Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ криминология.docx
Скачиваний:
32
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
408.42 Кб
Скачать

§ 4. Классификация и типология личности преступника.

Лица, совершающие преступления, отличаются друг от друга по демографичес­ким, правовым, психологическим признакам, с одной стороны, а с другой — они по тем же признакам схожи и образуют устойчивые группы. Поэтому воз­никает необходимость классификации и типологии личностей преступников.

Классификации, предлагаемые криминологами, обычно исходят из нрав­ственных, психологических признаков личности преступника, степени обще­ственной опасности правонарушителей, ее глубины, стойкости, содержания.

Следует, однако, отметить, что классификация и типология преступников, при всей их схожести, не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на жестких критериях групп и подгрупп, каждая из ко­торых занимает четко зафиксированное место. Типология же не содержит та­кой жесткой дифференциации этих проявлений и чаще всего ее основанием является совокупность нескольких свойств личности.

Классификация содействует движению науки от эмпирического накопления знаний до ее теоретического осмысления с помощью типологического анали­за. Например, классификация преступников по возрасту не может состоять только из несовершеннолетних преступников и лиц в возрасте 20-30 лет. Пример классификации лиц, совершивших преступление:

1) По социально-демографическим признакам: мужчины, женщины; в возрасте: 14-15; 16-17; 18-24; 25-29; 30-40 лет; старше 50 лет; по уровню образования: с начальным, общим, средним и средне-специальным; с высшим и неполным высшим.

2) По признакам социального положения и роду занятий: рабочие, служащие, учащиеся, частные предприниматели, фермеры, пенсионеры; трудоспособные, но не работающие и не учащиеся; безработные.

3) По признакам места жительства и длительности проживания: город, сельская местность; постоянный житель, мигрант, переселенец.

4) По данным интенсивности и характера преступной деятельности: повторность, рецидив; в группе, в организованной группе.

5) По данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения.

Типология — метод научного познания, в основе которого лежит рас­членение систем объектов и их группировка с помощью обобщений, идеа­лизированной модели или типа. Типология опирается на выявление сход­ства и различия изучаемых объектов стремится выявить их закономерности. В теоретическом отношении типология по сравнению с классификацией представляет собой более высокий уровень познания. Так, среди преступ­ников возможно выделение и изучение одного типа, например, личности насильственного преступника.

Самым же важным отличием классификации от типологии является то, что первая дает описание изучаемого объекта, а вторая (наряду с другими методами) — его объяснение, т.е. с помощью типологии можно вскрыть его природу, причины, закономерности зарождения и развития, составить про­гноз. Типология преступников должна создаваться, прежде всего, с целью объяснения причин преступного поведения.

Классификация лиц, совершающих преступления, дополни­тельно проливает свет на механизм воспроизводства преступлений в обществе, позволяя увидеть характерные черты этих людей, возможно, определенным образом связанные с их опасным для общества поведением. Обнаружение в массе преступников каких-либо демографических отличий от населения в целом может свидетель­ствовать о повышенной предрасположенности к преступной деятель­ности отдельных общественных слоев или групп, об их «вкладе» в преступность. Классификация преступников представляет собой подразделение их на основании одного определенного признака. Их различают по характеру преступного поведения, полу, возрасту, степени преступного развития и т. д.

Криминологическая типология позволяет выделить из всего многообразия преступных проявлений и лиц, совершающих преступления, наиболее характерные типы и образы их действий.

В основу построения модели типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающий особенности мо­тивационной сферы.

Главными типологическими признаками антисоциальной направленнос­ти личности являются:

  • негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;

  • корыстные и частнособственнические взгляды;

  • индивидуалистически-анархическое отношение к различным общепри­нятым ценностям и социальным установкам;

  • легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям. Практика показывает, что можно выделить три наиболее типологические группы преступников: корыстные, насильственные и корыстно-насильственные.

В зависимости от характера и содержания мотивации можно выделить следующие типы преступников:

1) с политической мотивацией;

2) с корыстной мотивацией;

3) насильственно-эгоистической мотивацией;

4) анархическо-индивидуалистической мотивацией;

5) легкомысленно-безответственной мотивацией.

Преступников с политической мотивацией характери­зует несогласие с существующим политическим режимом. Как правило, эти лица совершают преступления против основ конституционного строя и безопасности государ­ства (государственная измена, шпионаж, диверсия и др.).

