Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

trofimov_v_k_istoriya_filosofii

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
2.69 Mб
Скачать

Глава 3. Философия Средних веков

христианскую Западную Европу. Никто из авторов периода патристики не достиг той глубины мысли, которая характе- ризовала Августина. Он и его последователи в религиозной философии считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценно- стью человеческого духа. Весьма мало места он отводил ис- кусству, культуре и естественным наукам.

Христианской основе своей философии Августин прида- вал большое значение. Он осуществил то, что только обо- значено у его предшественников: сделал бога центром фи- лософского мышления, его мировоззрение было теоцентри- ческим. Из принципа, что бог первичен, вытекает и его по- ложение о превосходстве души над телом, воли и чувств над разумом. Это первенство имеет как метафизический, так и гносеологический и этический характер.

Бог является высшей сущностью, только его существова- ние вытекает из собственного естества, все остальное с необ- ходимостьюнесуществует. Онединственный, существование которого независимо, все остальное существует лишь благо- даря божественной воле. Бог является причиной существова- ния всякого сущего, всех его перемен; он не только сотворил мир, но и постоянно его сохраняет, продолжает его творить. Августин отвергает представление, согласно которому мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам.

Бог является также наиважнейшим предметом позна- ния, познание же преходящих, релятивных вещей бессмыс- ленно для абсолютного познания. Бог выступает в то же вре- мя и причиной познания, он вносит свет в человеческий дух, в человеческую мысль, помогает находить людям правду. Бог является наивысшим благом и причиной всякого бла- га. Так как все существует благодаря богу, так и всякое бла- го происходит от бога.

Направленностькбогудлячеловекаестественна, иедин- ственно через соединение с ним человек может достичь сча-

91

История философии

стья. Философия Августина таким образом открывает про- стор для теологии.

Душу Августин понимает чисто спиритуалистически, рассуждая в духе идей Платона. Душа как самобытная суб- станция не может быть ни телесным свойством, ни видом тела. Она не содержит в себе ничего материального, имеет лишь функцию мышления, воли, памяти, но не имеет ниче- го общего с биологическими функциями. От тела душа от- личается совершенством. Такое понимание существовало и в греческой философии, но у Августина впервые было сказа- но, что это совершенство происходит от бога, что душа близ- ка богу и бессмертна.

Душу мы знаем лучше, чем тело, знание о душе являет- ся определенным, о теле же наоборот. Более того, душа, а не тело познает бога, тело же препятствует познанию. Превос- ходство души над телом требует, чтобы человек заботился о душе, подавлял чувственные наслаждения.

Основой духовной жизни является воля, но не разум. Это утверждение основано на том, что сущность каждой вещи проявляется в ее активности, но не в пассивности. Отсюда вытекает заключение, что человеческую сущность харак- теризует не разум, который имеет пассивный характер, но действия, активная воля. Учение Августина о первенстве воли отливается от древнегреческого рационализма. Ирра- ционалистическое понимание человеческого духа приходит к тому, что сущностью духа является свободная воля. Эту позицию Августин воплощал не только в психологии, но и в теологии: первенство воли относится и к божественной сущ- ности. Его философия переходит, таким образом, от интел- лектуализма и рационализма к волюнтаризму.

Вся философия Августина сосредоточилась на боге как едином, совершенном, абсолютномбытии, миржеимеетзна- чение как божье творение и отблеск. Без бога ничего нельзя ни совершить, ни познать. Во всей природе ничего не может

92

Глава 3. Философия Средних веков

произойти без участия сверхъестественных сил. Мировоз- зрение Августина очень четко противостояло натурализму.

Бог как единое сущее и истина является содержанием метафизики, бог как источник познания является предме- том теории познания; бог как единственное благо и прекрас- ное является предметом этики, бог как особа всемогущая и полная милости является главным вопросом религии.

Бог не только бесконечное бытие, но и особа, преиспол- ненная любви. В этом же направлении теоретизировали и неоплатоники, но бог ими понимался не как особа. В неопла- тонизме мир эманация божественного единого, необходи- мый продукт естественного процесса, у Августина же мир акт божественной воли. У Августина проявляется тенденция к дуализму в отличие от неоплатонического монизма, осно- ванного на идее, что бог и мир имеют один и тот же характер.

Согласно Августину, мир как свободный акт бога яв- ляется творением разумным, бог создал его на основе соб- ственной идеи. Христианский платонизм был августиниан- ским вариантом учения Платона об идеях, которое понима- лось в теологическом и персоналистическом духе. В боге со- крыт идеальный образец реального мира. Как у Платона, так и у Августина существуют два мира: идеальный в боге и реальный в мире и пространстве, возникший благодаря воплощению идеи в материю.

Августин, в согласии с эллинистической философией, по- лагал, что целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое должна определить философия. Счастья можно достигнуть в едином в боге. Достижение человече- ского счастья предполагает прежде всего познание бога и испытание души.

