Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОЛИТОЛОГИЯ (конспект-тема 8,9,10,11,12).docx
Скачиваний:
200
Добавлен:
03.05.2015
Размер:
339.77 Кб
Скачать

§ 1. Политическая (социальная) напряженность

Политическая напряженность является разновидностью со­циальной. Поэтому необходимо, прежде всего, дать определение понятия «социальная напряженность», а затем попытаться раз­граничить понятия «социальная напряженность», «социально-по­литическая напряженность», «политическая напряженность».

Социальная напряженность представляет собой социаль­но-психологическое состояние людей, обусловленное их соци­альным положением и степенью неудовлетворенности состояни­ем дел или ходом развития событий. Неудовлетворенность явля­ется одним из ключевых понятий в определении социальной напряженности. Человек (группа) может быть неудовлетворен своим социальным статусом, материальным положением, не оп­равдавшимися ожиданиями, «несправедливым» распределением властных полномочий в социальной группе, в обществе, в поли­тической системе и т. д. При этом один вид неудовлетворенно­сти, как правило, накладывается на другой, создавая общую «ин­тегральную» неудовлетворенность.

Накопление неудовлетворенности существующим положени­ем дел или ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности. При этом происходит трансформация неудовле­творенности из субъективно-объективных отношений в субъек­тивно-субъективные. Суть такой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объективно существующим положением дел, выявляет (персонифи­цирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетво­ренности.

В широком смысле социальная напряженность может иметь место в любой сфере жизнедеятельности (политической, эконо­мической, социокультурной и др.) и на любом уровне социаль­ного взаимодействия (межличностном, внутригрупповом, меж­групповом и др.). В узком смысле социальная напряженность возникает на основе социальных (социально-экономических, се­мейных, бытовых, социально-климатических) проблем и пред­полагает их разрешение. Отличие социальной напряженности от социально-политической и политической заключается в том, что она не затрагивает политические (властные) отношения, не соз­дает угрозу политической власти.

Социально-политическая напряженность представляет собой социально-психологическое состояние людей, обусловленное их социальным и политическим положением и степенью неудовле­творенности состоянием дел или ходом развития событий в об­ществе и политической системе. В основе ее возникновения мо­гут лежать те же проблемы, порождающие социальную напря­женность. Но в отличие от последней социально-политическая напряженность охватывает большие социальные группы, затра­гивает политические отношения и создает угрозу государствен­ной власти.

Социальная напряженность при определенных условиях мо­жет трансформироваться в политическую. Например, определен­ный вид неудовлетворенности охватывает значительное количе­ство людей; проблема не находит своего конструктивного реше­ния и люди начинают обвинять государственные структуры в нежелании (неумении) удовлетворить их социальные потребно­сти; решение проблемы затрагивает властные отношения, пред­полагает принятие политических решений. Так, в мае—июне 2006 г. возник конфликт между жителями района Южное Бутово (Москва) и городской администрацией. Жители не хотели поки­дать свои частные дома и переселяться в городские квартиры на предлагаемых им условиях. Власти применили силу — милицию и ОМОН. На защиту прав владельцев сносимого жилья встали члены Общественной палаты. Локальная социальная напряжен­ность постепенно трансформировалась в региональную, а затем в федеральную, а по своему качеству — в социально-политическую, так как для решения возникшей проблемы были задейст­вованы Государственная Дума и другие политические органы.

В основе политической напряженности лежит неудовлетво­ренность состоянием и развитием политических отношений. В отличие от социально-политической напряженности, для кото­рой политика — лишь средство решения проблем, для политиче­ской напряженности политика является самоцелью, а другие от­ношения (социальные, экономические, бытовые и др.) могут ис­пользоваться в качестве средства для эскалации напряженности и достижения политических целей. Например, некие политические силы (партии, элиты, движения) различными способами нагне­тают социальную напряженность, организуют и провоцируют массовые мероприятия (митинги, демонстрации, забастовки), мотивируя это необходимостью защиты социальных интересов людей. При этом они стремятся придать реальным и мнимым проблемам политический характер. В действительности же ос­новной целью всех этих мероприятий (со стороны организато­ров) является повышение своего политического статуса, т. е. по­литические цели.

Ярко выраженный политический характер политическая на­пряженность приобретает в периоды радикальных изменений в самой политической системе: когда решается вопрос о полити­ческой власти и когда эти изменения затрагивают реальные или мнимые интересы значительных социальных слоев или опреде­ленных политических сил. Например, так называемые «цветные революции» (Грузия, Украина) стали возможными благодаря на­гнетанию прежде всего политической напряженности и массо­вым выступлениям людей, которые оказывали непосредственное давление на политическую власть.