Преступления, совершаемые с корыстными мотива­ми, посягают практически на все родовые объекты уголовно-правовой охраны, а не только на отношения соб­ственности. Под корыс­тным побуждением понимается цель получения материальной выго­ды для виновного или других лиц (денег, имущества, или прав на его получение, прав на жилую площадь, возна­граждение от третьих лиц и т. п.) или избавления от ма­териальных затрат (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения имущественных обязательств, уплаты алиментов и др.). В целом, такое понимание корыстного мотива можно принять и за криминологическое понятие. “Другими лицами”, в интересах которых мо­гут быть совершены действия по корыстным мотивам, могут быть не любые по отношению к преступнику лица, а только те, в судьбе которых он лично заинтересован (родственники, супруг, иждивенцы, друзья, любовница и т.д.). К числу таких лиц могут быть отнесены и юридические лица, в существовании и нормальной деятельности кото­рых преступник заинтересован (например, является уч­редителем).

Наряду с корыстными мотивами преступное поведе­ние может быть обусловлено и другими, действующими параллельно, мотивами. Поэтому среди корыстных пре­ступников в свою очередь также может быть выделено несколько типов. В частности, в криминологической ли­тературе выделяют преступников, которые совершают корыстные преступления по следующим мотивам: по мотивам приобретения необходимого социального стату­са в референтной группе или по мотивам самоутвержде­ния; по мотивам производствен­ного характера; по мотивам испы­тания острых ощущений (чувства тревоги, опасности); по мотивам обеспечения дезадаптированного образа жизни, связанного с употреблением спиртных напитков или нарко­тиков, бродяжничеством или попрошайничеством и т. д.

Лиц с агрессивной мотивацией объединяет соверше­ние преступлений, которые в качестве основного, допол­нительного или факультативного объекта преступления имеют отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни и здоровья человека: убийства, причинение умыш­ленного вреда здоровью различной тяжести, хулиганство и т. д. Агрессивная мотивация включает в себя хулиган­ские побуждения, месть, ревность, сексуальную необуз­данность и т. д. Нередко агрессивная мотивация тесно переплетена с корыстью, что обусловливает совершение корыстно-насильственных преступлений (убийств из ко­рыстных побуждений, разбойничьих нападений и т. д.).

К преступникам с анархическо-индивидуалистической мотивацией относят лиц, совершивших преступления про­тив порядка управления, правосудия, общественной без­опасности, преступления в сфере экономической деятель­ности, преступления против военной службы и другие преступления, не связанные с иными типами мотивации. Внешняя особенность этой группы преступлений — от­сутствие жертвы и видимого, ощутимого вреда, что при­водит к необходимости конструирования в уголовном за­конодательстве, так называемых, “формальных” составов преступлений. Субъективная сторона этих преступлений характеризуется стремлением виновного избежать пре­ступного вреда, отрицанием лишь того уголовно-правового запрета, который виновный считает излишним.

Преступников с легкомысленно-безответственной мотивацией характеризует поверхностное отражение реальной действительности, искаженное предвосхищение будущих событий, небрежное отношение к социальным ценностям и своим обязанностям в обществе. Большин­ство преступников этой группы составляют неосторож­ные преступники.

В зависимости от глубины и степени криминальной мотивации одни исследователи выделяют злостных и слу­чайных преступников; другие — особо опасных, десоциализированных, неустойчивых и ситуативных преступни­ков, третьи — случайных, ситуационных, неустойчивых, злостных преступников и особо опасных рецидивистов, и т. д. Такая разница в количестве выделенных типов пре­ступников, их различные названия и криминологическая характеристика свидетельствуют о слабой разработанности критериев типологии преступников. В результате выде­ленные типы преступников не имеют четко выраженной криминологической характеристики, заметного отличия друг от друга, которое можно было бы использовать для объяснения различных вариантов преступного поведения и выработки специфических мер индивидуальной проф­илактики.

Более приемлемой является типоло­гия преступников, которая основана на выделении трех основных типов личности преступника:

а) последовательно-криминального;

б) ситуативно-криминогенного;

в) ситуативного.

