Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зарубежная литература. Материалы к зачету.doc
Скачиваний:
603
Добавлен:
06.06.2015
Размер:
803.84 Кб
Скачать

12. Мотив автомата в новелле э.Т.А. Гофмана «Песочный человек».

Мотив автомата мы впервые встречаем в повести Арнима «Изабелла Египетская». В ней он несет отражение социальной неустроенности, которая живет вещным предметным миром и может не заметить у автомата отсутствия души, принимая его за нормального человека.

Центральной проблемой «Песочного человека» предстает соотношение живого и мертвого, духовного и материального начал в человеческой душе, связываемое с мотивом автомата, механического подобия личности. Натанаэль без памяти влюбляется в куклу-автомат Олимпию, предстающую в его искаженном видении образцом красоты и изящества. Ее совершенная красота и пугает героя своим могильным холодом, и наполняет безумным восторгом, ведь в стеклянных глазах Олимпии отражается любовь и желание самого юноши. Гофман затрагивает в этой ситуации проблему бездуховного мира, порождаемого упорядоченным социумом. (Та же тема и у Арнима, но Гофман описывает ее развернуто.) Автор касается и темы, которая чрезвычайно важна для творческой эволюции самого писателя. Речь идет о точке зрения на мир, о создании субъектом, созерцающим реальность, той действительности, которая вовсе таковой не является, а представляет собой лишь фантом его сознания.

13. Сказка э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес». Образы Бальтазара и Цахеса. Своеобразие иронии и гротеска Гофмана.

В этой сказке гротеск является основой композиции и конструирования образа главного героя, ибо гротескным представляется автору сам реальный мир. Основа конфликта и образа главного героя заключается в противостоянии сущности и видимости, причем внешнее – видимость – оказывается сильнее сущности. Крошка Цахес, сын бедной крестьянки, родился уродом, не способным даже членораздельно разговаривать. Фея Розабельверде, пожалев ребенка и мать, наделила уродца тремя огненными волосками, благодаря которым ему стали приписывать все прекрасные свойства, которыми были одарены те, кто находился в ту минуту рядом с ним.

Автор усиливает впечатление, нагромождая нелепости: маленькое чудовище получает чин министра и странного вида орден. Погибает, утонув в ночном горшке. Всё это свидетельствует о гиперболизации – принципе создания образа, но это гипербола, на которой основана одна из сторон романтического гротеска, двойственного в своей основе. Она усиливает эмоциональное восприятие контрастов реального мира путём заострения, укрупнения явлений. Введение невероятного, искажающего обычные формы действительности как бы высвечивает скрытую сущность реального. Вторая сторона романтического гротеска – соединение несоединимого в одном – здесь не представлена.

Авторская ирония в этой сказке становится более горькой, чем раньше. Счастье студента Бальтазара, в финале оказавшееся возможным уже не в идеальном мире Атлантиды, а в несколько пародийном «идеальном» мире поместья Проспера Альпануса, где во время стирки будет светить солнце, кушанья не будут пригорать, а сама прекрасная Кандида не утратит хорошего настроения, если не снимет магического ожерелья. Студент не замечает, что его возлюбленная обычная мещанка. Предметный мир, ранее враждебный герою-музыканту, начинает служить ему, хотя это и противоречит сущности такого персонажа. Более того, ошибается и сам носитель светлого начала – фея Розабельверде, ее подарок не добро, подарок помимо ее воли превращается в носителя злого начала и становится источником страдания для тех, кто действительно высок своими душевными качествами. Сама прекрасная Кандида не лишена филистерских наклонностей: неслучайно только магическое ожерелье (предмет) создает ее хорошее настроение.