Таким образом, политическая напряженность представляет собой социально-психологическое состояние людей, обусловленное их неудовлетворенностью состоянием дел или ходом развития собы­тий в политической сфере.

Определенный фоновый уровень социальной (политиче­ской) напряженности в оптимально функционирующем общест­ве является вполне естественным. По отношению к социальной системе (обществу) он выполняет конструктивные функции («конструктивная напряженность»). Это своего рода защитная и адаптивная реакция социального организма и «средство» от за- стоя и конформизма, готовность людей решать возникающие проблемы.

Возможны ситуации, когда уровень политической напряжен­ности в обществе находится ниже необходимого фонового зна­чения. Это происходит, как правило, в жестких политических системах, где отсутствует реальная оппозиция правящему режи­му и в обществе воцаряется политическая апатия, пассивность и застой. Такое положение способствует накоплению нерешаемых проблем, которые в итоге приводят общество к политическому кризису. Примерно такая ситуация сложилась в СССР в 70 — начале 80-х гг. XX в. Низкая политическая активность граждан свойственна и современному российскому обществу.

Превышение определенного (оптимального) уровня социаль­ной напряженности может привести к возникновению кон­фликтной ситуации. Такая напряженность является следствием глубоких социальных (политических) противоречий. Она затра­гивает базовые потребности людей и по отношению к сущест­вующей социальной системе носит деструктивный характер.

В целом политическая (социальная) напряженность может быть функциональной и дисфункциональной по отношению к социальной системе, в которой она возникла; иметь позитивные и негативные последствия; оцениваться как положительно, так и отрицательно с точки зрения различных политических (социаль­ных) субъектов. Кроме того, она может иметь вертикальную, го­ризонтальную и смешанную направленность. Например, поли­тическая напряженность, возникшая в отношениях между вла­стью и обществом, имеет вертикальную направленность, а между ветвями власти или между отдельными субъектами федеративно­го государства — горизонтальную.

Все многообразие причин социальной (политической) на­пряженности, на наш взгляд, может быть сведено к четырем ос­новным:

  1. ущемление интересов, потребностей и ценностей людей (в том числе и в политической сфере);

  2. неадекватная реакция властей на возникающие в обществе проблемы (в том числе на стихийные бедствия, техногенные ка­тастрофы и др.);

  3. неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях процессов и изменений;

4) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д., в том числе из-за плохой коммуникации.

Но какими бы ни были причины социальной напряженно­сти, она всегда служит индикатором реального или мнимого на­рушения принципа социальной справедливости в наиболее зна­чимых сферах жизнедеятельности людей. Даже в природных ка­таклизмах люди, как правило, винят не стихию, а других людей (прежде всего власть), которые не сумели вовремя предупредить потерпевших, оказать им помощь и т. д.

Итак, социальная (политическая) напряженность имеет двой­ственную объективно-субъективную природу. С одной стороны, возникают (существуют) объективные условия дискомфорта для значительного количества людей; с другой — люди должны осоз­навать, что существующее положение является несправедливым, и стремиться его изменить. Таким образом, социальная (полити­ческая) напряженность возникает, когда социальные ценности, интересы, потребности и социальные (политические) ожидания наталкиваются на невозможность их удовлетворить; когда боль­шинство членов общества считают существующую систему отно­шений несправедливой. И чем больше людей считают себя не­справедливо обиженными и обездоленными, тем больше потен­циал социальной напряженности.

Социальная (политическая) напряженность проходит четыре стадии своего развития.

  1. Усиление неудовлетворенности различных социальных слоев существующими условиями жизни или развитием собы­тий. Неудовлетворенность на этой стадии носит еще преимуще­ственно субъективно-объективный характер — потенциальные субъекты возможного конфликта не определены.

Большинство недовольных приходит к осознанию того, что для решения существующих проблем необходимы решитель­ные действия. Напряженность растет, определяются (выявляют­ся) реальные и мнимые противники улучшения положения дел (виновники сложившейся ситуации); субъектно-объектные от­ношения трансформируются в субъектно-субъектные. В конце второй стадии социальная напряженность достигает максималь­ного для предконфликтной ситуации уровня. В этой ситуации возможны два основных варианта развития событий: либо находятся способы снижения социальной напряженности, либо кон­фликтная ситуация перерастает в конфликт.

  1. С началом открытого противоборства уровень социальной напряженности, как правило, снижается, однако в ходе развития конфликта те или иные события (победы, поражения, провока­ции и др.) могут способствовать повышению или снижению ее уровня.

