Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ком навыки зачет.doc
Скачиваний:
122
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
642.05 Кб
Скачать

37 Завершение мед интервью

Фаза корректировки. Встреча с больным должна иметь завершение не только в профессиональном плане, но и в психологическом. Важно, какими словами врач заканчивает беседу. Известный в психологии «эффект края» говорит о том, что лучше всего запоминаются начало и конец встречи. В памяти больного должны сохраниться самые первые и последние слова врача, внушающие надежду. Последняя фаза общения «врач-больной», завершающая встречу, несет в себе лишь психологическую нагрузку. Задача этой фазы — оказать больному эмоциональную поддержку, внушить надежду на быстрый и благополучный исход событий. В фазе корректировки, как и в контактной фазе, невербальное поведение врача — его поза, жесты, взгляд, мимические реакции, интонации голоса — имеют большое значение. Важно содержание заключительной фразы, например, «Сделаем все возможное, чтобы Вам помочь», или «Теперь нас с Вами трое: Вы, я и Ваша болезнь. Если Вы будете на моей стороне, то мы ее победим». У каждого врача со временем вырабатывается своя собственная заключительная фраза, привычно завершающая встречи с больным. Она является частью профессионального «имиджа», произносится спокойным и уверенным голосом, сопровождается доброжелательным взглядом, жестом, провожающим и одновременно приглашающим пациента на следующую встречу.

К концу сеанса целесообразно спросить клиента, все ли ему Понятно из того, что обсуждалось во время беседы. Утвердительный ответ и отсутствие вопросов не всегда следует истолковывать как признак полного понимания. У меня осталось яркое воспоминание об одном случае, имеющем отношение к этой теме. Однажды, во время Второй мировой войны, в качестве клинического психолога в армейском госпитале я вел заключительную беседу с солдатом, который проходил у меня Психотерапию и теперь увольнялся из армии в связи с наличием психического расстройства. Я несколько наивно полагал, что имеет смысл напомнить ему обсуждавшиеся ранее причины возникновения его симптоматики и проблем. Свой монолог я то и дело прерывал вопросом, ясно ли то, о чем я говорю. Каждый раз пациент кивал и отвечал: «Все понятно, лейтенант». Надо признаться, я был весьма доволен своим выступлением. После последнего «Все понятно» я, удовлетворенный, откинулся на спинку кресла и заявил, что наша работа подошла к концу. Затем я поинтересовался, нет ли у пациента напоследок каких-либо вопросов. Пациент сказал, что у него есть лишь один вопрос: «Так что же со мной не в порядке?» Это был ответ на все мои «понятные» объяснения.

Хотя приведенный выше пример можно интерпретировать по-разному, как правило, все же имеет смысл предоставить шанс пациенту задать любые вопросы о том, что обсуждалось в процессе психотерапии или о психотерапии вообще. Как уже подчеркивалось, необходимо снизить неопределенность и достичь максимального взаимопонимания. Так, почувствовав вдруг, что пациент не понял сказанное, психотерапевт должен поинтересоваться, нет ли у него каких-либо вопросов, и попытаться прояснить ситуацию.

Психотерапевт должен проявить активность, стараясь получить необходимую информацию о клиенте и о его затруднениях; внимательно наблюдать за поведением пациента во время беседы, оценивать собственные реакции на него, а затем вынести общее суждение относительно применения в данном случае краткосрочной психотерапии. Заключив, что клиент подходит для психотерапии, психотерапевту следует использовать оставшееся время на его информирование о предстоящем лечении и о порядке прохождения психотерапевтического курса. Если подобное решение на первом сеансе принять не удалось, для завершения этого процесса и принятия соответствующего решения можно назначить дополнительный сеанс.