trofimov_v_k_istoriya_filosofii
.pdfГлава 4. Философия эпохи Возрождения
ум. Мир однороден во всех своих частях, ни одно тело не име- ет привилегированного положения, не существует никакого размещенного в центре внешнего источника движения (пер- вого двигателя). Следствием концепции физического един- ства вселенной у Бруно является гипотеза, выражающая воз- можность существования жизни и на других планетах.
Теория познания Бруно исходит из идеи, что в человече- ской душе проявляется единая вселенская мировая душа, которая неотделима от одушевленной материи. Человече- ская душа отличается от душ животных своей особой «кон- фигурацией» – строением, зависящим от физической струк- туры телесных органов. Бруно развивает также идею клас- сиков древности о значении руки и труда для развития раз- ума. Цель разума – проникновение в глубину явлений, по- знание закономерностей природы, т. е. ее «божественности». Познание начинается с восприятия и идет к представлени- ям, рассудку и разуму. Чувственное познание само по себе недостаточно. Познание является бесконечным процессом, потому что и предмет его бесконечен.
Истины можно достичь лишь философскими средства- ми, но ни в коем случае теологическими. В отличие от дог- матического авторитаризма Бруно делает упор на том, что основой твердого и истинного знания должно быть сомне- ние, однако не в его абсолютизированном значении, не в виде скепсиса. Как и другие мыслители Ренессанса, он го- ворит о практическом значении познания, о «магии», т. е. о таком активном воздействии, которое состоит в раскрытии «тайн» природы.
Этика Бруно призывает к борьбе за благородные цели, за добро, которое неограниченно реализуется во вселенной (Единое и есть добро). Однако борьба за возвышенные цели требует жертв. Человек в этом устремлении должен преодо- левать страх личной гибели, уничтожения. Истинным ме- рилом нравственности является деятельность, земные цели человека. Он отвергает пассивный аскетизм религиозной
131
История философии
веры, выступает и против пассивного гедонизма. Человече- ская деятельность должна быть возвышенной, устремлен- ной к бесконечности, частью которой является он сам. Чело- век должен познавать вселенную и в соответствии с этим ре- ализовать самого себя.
Атеистическая философия Бруно обусловлена истори- ческими обстоятельствами, эпохой. Его атеизм ограничен пантеизмом, содержащим, однако, сильные материалисти- ческие тенденции. Атака Бруно на тогдашнюю церковь и ее учение, на основания веры (например, отрицание загробной жизни и т. д.) была проявлением воинствующего духа фи- лософа и ученого. В вопросах религии он выступил, мож- но сказать, более остро и бескомпромиссно, чем, например, позже это сделали Ф. Бэкон и Р. Декарт. Он отверг догмати- ческое авторитарное вмешательство религии в вопросы фи- лософии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия может иметь исключительное влияние на примитивные народы. В будущем место религии откровения должна занять «рели- гия разума». Ее исходные моменты он, собственно, и обозна- чил в своей философской системе.
Пантеистическая философия природы Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание разви- вается на экспериментальных и математических основах, что обусловливает новые способы философского отражения мира, новый подход к вопросам методологии наук.
4.3 Протестантизм и реформация. М. Лютер. Т. Мюнцер. Я. Бёме
Реформация непосредственно является исторической си- туацией XV и XVI вв., а как понятие исторической науки определяет время, в период которого в Средней и Западной Европе происходит широкое движение народных масс. Осо-
132
Глава 4. Философия эпохи Возрождения
бое значение это понятие имеет для исторического опреде- ления революционного движения в Германии. Термин «ре- формация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является революционная критика и ата- ка на монопольное положение католической папской церк- ви и ее учения в политической, идеологической системе тог- дашнего европейского общества. В связи с целым комплек- сом изменений, возникающих в этой ситуации, Ф. Энгельс определил революционизирующее протекание реформатор- ского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика отно- сится к немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодаль- но ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего ме- щанства, зародыша будущей буржуазии. Реформация была международным движением, она не закончилась с пораже- нием Крестьянской войны в Германии, но продолжалась в дальнейшем революционном цикле.
