Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПЗС Иванов 2013 кр к 69 с к-10 для ЗО 13.08.1...doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

7 Партийные системы – понятие, специфика, разновидности.

Партийная система – важнейший компонент механизма власти. Она в отличие от политических партий, не является в демократических системах и не может являться предметом конституционно-правового регулирования (исключением служат диктаторские режимы, юридически фиксирующие однопартийность). Такие системы создаются на основе правовых обычаев.

Партийную систему формирует сама жизнь, это результат динамики политического процесса. Ее специфика складывается под воздействием многих факторов: конкретного соотношения политических сил, исторических традиций и обстоятельств, особенностей национального состав населения, влияния религии и т.д.

Характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в формировании государственных органов, прежде всего правительства, а также возможностью воздействия этих партий на выработку и осуществление внутри- и внешнеполитического курса государства.

Разновидностями сложившихся партийных систем можно считать многопартийные, двухпартийные и однопартийные..

Многопартийная система наиболее типична для парламентской формы правления и в силу того, что ни одна из партий не способна завоевать поддержку большинства избирателей Поэтому партии вынуждены вступать в союзы между собой, т.е. создавать коалиционное правительство. При такой системе ни одной из партий не удается позиционировать себя в качестве выразителя интересов всей нации или ее большей части. Зависимость партий друг от друга приводит к неустойчивости создаваемых межпартийных союзов и, конечно, к слабости правительства, формируемого таким союзом, к частым парламентским кризисам и досрочным выборам.

Многопартийные системы без монопольно господствующей партии (где нет главенствующей партии) сложились в Италии, Бельгии, Дании, Нидерландах, ФРГ и других странах.

В Италии действуют Демократическая партия левых сил, Итальянская социалистическая партия, Итальянская республиканская партия, Итальянская социал-демократическая партия, Христианско-демократическая партия. Они соревнуются между собой за симпатии различных слоев общества.

Во Франции имеются следующие партии: Объединение в поддержку республики, Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Национальный фронт. И здесь такая же картина: ни одной не удается повести за собой большинство населения.

В ФРГ заявляют о себе следующие партии: Христианско-демократический союз, Христианско-социальный союз, Социал-демократическая партия Германии, Свободная демократическая партия, Партия зеленых. В стране раздолье свободы и такой же пестрый меняющийся калейдоскоп предпочтений.

Встречаются многопартийные системы, в которых ведущее, господствующее положение занимает одна партия, например, в Японии, Мексике. Так, в Мексике политическую элиту долгое время возглавляет Институционно-революционная партия.

В той ж самой Японии, о которой уже шла речь, сложилась широкая разноцветье крупных и мелких партий: кроме ЛДП, действуют Социал-демократическая партия Японии, Партия «Сакигакэ» (Правозвестник), Коммунистическая партия Японии, Партия демократического социализма, Комэйто (Партия чистой политики).

Двухпартийная система представляет собой систему с двумя крупными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство. При такой системе возможно существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.

Двухпартийную систему создали у себя США, здесь почти попеременно власть в результате выборов перехватывают друг у друга Республиканская и Демократическая партии. Почти такая же картина и в Великобритании: здесь соревнуются между собой партии Консервативная и Лейбористская.

В наше время принцип насаждаемой силовыми способами однопартийности культивируется некоторыми тоталитарными государствами. Так, в канун Второй мировой войны гонения на партии во имя укрепления позиций одной-единственной устраивались в фашистской Германии, Италии, Испании. После Второй мировой войны целенаправленно внедрялась модель однопартийного государства в Алжире, Заире, Гвинее и некоторых других странах.

В странах социализма однопартийность, как правило, не устанавливалась законом. Но при этом намеренно подчеркивалось «положительное» значение доминирования одной партии (в СССР, КНР, ГДР). Ныне в сохранившихся социалистических странах (Куба, КНДР) по-прежнему сохраняется доминирование одной партии.

Своеобразно решается вопрос о возможности создания политических партий в некоторых (не во всех) мусульманских странах. В Омане, Катаре формирование каких бы то ни было партий запрещено по причине неизбежного нарушения принципа единства уммы – мусульманской общины. Даже в новейших конституциях подобных стран (Саудовская Аравия,1992 г.), октроированных (т.е. «пожалованных») королями, никаких упоминаний о партиях не имеется.

В ряде развивающихся стран, особенно в условиях авторитарных и тоталитарных режимов, допускается деятельность партий строго определенного количества и профиля, все остальные запрещаются.

