также, как указывает И. Пискун, на 65% сокращается время предоставления услуг, а доля транзакционных издержек в выручке бизнеса сокращается вдвое – с 6% до 3%5;

4. качественный экономический рост, вызванный развитием «сетевой экономики», т.е. хозяйственной деятельности, осуществляемой с помощью электронных сетей (цифровых телекоммуникаций), которая только в Российском сегменте Интернета в 2008 году составила 8 млрд. долларов1, Наибольшее распространение получили электронные магазины, аукционы и прочие торговые площадки, деятельность которых, более или менее урегулирована законодательно.

Однако, не смотря на объективную потребность комплексных преобразований в сфере российского права, вызванных развитием информационных технологий, на сегодняшний день их тормозит ряд причин.

Во-первых, как отмечают Г.И. Сытенко и А.А. Вилинов: «Россия остается единственной страной, в которой нет законодательного регулирования деятельности интернет-сообщества»2. Складывается парадоксальная ситуация: С.Н. Шевердяев справедливо констатирует, что внутреннее информационное законодательство Российской Федерации и других стран весьма обширно, но требует разработки и принятия новых актов (в частности, касающихся отношений в Интернете)3. Действительно, на сегодняшний день целостных источников, регулирующих правоотношения в Интернете не существует. Отдельные нормы содержатся в федеральных законах и подзаконных нормативных актах, регулирующих информационную сферу в общем. К ним можно отнести: федеральные законы от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи», от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», от 27 июля 2006 г. «О персональных данных», от 7 июля 2003 г. «О связи» и ряд других, подробный анализ которых сделал И.М. Рассолов в своей работе «Право и Интернет. Теоретические проблемы». Кроме того, И.М. Рассолов в качестве источников законодательства об Интернете выделяет международные обычаи и судебную практику4, апеллируя международным характером правоотношений и источников.

Во-вторых, другим немаловажным аспектом, препятствующим закреплению права на Интернет, является недостаточно высокий уровень коммуникационной инфраструктуры. Так 59% россиян старше 12 лет хотя бы раз в месяц используют Интернет5 (по другим данным – только 42% населения6), в то время, как, например, в Финляндии этот показатель составляет 85%, а техническая возможность подключить доступ в сеть имеется у 97% домохозяйств1. Как видно из приведённых данных, уровень проникновения Всемирной паутины в нашей стране ещё недостаточно велик, однако темпы роста на протяжении последних лет остаются достаточно высокими.

В-третьих, сам контекст правового регулирования Интернета предполагает обеспечение информационной безопасности пользователей со стороны государства. На данный момент из-за сложившейся неопределённости в законодательстве наблюдается стремительный рост киберпреступности, который только за 2007-2009 годы составляет 25-30%2. Но это явление характерно не только для России, ведь более 100 стран, в том числе 60% членов Интерпола, не имеют законов, предназначенных для борьбы с киберпреступлениями3. Кроме того, в нашей стране наблюдается слабая техническая оснащённость правоохранительных органов, а также недостаточно разработанная судебная практика по делам о компьютерных преступлениях.

Таким образом, на основе анализа полученных данных, можно предложить следующие пути реформирования российского законодательства.

А) Официальное закрепление права каждого гражданина Российской Федерации на свободный и безопасный Интернет в Конституции РФ, либо в ФКЗ или ФЗ, учитывая особую важность данного права в условиях цифрового общества. Не удивительно, что согласно недавнему соцопросу, проведенному во всех регионах мира по заказу службы BBC World Service, четверо из пяти опрошенных считают доступ к интернету фундаментальным правом человека4.

Б) Предусмотреть федеральную программу развития ИКТ, предусматривающую как можно больший охват населения Всемирной паутиной. В частности оснастить установленные в селах таксофоны Wi-Fi точками доступа, или провести Интернет через сети цифрового телевидения, создать бесплатные Интернет-центры.

В) В целях борьбы с киберпреступностью усовершенствовать российское уголовное законодательство в соответствии с нормами международных договоров Российской Федерации. Введение дополнительных составов преступлений и квалифицирующих признаков в Уголовный кодекс, а так же ужесточение санкций соответствующих статей, с превалированием реального лишения свободы. Повышение профессионализма и оснащённости правоохранительных органов, привлечение сведущих лиц к расследованию подобных дел. Но при этом не допустим контроль Интернета, что подтвердил Президент РФ Д.А. Медведев на Мировом политическом форуме в Ярославле1 и тем самым опроверг появившейся ранее информации о значительном усилении контроля силовых структур на российском сегменте Сети2.

Г) Определение наиболее оптимальной модели взаимодействия государства и провайдеров – поставщиков услуг Интернета, ведь только от них зависит как бесперебойное обеспечение население качественными информационными услугами, а также провайдеры имеют инструменты пресечения и выявления преступлений, совершённых в киберсреде.

Д) Общее повышение юридической и технической грамотности населения и повышение культуры пользования Интернетом.

В российском праве заложен потенциал для его модернизации, но остаётся верить, что законодатели и правоприменители не пропустят момент, когда комплексные преобразования смогут изменить ситуацию.