Преимущество этой типологии состоит в том, что она предусматривает более “выпуклую” криминологическую характеристику выделенных типов преступников и в силу этого большую практическую ориентацию типологии на профилактическую работу с различными преступниками.

Последовательно-криминальный тип преступника харак­теризуется:

— отсутствием чувства социальной ответственности;

— использованием психологических механизмов са­мозащиты;

— активностью поведения в ситуации совершения преступления;

— совершением преступления, как правило, без внеш­них поводов или в ситуации, затрудняющей преступную активность.

Этот тип встречается обычно среди людей, неоднок­ратно судимых за тяжкие преступления. Криминологи­ческая характеристика этих преступников дает основа­ние утверждать, что они трудно поддаются мерам про­филактического воздействия, индивидуальная профилак­тика в отношении этой категории лиц должна быть осо­бенно длительной и интенсивной.

Ситуативно-криминогенный тип личности преступни­ка, по данным большинства исследователей, наиболее часто встречается среди несовершеннолетних преступни­ков. Для этого типа преступников характерно:

— формирование и действие в противоречивой соци­альной среде (например, семья оказывает позитивное социальное воздействие, а неформальное окружение — негативное);

— систематическое нарушение норм нравственности и морали, что объективно создает определенную пред­расположенность к совершению преступлений;

— наличие разнообразных положительных качеств;

— совершение преступления в значительной мере под влиянием неблагоприятной жизненной ситуации.

Этот тип преступника, как вытекает из его кримино­логической характеристики, легче поддается профилак­тическому воздействию, осуществляемому многими ор­ганами и физическими лицами.

Ситуативный преступник характеризуется следующи­ми наиболее типичными признаками:

— формированием и деятельностью, как правило, в законопослушной среде;

— как правило, ответственным выполнением своих социальных ролей на производстве и в быту;

— признанием действующей в обществе нормативной системы, правомерным поведением как обычным резуль­татом жизнедеятельности;

— общей положительной направленностью личности, резким доминированием социально-полезных свойств над негативными;

— совершением преступления под сильным (резко неожиданным или чрезвычайно затяжным) влиянием кон­кретной криминогенной жизненной ситуации.

Этот тип преступника наиболее легко и быстро под­дается индивидуально-профилактическому воздействию.

Поскольку преступники, относящиеся к этому типу, характеризуются общей положительной направленностью личности, а совершенное ими преступление не является закономерным следствием предшествовавшей жизни, в литературе некоторые исследователи называют их слу­чайными преступниками.

Анализ криминогенных качеств личности позволяет глубже понять харак­тер преступления. Авторы монографии «Личность преступника» предлагают такую классификацию преступников:

  • случайный;

  • ситуационный;

  • неустойчивый;

  • злостный;

  • особо опасный.

Для того чтобы понять, какой тип преступника перед нами, необходимо не только проанализировать характер преступления, но и тщательно изучить личность. О глубине и стойкости антисоциальных характеристик личности можно судить по количеству и качеству криминогенных качеств.

Наши исследования показали, что у случайных и ситуационных преступ­ников выявляется от одного до трех криминогенных качеств (в основном это неумение сдерживать себя в конфликтной ситуации, неспособность прогно­зировать отдаленные последствия своих поступков и т.п.). И у случайного, и у ситуационного типов преступника решающую роль в мотивации поведения играла неблагоприятная ситуация, в которой оказался человек в момент пре­ступленияё.

Неустойчивый (ситуативно-криминогенный) - переходный тип преступ­ника. У него выявляется гораздо больше криминогенных качеств (различные варианты надежды на безнаказанность, убеждения, заглушающие голос сове­сти, безразличие к общественному мнению, привычка к спиртному или нар­котикам, неспособность удержаться от соблазна кажущейся доступности «за­претного плода», неумение противостоять негативному влиянию других лиц, отсутствие позитивных привычек и устойчивых стереотипов правомерного поведения).

Для злостных и особо опасных преступников (последовательно-кримино­генный тип) характерно значительное количество криминогенных качеств, которые имеют высокий коэффициент криминогенности. Преступники это­го типа уже не «рабы криминогенной ситуации». Они активно приспосабли­вают к своей преступной деятельности любую обстановку, даже самую не­подходящую (то есть могут совершить преступление, несмотря на охрану объекта, вопреки попыткам милиции или общественности пресечь преступ­ное поведение).