В XVI в. реформаторское движение достигло апогея сво- его развития. В ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. Кое-где мещанство удовлетворилось реформацией католической церкви. XVII век уже не знает Реформации. В последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи «классических» буржуазных революций.
Процесс преодоления средневековой схоластики в прин- ципеосуществлялсядвоякимобразом: соднойстороны, через Ренессанс, сдругой– путемевропейскойРеформации. Обате- чения отличаются друг от друга способом критики средневе- ковой схоластики, однако оба они выражают необходимость гибели средневековой философии и идеологии, выступают проявлением ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.
133
История философии
Для европейского реформаторского движения, для его первых шагов большое значение имеют учения английско- го реформатора Виклифа и его последователя мастера Яна Гуса. Их учения являются первыми проявлениями рефор- маторской антифеодальной идеологии. Антифеодальная направленность и вытекающие из нее аспекты учения Но- вого времени не возникают, однако, как ясно осознанные: они были лишь следствием потребности улучшить отноше- ния в церкви. Эта потребность была очевидной для обще- ства. Виклиф и Гус нападали на церковь как на чужерод- ное, паразитирующее образование; в этом смысле их взгля- ды совпадают. Под влиянием конкретных условий в учении Гуса подчеркивается социальная и гуманитарная направ- ленность. Воинствующий гуманизм его учения оправдывал выступление народа против верхов.
Целый ряд элементов, предвосхищавших реформу церк- ви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессан- са. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.
Реформаторское движение в лице Мартина Лютера (1483–1546) имело своего выдающегося представителя. Этот немецкий реформатор, основатель немецкого проте- стантизма, на которого оказали влияние мистика (И. Тау- лер) и учение Гуса, не был философом и мыслителем. Не- смотря на это, импульсивная религиозность его теологии содержала некоторые философские элементы и идеи.
Лютер выступил против церкви как единственного по- средника между богом и человеком. Его первое публичное выступление касалось именно этой проблемы, оно было на- правлено против выдачи отпущений грехов. В свою очередь оно стало сигналом ко всеобщему выступлению против мо- ральной нечистоплотности римской церкви и против като- лического духовенства вообще. Лютер становится во главе стихийно нарастающего антицерковного движения.
134
Глава 4. Философия эпохи Возрождения
Своей критикой «видимой» церкви и требованием по- нимания ее как сообщества тех, на кого снизошла божья милость, он выражал точку зрения, согласно которой дело освобождения находится в руках каждого человека. Такая позиция перекликается с идеалом освобождения индиви- да в Ренессансе. Лютер, однако, не покидает религиозную почву. Наоборот, он подчеркивает чувство вины и греха, а с ними и всю беспомощность индивида, который теперь сам стоит перед богом с просьбой об искуплении. Возможность спасения он усматривает в непосредственной вере в Писа- ние, в слово божие, как оно есть в Евангелии. Поэтому его учение называется евангелическим.
Врамки учения Лютера входит и его изложение предо- пределения. Бог предопределяет людей к вечному спасе- нию, потому что знает – они уверуют в течение своей жизни. Другими словами, спасение человека не зависит от церков- ных таинств, обрядов и жертв в пользу церкви, но достигает- ся чистой верой, которая является «божьим даром».
Втребовании о том, что не нужно ничего иного, кроме откровенного слова божия, выражено отвращение к раци- ональному, на котором он выжигает клеймо «чертовой дев- ки». Отсюда и отношение Лютера к философии: слово и раз- ум, теология и философия должны не смешиваться, а ясно различаться. В трактате «К христианскому дворянству не- мецкой нации» он отвергает языческое учение Аристотеля, ибо оно уводит от истинной христианской веры в откровен- ное слово, и призывает к запрету изучения книг Аристотеля.
Реформа Лютера, несмотря на относительно прогрессив- ные черты, имела классовый и исторически ограниченный характер. В сущности она выражала интересы князей и городского богатого патрициата, но не интересы широких масс. Этот мир является юдолью греха и страданий, спа- сения от которых следует искать в боге. Государство – ору- дие земного мира, и поэтому оно отмечено грехом. Мирскую
135
История философии
несправедливость нельзя искоренить, ее можно лишь тер- петь и признавать и подчиняться ей. Христиане должны подчиниться власти, не бунтовать против нее. Взгляды Лютера поддерживали интересы, требующие сильной го- сударственной власти. К. Маркс писал: «...Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его ме- сто рабство по убеждению».