В отличие от скептиков Августин разделял представле- ние о том, что познание возможно. Он искал такой способ познания, который не подвержен заблуждениям, пытался установить определенную надежную точку как исходный

93

История философии

путь познания. Единственный способ преодоления скепти- цизма, по его мнению, состоит в отбрасывании предпосыл- ки, что чувственное познание может нас привести к истине. Стоять на позициях чувственного познания значит укре- плять скептицизм.

Августин находит еще один пункт, подтверждающий возможность познания. В подходе скептиков к миру, в са- мом сомнении он видит определенность, достоверность со- знания, ибо можно сомневаться во всем, но не в том, что мы сомневаемся. Это сознание сомнения при познании явля- ется непоколебимой истиной.

Сознание человека, его душа являются устойчивым пун- ктом в постоянно меняющемся, неспокойном мире. Когда че- ловек погрузится в познание своей души, он найдет там со- держание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружа- ющего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа. Сущность теории познания Августина априорность; творцом всех идей и понятий является бог. Че- ловеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют веч- ный и надвременный, бестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи.

Истину о боге не может познать разум, но вера. Вера же скорее относится к воле, чем к разуму. Подчеркивая роль чувств или сердца, Августин утверждал единство веры и по- знания. При этом он стремился не возвысить разум, но лишь его дополнить. Вера и разум взаимно дополняют друг друга «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь». Филосо- фия Августина отвергает концепцию автономного положе- ния науки, где разум является единственным средством и мерой истины. Это понимание соответствует духу христи- анства, и на этой основе могла строиться последующая фаза

схоластика.

94

Глава 3. Философия Средних веков

Характерной чертой понимания Августином процесса по- знания является христианский мистицизм. Главным пред- метом философского исследования были бог и человеческая душа.

Преобладаниевсферепознанияиррационально-волевых факторов над рационально-логическими выражает одно- временно и Августиново первенство веры над разумом. Вера в бога исходное начало человеческого познания.

Тезис о первенстве веры над разумом не был новым в хри- стианской философии. В отличие от предшествующих «от- цов церкви», которые видели источник веры лишь в Библии, Августин провозгласил наивысшим авторитетным источ- ником веры церковь как единственную непогрешимую, по- следнюю инстанцию всякой истины. Это воззрение соответ- ствовало тогдашней ситуации. Церковь в западной части Римской империи становилась идеологически и организа- ционно сильным централизованным институтом.

Вклад Августина состоял в том, что он попытался обосно- вать первенство веры над разумом и философски. Все чело- веческое познание имеет два источника, утверждал он. Пер- вым является опыт, чувственный контакт с вещами окружа- ющего мира. Его границей служат рамки явления, престу- пить которые невозможно. Другой источник, более богатый и значительный, заключен в приобретении знания от дру- гих людей. Это опосредованное познание и есть вера.

Августин смешивает веру вообще и религиозную веру, освященную авторитетом церкви. Однако вера, которая опирается на опыт, в целом совсем иная, она имеет другую суть и характер, чем религиозная вера, исходящая из «ис- тин» Священного писания.

Оценка добра и зла в мире, их различение были наи- более проблематичными в философии Августина. С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При опре-

95

История философии

делении понятия теодицеи, или защиты совершенства тво- рения, Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила ее злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсо- лютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло

это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обой- тись без бога, вожделенность из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Авгу- стина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не проти- воречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Авгу- стин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, одна- ко понимает его чисто негативно, как отсутствие добра.

Этике Августина присуще то, что он приписывал злу другое происхождение, чем добру. Зло происходит от чело- века, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро.

Дуалистическое понимание бога и мира выступает пре- жде всего как противоположность между вечным и неиз- менным духовным бытием бога и постоянной изменчиво- стью и гибелью единичных вещей и явлений. Исследова- ние этой противоположности вело Августина к проблемати- ке времени. В рамках общего теологического решения этого вопроса отдельные ответы интересны и с философской точ- ки зрения.

Августин отвергает взгляды тех античных философов, которые время ставили в зависимость от движения небес- ных тел: ведь и они созданы богом. Согласно его понима- нию, время является мерой движения и изменений, прису-

96

Глава 3. Философия Средних веков

щих всем «сотворенным» конкретным вещам. Перед сотво- рением мира время не существовало, но оно проявляется как следствие божественного творения и одновременно с по- следним. Меру же изменений вещам дал бог.

Августин попытался объяснить такие основные катего- рии времени, какнастоящее, прошлое, будущее. Нипрошлое, ни будущее не имеют действительной ориентации, она при- суща лишь настоящему, посредством которого нечто может мыслиться как прошлое или будущее. Прошлое связано с че- ловеческой памятью, будущее заключено в надежде.

Приведение как будущего, так и прошлого к настояще- му доказывает божественную, совершенную абсолютность. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим. Августиново понимание противоположности аб- солютной вечности бога и реальной изменчивости матери- ального и человеческого мира стало одной из основ христи- анского мировоззрении.