  2. С завершением конфликта социальная напряженность снижается и постепенно входит в норму. Однако если в ходе урегулирования конфликта не удалось разрешить какие-то про­блемы или одна из сторон (часть стороны) считает достигнутые мирные соглашения несправедливыми, то уровень напряженно­сти не только не снижается, но и может повышаться.

При анализе динамики и форм проявления политической напряженности необходимо учитывать следующие факторы: су­ществующий политический режим, наличие легитимного право­вого поля, уровень развития политической культуры, искусст­венное стимулирование политической напряженности.

Рассмотрим эти факторы (за исключением политического режима — см. об этом § 3 настоящей главы) подробнее.

Наличие легитимного правового поля позволяет любую форму политической напряженности институционализировать (ввести в правовые рамки), избежать негативных последствий ее проявле­ния, конструктивно решить возникшую проблему.

В условиях тоталитарного и авторитарного режимов говорить о легитимном правовом поле не приходится, так как «правила игры» могут постоянно меняться волевым решением правителей. Хотя история знает немало примеров, когда самые иезуитские решения и правовые нормы тирана или вождя одобрялись зна­чительной частью общества.

В условиях развитого демократического общества правовые нормы в целом отвечают интересам большинства граждан. И если даже имеются проблемы с проявлением политической напряжен­ности, то они, как правило, находят конструктивное решение. Сложности возникают в условиях нестабильной (формирующей­ся) демократии, когда отсутствуют устоявшиеся правовые нормы и традиции, а правящий класс периодически меняет «правила игры». Такая ситуация сложилась в настоящее время в России.

Уровень политической культуры. Высокий уровень политической культуры является своего рода гарантией против трансформации полити­ческой напряженности в деструктивный политический кон­фликт.

Искусственное стимулирование (организация) политической напряженности. Причинами возникновения политической на­пряженности и форм ее проявления могут быть не только объек­тивно сложившиеся условия и внутренняя мотивация субъектов, но и искусственное стимулирование проявления недовольства. Такие приемы известны с древнейших времен. Наиболее рас­пространенными способами стимулирования напряженности яв­ляются: распространение слухов, искусственное создание раз­личного рода дефицита жизненно важных товаров и услуг, про­воцирование паники.

В тоталитарном и авторитарном обществах для создания не­обходимой политическому режиму «политической напряженно­сти» широко используется так называемый административный ресурс, в том числе физическое насилие. Так, когда сталинский режим проводил очередное судилище над «врагами народа», од­новременно под окнами здания суда (или в ином месте) в добро­вольно-принудительном порядке власти организовывали митин­ги и демонстрации, на которых люди высказывали свое возму­щение «антинародной деятельностью» этих самых «врагов» и «требовали» для них жестокого наказания. Да и впоследствии правящий класс, по мере необходимости, создавал нужные ему «очаги политической напряженности», заставляя людей протес­товать по поводу тех или иных проблем международной полити­ки, так как внутренняя политика была вне критики.

В демократической политической системе и в условиях ры­ночной экономики значение административного ресурса суще­ственно снижается. Появляются другие, преимущественно ком­мерческие способы организации (стимулирования) «политиче­ской напряженности». Такие факты финансирования заказной «напряженности» для современной России стали обыденным яв­лением. В средствах массовой информации приводились много­численные примеры финансирования «политической напряженности» во время так называемой «оранжевой революции» в Украине (конец 2004 — начало 2005 г.).

Существуют и другие способы организации политической напряженности. Например, гитлеровская Германия перед захва­том Судетской области (Чехия) в 1938 г. организовала на терри­тории области вооруженную провокацию, в которой погибли де­сятки немцев. Возникшая политическая напряженность стала причиной созыва Мюнхенского конгресса (Мюнхенского сгово­ра), который считается прологом Второй мировой войны. Дру­гой пример: недавно стали достоянием гласности ранее засекре­ченные факты о том, что американское руководство было ин­формировано о готовящейся на Перл-Харбор атаке японских войск, но в целях возбуждения «волны недовольства» агрессором и поднятия боевого духа своих сограждан не предприняло пре­вентивных мер.

Для возникновения реального конфликта необходимо, чтобы потенциальная напряженность переросла в реальную, которая предполагает не только эмоциональное негодование и социаль­ные ожидания, но и конкретные (конфликтные) действия. Мо­мент перехода от эмоций к действиям называется порогом толе­рантности. Для каждого отдельного человека, каждой социаль­ной (этнической) группы, каждой сферы жизнедеятельности порог толерантности может иметь свои качественные и количе­ственные показатели.