Сподвижник Лютера Филипп Меланхтон (1497 – 1560) вновь обратился к старым схоластическим традициям, под- черкнул роль Аристотеля в качестве философской опоры, в которой нуждается протестантская церковь и ее учение. В отличие от Лютера Меланхтон не был способен к живо- му, темпераментному бою. Его учение характеризовалось консерватизмом и скованностью, носило догматический ха- рактер. Первоначальный бунтующий тон лютеранства ис- сяк, исчезла его мистическая сила. Вновь – теперь уже при протестантизме – философия становится служанкой тео- логии, оживают схоластические традиции.
В первой половине XVI в. лютеранство распространяет- ся в другие страны (Австрию, Скандинавские страны, При- балтику, частично в Польшу, Венгрию и Францию). Особен- но сильно движение Реформации охватило Швейцарию, где с XV в. начали разлагаться старые феодальные отно- шения, развивалось мануфактурное производство. Швей- царское мещанство, нарождающаяся буржуазия были в от- личие от немецкой более последовательными и решитель- ными. Здесь возникают новые направления Реформации: цвинглианство и кальвинизм.
Реформатор Ульрих Цвингли (1484—1531) проводит ра- дикальную реформу церкви: был уничтожен статус свя- щенников как особого сословия, церковное имущество пе- редано государству, ликвидированы церковные обряды.
После спада первой волны Реформации (1531) подымает- ся вторая волна, связанная с личностью французского тео-
136
Глава 4. Философия эпохи Возрождения
лога Жана Кальвина (1509–1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии, где написал свой глав- ный трактат «Наставления в христианской вере». Его дог- мы выражали интересы самой смелой части тогдашней бур- жуазии.
Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, т. е. зем- ная жизнь – это путь к спасению, в этой жизни нужно тер- петь и т. д. Он, однако, подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приоб- щение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользова- ние богатством в согласии с божьей волей. Учение Кальви- на о предопределении также было на руку молодой буржу- азии. Согласно этому учению, бог сам определяет, кто будет спасен, а кто – нет.
Так же, как и в средние века, на теологический рацио- нализм в период Реформации оказывали влияние религи- озные мистические учения. Реформация вообще связана со средневековой мистикой, приняла ее элементы и приспосо- била к своему учению о внутреннем, индивидуальном отно- шении к богу.
Снаиболеерадикальнымизложениеммистическогопан- теизма мы встречаемся в учении вождя народной револю- ции в Германии Томаса Мюнцера (1490 -1525). Он отошел от мещански ограниченного лютеранства, критиковал его за то, что в нем речь идет лишь о вопросах индивидуального спасения и без внимания остается земной порядок, который считается неприкосновенным. Религиозно-философские воззрения Мюнцера основаны на идее необходимости уста- новления такой «божьей власти» на земле, которая принес- ла бы социальное равенство. Он излагает идею уравнитель- ного коммунизма, которую обосновывает пантеистическим способом. Бог вездесущ во всех своих творениях. Он прояв- ляется, однако, не как данность, но как процесс, открываю-
137
История философии
щийся тем, кто несет в себе божью волю. Христос не явля- ется исторической личностью, а воплощается и обнаружи- вается в вере. И только в вере, без официальной церкви, мо- жет быть выполнена его роль искупителя. Внутренне про- чувствованная воля божия приводит человека на путь под- чинения личных интересов интересам общности, выражаю- щей власть бога на земле.
Политическая программа Мюнцера близка к утопиче- скому коммунизму. Она с необходимостью вела к полному расхождению с мещанской реформацией Лютера. Лютер и Мюнцер выражали различные классовые интересы, один
– бюргеров и князей, другой – крестьянских и плебейских масс.
После поражения крестьянских масс и смерти Мюнцера тенденция мистического пантеизма продолжалась в движе- нии анабаптистов (новокрещеных) и в других еретических сектах, в радикальных народных выступлениях (напри- мер, в попытке анабаптистов создать уравнительный ком- мунистический порядок в Мюнстере в 1534 – 1535 гг.). Позд- нейший мистицизм, однако, уже удаляется от актуальной социально-политической проблематики и переносит осу- ществление этих идеалов в загробную жизнь.
