Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦИОЛОГИЯ ВВОДНЫЙ КУРС.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
21.11.2019
Размер:
880.13 Кб
Скачать

Раздел II. Концептуальная машинерия социологии Глава V. Легитимация и создание символической вселенной

5.1 Развитие мышления: стадия изобретательства

В предыдущем разделе пособия уже говорилось о первой стадии развития мышления - "стадии случайных находок". После неё, согласно К. Манхейму, наступает другая - "стадия изобретательства" (33. сс. 333-334). Для нее характерно причудливая смесь орудий естественного отбора и сознательно сконструированных социальных институтов. Данный тип мышления является продуктом естественного течения событий. Процесс естественного отбора определяет, что человек может увидеть в обществе, какие задачи он ставит перед собой, какие непосредственные и какие общие цели ему служат при организации себя самого и общества. Человек здесь руководствуется не только своими капризами и нуждами. Одновременно поведением людей управляют процессы адаптации, индивидуальные и коллективные потребности, которые были изобретены в процессе совместного проживания предыдущих поколений. Здесь параллельно существуют социальные процессы, контролируемые сознанием, и изобретается сознание, контролируемое социальными процессами. В одни моменты человек выступает вершителем социального познания, а в других - человек сгибается перед лицом требований актуальной социальной практики.

Обретение умения модифицировать частные средства с точки зрения определенной цели образует значительные прогресс по отношению к типу мышления, соответствующей предшествующей "стадии случайных открытий". На стадии изобретательства человек должен вообразить себе определенную цель и, постоянно не теряя ее из виду, предвидеть, и соответственно распределять во времени все действия, которые делают возможным достижение поставленной цели. В таких случаях ему не приходиться выходить мыслью за рамки своих непосредственных задач. Однако он должен обладать воображением в такой степени, чтобы эти задачи не приходили в столкновение с факторами, непосредственно обуславливающими их реализацию. Он должен также уметь предвидеть прямые последствия данного события.

Начиная с простейших орудий вроде использования сохи или приручения домашних животных вплоть до использования пара, электричества и других изобретений, достижение конечной цели связывает определенным способом мысль и действие. Все развитие технологии умещается в рамках одного и того же типа мышлений - мышления изобретательного. С точки зрения определенной цели, в одном и том же смысле можно "изобрести" некое объединение людей и "изобрести", т. е. организовать некий социальный институт, его администрацию. Когда некоторые технологии и социальные институты уже изобретены, тогда, процессы отбора, протекающие "за спиной" заинтересованных индивидов, определяют - сохранятся или исчезнут данные изобретения. Общество посредством социальных институтов частично контролирует себя. В принципе, мы и сегодня находимся на этой стадии.

5.2 Уровни легитимации

Особо важную роль в процессе развития социального знания играет момент необходимости передачи социального опыта новому поколению. В этот момент возникает проблема легитимации. Назначение легитимации состоит в том, чтобы убедительным образом показать полезность существующих социальных институтов и поддержать, тем самым, социальный порядок. Обоснование некоторых социальных "изобретений" подчас требует изощренной теоретической аргументации, развитой системы концептуальной поддержки.

Аналитически различают несколько уровней легитимации. Эмпирически эти уровни совпадают лишь частично. Начальная легитимация происходит тогда, когда человеческий опыт передается лингвистически. Например, передача словарного запаса, описывающего систему родства, фактически легитимирует отношения родственников. Фундаментальные легитимирующие объяснения уже заложены в родном языке. Вместе со словом "брат" ребенком усваивается и та небольшая часть информации, которая сразу же и неотъемлемо легитимирует определенное отношение и поведение в отношении близкого родственника.

К этому первому уровню легитимации относятся все простые традиционные утверждения. "Так происходит всегда" или "Так делаются вещи" - вот примеры самых ранних и наиболее эффективных ответов любой матери на детский вопрос "Почему?" Данный уровень является по сути дотеоретическим. Он - фундамент самоочевидного знания, на нем покоятся все последующие теоретические построения.