Так, в Бразилии после военного переворота 1964 г. в течение четверти века были разрешены только две партии: одна была проправительственной (но с этой ролью она не справилась и вступила в конфликт с властями) и вторая якобы от оппозиции.

Две партии были учреждены Конституцией Нигерии в 1989 г., но создание их происходило «сверху», т.е. они учреждались военными властями.

В Индонезии разрешены законом 1975 г. и сейчас продолжают действовать только три партии, которые в своей работе обязаны придерживаться принципов государственной идеологии панча-шила.

Целый ряд государств, не решаясь открыто ставить деятельность той или иной партии под свой контроль, используют косвенные средства выявления истинных намерений конкретного общественного объединения. В Уставе – этом основном документе данного общественного объединения – в этом случае власти требуют оглашения целей и задач партии, перечисления прав и обязанностей ее членов, указания места расположения руководства, перечисление состава и полномочий руководящих партийных органов. Внешне законный характер придается в подобной ситуации разъяснению правил поведения партий, которые оглашаются государством, например, в избирательных законах.

В мире встречаются экзотические крайности в отношении разрешенного количества партий, которые могут действовать в государстве. Мировым рекордсменом по количеству действующих партий на душу населения в последнее время стала латиноамериканская Боливия. Избирателей в этом государстве – 1690233, а партий – 323, то есть в среднем на каждую партию выпадает 5242 голоса.

В ряде стран число ведущих партий включает в себя профессиональные объединения граждан. Наглядный пример такой партии – действующий в ФРГ Христианско-демократический союз, объединяющий в своих рядах католиков и евангелистов.

Мировая практика знает практику создания партий по национальному признаку. Примерами таких партий являются Шведская народная партия в Финляндии и Немецкая партия в Дании.

Партии консервативного типа объединены в Международный демократический союз (МДС), который известен как Консервативный Интернационал (создан в 1983 г. в Лондоне представителями Европейского демократического союза, который в свою очередь образован в 1978 г. в Зальцбурге, Австрия).

Партии центристского блока тоже проявляют стремление к усилению своих международных связей. Их Либеральный Союз оформился еще в 1947 г. в Великобритании (Оксфорд). Важную роль в нем играют Либеральная партия Великобритании, Свободная демократическая партия ФРГ, Итальянская либеральная партия, Шведская либеральная партия, Швейцарская либеральная партия.

Левые партии делятся на несколько течений. Партии буржуазно-реформистского типа (Индийский национальный конгресс, Институционно-революционная партия Мексики) прокламируют более активную роль государства в экономике и распределении благ.

Социал-демократические партии имеют давние традиции объединений. 1-й интернационал, созданный К.Марксом и Ф.Энгельсом в 1864 г., был распущен в 1876 г. 2-й Интернационал просуществовал с 1889 г. до фактически начала первой мировой войны. Затем он действовал под разными названиями до 1923 г., когда был организован Социалистический Интернационал. А он в свою очередь был воссоздан после второй мировой войны в 1951 г. во Франкфурте, ФРГ. Ныне в Социнтерне – около 110 партий и союзов.

Коммунистические партии ныне не имеют собственного центра по обмену мнениями и разработке согласованных решений. Коминтерн (3-й Интернационал, созданный в 1919 г. для координации усилий во имя победы всемирной революции), был Исполкомом Коминтерна по согласованию с ведущей партией – ВКП(б) – исходя из тактических соображений, связанных с необходимостью скорейшего разгрома союзниками сил агрессии, распущен в 1943 г. и больше в мировом масштабе не воссоздавался.

Современные политические системы находятся в состоянии непрерывного функционирования и связанных с ним изменений: одни заменяются новыми, другие ломаются в результате переворотов, третьи дробятся и укрупняются, четвертые подстраиваются под нужды правящих элит и т.д.

Все это происходит в рамках не управляемого политического процесса. В данном случае термин «политический процесс» применяется в широком смысле. В узком смысле следует понимать этот термин, если подразумевать развитие институтов гражданского общества на правовой основе и в рамках иных устоявшихся источников (в том числе правил, обычаев, традиций и т.п.).

Политический процесс всегда подлежит конституционно-правовому регулированию. Причем в таком регулировании принимают участие самые активные элементы политической системы, прежде всего основные части государственного механизма и примыкающие к ним формирования, в первую очередь партии.

Понятие политического процесса в самом широком смысле слова может включать иные процессы, регулируемые нормами права, такие как избирательный, законодательный, бюджетный и т. п. При этом сами процессуальные нормы конституционного права не могут влиять на качественные характеристики политического процесса, они, т.е. процессуальные нормы конституционного права, являются в этом деле лишь инструментом