Необходимо упомянуть и о мистическом учении Якоба Бёме (1575–1624). Он происходил из бедной крестьянской семьи в Саксонии, был сапожником. Воспитан в лютеран- стве, источником его философствования было Священное писание (переведенное Лютером на немецкий язык). Он чи- тал очень много, был знаком с религиозной, в частности ми- стической, философской и научной литературой, знал тру- ды Бомбаста из Гогенгейма (Парацельса), философа такого же типа, как и он сам.
Философия Бёме отличается от главного направления философского и научного мышления того времени: не при- надлежит ни к схоластическимтрадициям, ни к гуманисти-
138
Глава 4. Философия эпохи Возрождения
ческой и натуралистической линии Нового времени. Терми- нология, которой пользуется Бёме, говорит скорее о его свя- зи с алхимией и астрологией. Язык его образный, метафори- ческий; космические процессы он приближает антропомор- фическим образом.
Из его работ наиболее интересны «Аврора, или Утренняя заря в восхождении», «О трех принципах» и «О тройствен- ной жизни человека».
Людвиг Фейербах называет его «теософическим или ре- лигиозным натурфилософом». Бёме не интересует пробле- матика новейшего естествознания. Его теоцентризм исхо- дит из специфических традиций немецкого мистического пантеизма и, в частности, из самоанализа духовного есте- ства человека, ведущего к интуитивному созерцанию боже- ства.
Бог – наивысшее единство, но это единство не может быть познано само по себе, оно недоступно не только чело- веческому познанию, но даже бог не может познать самого себя. Идея о том, что «самооткрытие» бога возможно лишь благодаря его превращению в природу, представлена Бёме в терминологии христианского учения о Троице. Тезис о непосредственном существовании бога в вещах, в приро- де и в человеке является центральной идеей философско- теологической системы Бёме. Природа замкнута в боге как наивысшем и активном первом принципе. Бог находится не только в природе, но и над ней и вне ее.
Переход от бога к природе является процессом диалекти- ческого раздвоения. Как солнце сияет более ярко на темном фоне, так и всякая другая вещь не может существовать без своей противоположности. Для человека существование зла является предпосылкой его свободы. Диалектические про- тиворечия как принципы движения и развитая в природе проявляются как «мука материи». Я. Бёме связывал немец- кое Qual (мука) с латинским qualitas (качество).
139
История философии
Диалектические элементы присутствуют и в его взгля- дах на человека, который является одновременно «микро- космом» и «малым богом», в котором происходит все миро- вое и божественное во всей своей сложной противоречиво- сти. Он выступает единством божественного и природного, телесного и духовного, зла и добра и т. д.
Некоторые идеи Бёме перекликаются с итальянским (гу- манистическим) вольномыслием XVI в.: если человек жи- вет в святости, нравственно и разумно, он заслуживает спасения и не нуждается при этом в посредничестве церк- ви. В отличие от Мюнцера Бёме интерпретирует христиан- ство лишь в нравственной области, его протест против зла в мире не переходит ее границ. В этом смысле на его учение повлияло изменение условий жизни в Германии после по- ражения Крестьянской войны и кризис в начале Тридцати- летней войны.
Мистицизм Бёме находит своих продолжателей в мисти- ческих течениях XVII—XVIII столетий, а его диалектика – в немецкой классической философии Шеллинга и Гегеля.
Протестантская Реформация вызвала отклики в католи- цизме. Начиная с 40-х годов XVI в., католики ведут борь- бу за возвращение потерянных позиций; в Западной Евро- пе начинается период контрреформации. Участники движе- ния остро ставят вопрос об укреплении единства в самой ор- ганизации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была открытая борьба католицизма против протестантов. Пере- довым боевым отрядом католиков стал новый орден – «Об- щество Иисусово» (иезуиты),— основанный испанцем Игна- тием из Лойолы в 1534 г. и утвержденный папой в 1540 г. Ие- зуиты составили ядро инквизиции, реорганизованной для борьбы с Реформацией.
В завершение следует сказать, что Реформация сама не- посредственно не прокладывала путь к свободному научно-
140