Социально-политическая доктрина Августина основа- на на идее неравенства, которую он отстаивает как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Неравенство является стороной иерархической структуры общественного организма, созданного богом. Земная иерархия отражение иерархии небесной, «монархом» которой является бог. Пыта- ясь предотвратить обращение народных масс к еретическим учениям, Августин ссылается и на христианскую идею ра- венства всех людей перед богом все люди происходят от одного праотца.

Фома Аквинский (ок. 1225-1274) заслуженно считается главным представителем средневековой схоластики. Глав- ными трудами его считаются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». В «Сумме теологии» (т. е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая дог- матика. Она становится основным произведением всей схо- ластической теологии.

97

История философии

Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. Задачи науки сводятся к объяснению законо- мерностей мира. Аквинский признает также возможность достижения объективного, верного знания и отвергает та- кие представления, согласно которым действительным счи- тается лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направлено прежде всего на объект, но ни в коем случае не внутрь, на субъективные формы мышления.

И хотя познание объективно и истинно, оно не может охватить все. Над царством философского, метафизическо- го познания находится другое царство, которым занимает- ся богословие. Сюда нельзя проникнуть естественной силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авто- ров ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, ко- торые стремились сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область наисущественнейших та- инств христианской веры остается для Аквинского вне фи- лософского разума и познания (например, триединство, вос- кресение и т. д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких, как божественное откровение, благая весть, которые содержатся только в вере.

Однако между наукой и верой нет противоречия. Хри- стианская истина стоит выше разума, но она не противо- речит разуму. Истина может быть лишь одна ибо происхо- дит от бога. Аргументы, которые выдвигаются против хри- стианской веры с позиций человеческого разума, противоре- чат высшему, божественному разуму, а средств, которыми об- ладает человеческий разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезис постоянно обосновывал и дока- зывал Аквинат в полемических трактатах, направленных как против язычников, так и против христианских еретиков.

Философия должна служить вере, теологии тем, что ре- лигиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опровергает как ложные аргументы про-

98

Глава 3. Философия Средних веков

тив веры. Этой ролью она и ограничивается. Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но мо- жет ослабить выставленные против нее аргументы. Пони- мание роли философии как орудия теологии находит у Ак- вината самое совершенное выражение.

Наибольшее число элементов учения Аристотеля содер- жит томистское учение о бытии. Однако от естественнона- учных взглядов Аристотеля Аквинский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило требованиям хри- стианской теологии.

Мир он представлял как систему, порядок, согласно кото- рому все разделено на несколько иерархически обусловлен- ных ступеней. Самая широкая ступень неживая природа, над ней возвышается мир растений и животных, из которо- го вырастает высшая ступень мир людей, который являет- ся переходом к сверхъестественной и духовной сфере. Наи- совершеннейшей реальностью, вершиной, первой абсолют- ной причиной, смыслом и целью всего сущего является бог.

Аквинский соединяет метафизику Аристотеля с плато- новскими представлениями, это проявляется в понятиях эссенции и экзистенции (сущности и существования). Вся- кое сущее, как единичное, так и божественный абсолют, со- стоит из сущности и существования. Сущность всякой вещи есть то, что выражено в определении, которое содержит ро- довое, а не индивидуальное. У бога сущность тождествен- на с существованием. Напротив, сущность всех сотворен- ных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы- текает из их единичной сути. Все единичное является со- творенным, существует благодаря другим факторам, та- ким образом, имеет характер обусловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущ- ности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо являются бытием сложным. Томистское ре-

99

История философии

шение проблемы взаимоотношения сущности и существова- ния укрепляет дуализм бога и мира, что соответствует глав- ным принципам христианского монотеизма.

Впонимании сущности и существования Аквинат ис- пользует и такие категории Аристотеля, как материя и фор- ма. Материальные вещи представляют собой синтез нео- пределенной, пассивной материи и активной формы. Су- щим, реальностью (существованием) вещи становятся пото- му, что формы, которые отделимы от материи (либо высту- пают в чисто субсистентном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией тела), входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представлений Ак- вината от Аристотелевых, у которого форма всегда выступа- ет в единстве с материей с одним исключением: форма всех форм бог является нетелесной. Различие между матери- альным и духовным миром состоит в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то время как духов- ное имеет лишь форму.

Всвязи с учением о форме более внимательно рассмо- трим концепцию универсалий Аквината, которая выражает позиции умеренного реализма. Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах как их сущ- ностная форма; во-вторых, они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного; в-третьих, они существуют до вещей как идеальный предобраз индиви- дуальных предметов и явлений в божественном разуме. В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.

Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. Он отвергает онтологическое доказательство бога. Выражение «бог существует» не является для разума оче- видным и врожденным. Оно должно быть доказано. «Сумма теологии» содержит пять доказательств, которые взаимос-

вязаны друг с другом.

100