Второй уровень легитимации содержит исходную позицию теории, но в рудиментарной форме. Здесь могут быть найдены различные, простые объяснительные схемы, связанных между собой знаний. Такие схемы в высшей степени прагматичны, непосредственно связаны с конкретными действиями. Пословицы, моральные максимы и мудрые изречение довольно-таки распространены на этом уровне. Сюда также относятся легенды и народные сказки, переданные нередко в поэтической форме. Английский язык, например, предлагает руководствоваться мудростью поговорок наподобие: "Кто своровал у своего кузена, тот получит бородавки на руки" или "Иди, когда кричит жена, но беги, когда зовёт кузен". В русском языке систему родства, к слову, легитимируют сотни поговорок. Некоторые из них представлены в собрании пословиц русского народа, собранного В. И. Далем: "Кто свахе поверит, тот трех дней не проживет", "Волос долог, да ум короток", "Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь" и т. д. (14, сс. 155,189)

Из всех форм исходной аналитической работы остановимся для краткости только на пословицах. Пословица - это коротенькая притча, суждение, приговор или поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот народом. Пословица - иносказание понятое и принятое всеми. Она не придумывается нарочно, а рождается силою обстоятельств как крик души или возглас, невольно сорвавшийся с души. Такие изречения - свод народной опытной мудрости, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах. Это - цвет народного ума, это - житейская народная правда. Что не затрагивало житья-бытия народа, то и не нашло отражения в его пословицах - "что не болит, то и не плачет". (14, с. 13)

Пожалуй, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так отчетливо не отпечатывается его национальная история, его общественный строй, быт и мировоззрение. Необозримое богатство человеческих отношений запечатлелось в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из глубины веков дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков.

В пословицах можно найти образцы всех прикрас риторики, все способы окольного выражения мысли: метафору, аллегорию, гиперболу, метонимию, синекдоху и пр. Пословицы - это результат интеллектуальной работы целых поколений. Народ не изменит их, покуда не изменятся обстоятельства повседневной жизни, их породившие.

Третий, уровень легитимации содержит эксплицитные теории, посредством которых объясняется существование разнообразных общественных учреждений. Подобная легитимация продуцирует довольно исчерпывающее объяснение для разнообразных видов социального поведения. Из-за своей сложности такая легитимация получается специальному персоналу, который и развивает её. На этом уровне могут существовать, например, тщательно продуманные экономические теории того же "родства" с соответствующими наборами прав и обязанностей каждой из участвующих в экономическом обмене сторон. Здесь легитимация изначально опосредуется пожилыми людьми рода. Роль легитиматоров поручается им после доказательства ими собственной социальной полезности. Старики инициируют молодежь в более развитую социальную практику в ходе разнообразных ритуалов, символизирующих, например, половую зрелость. Уважаемые пожилые люди появляются в качестве экспертов там, где существует проблема прилежания и старания молодых людей в системе половозрастного разделения труда.

По мере развития специализированных легитимирующих теорий и с появлением легитиматоров, легитимация начинает достигать определённой меры автономности по отношению к институтам, которые она должна поддерживать, и, в конечном итоге, со временем может генерировать свои собственные институциональные процессы, становление социальной науки - один из них.

Символические (знаковые) вселенные образуют четвертый уровень легитимации. Хотя символ столь же древен, как и человеческое сознание, символизация все же - "изобретение" средних веков. Символом было всё, в том числе сам человек - носитель самых различных социально-иерархических, семейно-бытовых, религиозных и пр. символов. Мир символов для человека данной культуры и был социальным миром. Для символизации первостепенное значение приобретает слово, знак, сновидение, Особенно - слово. Культура символизации средневековья и последующих исторических эпох развила в человеке способность жить в слове, быть человеком в мире слов. Без развития такой способности не могла бы состояться и. социальная наука. Мыслить - значило открывать скрытые (тайные, магические и пр.) различные смыслы в каждом явлении. Мыслить - значило говорить с богом на языке символов.

На этом уровне легитимации устанавливается теоретическая традиция, которая интегрирует различные области знания и приводит разнообразные социальные институты в определенный умозрительный порядок, создавая на этом пути особенную картину мира. Здесь налицо иное выражение знания, чем это может сделать практика обыденной жизни. Символические процессы выражают знание более точно и относятся к реальности по иному, нежели познавательные процессы повседневной практики. Символическая сфера относится к самому обстоятельному уровню легитимации. Она уходит из прагматической сферы раз и навсегда. Легитимация на этом уровне занимается предметами, которые не могут бить познаны здравым смыслом в повседневной жизни.

Этот уровень легитимации отличается от предыдущего еще и размахом интеграции знания. Уже на предыдущем уровне можно найти высокую степень интеграции частных областей знаний (экономического, исторического, юридического и пр.). На рассматриваемом же уровне ВСЕ (без исключения) секторы институционального порядка оформляются в единую всеохватывающую точку зрения. Последняя образует вселенную в буквальном смысле слова, ибо весь человеческий опыт может быть понят как имеющий место внутри нее.