Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методическое пособие_Стилистика.doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
384.51 Кб
Скачать

Занятие 14. Самостоятельная зачетная работа по теме «Выразительность речи»

Материал для самостоятельной работы – тексты художественных произведений (по вариантам) и текстов массовой коммуникации.

Задание 1. Охарактеризуйте с опорой на первоначальное восприятие после прочтения текста общую стилистическую тональность текста (комическая, трагическая, ироническая, патетическая, возвышенная, сниженная, нейтральная и т.д.).

Задание 2. Определите, какие общетекстовые выразительные эффекты и типы эмоциогенных ситуаций моделируются в тексте для поддержания интереса к чтению, как они взаимодействуют: а) ситуация новизны, необычности, внезапности (эффект обманутого ожидания); б) ситуация препятствия и конфликта мотиваций (эффект напряжения); в) ситуация заражения эмоцией (эффект конвергенции); `г) стрессовая ситуация.

Задание 3. Укажите, какие стилистические средства используются автором для создания общетекстовых выразительных эффектов и стилистической тональности текста:

а) на композиционном уровне: нулевой уровень композиции текста, тип его трансформации, частные композиционные приемы;

б) на языковом уровне: наиболее типичная для анализируемого текста стилистически окрашенная лексика, использование тропов и фигур (фигуры совмещения, фигуры замещения).

Задание 4. На основе проведенного анализа сделайте обобщающий вывод о роли выразительных средств, используемых в тексте для моделирования общетекстовых выразительных эффектов и создания эмоциогенных ситуаций.

ПРИМЕЧАНИЕ. Для определения стилистической окраски языковых единиц используйте словари, указанные в задании №3 занятия №10, а также теоретический материал из разделов 3 и 4 учебного пособия Кожина А.Н., Крыловой О.А., Одинцова В.В. «Функциональные типы русской речи» (М., 1982).

Тексты для самостоятельной зачетной работы Вариант 1 ю. Глазков. Планета-зеркало.

Планета была очень красивой и богатой. Она казалась одним из лучших произведений природы. Под изумрудными холмами лежали груды металлов, черная кровь планеты хранила в себе огромную энергию, лес был высоким и густым, в его чащах, на полях и в степях бегали быстроногие животные, в небе парили птицы, в водах плавали рыбы. А надо всем этим властвовали разумные. Они достигли совершенства, расширяя свои знания, направляя их на благо себе подобных и окружающего мира.

Одна беда – планету хотели прибрать к рукам. В этом уголке Галактики расположились цивилизации, которые стремились покорить планету. Причин было много – и богатство, и миролюбие ее обитателей. На планете не было оружия, не было армий, жители ее сеяли, собирали урожай, строили города, летали в космос, познавая все новое и новое…

А где-то в океане Вселенной время от времени лихорадочно строили военные космические армады. <…> Нет - нет и тяжелые бронированные монстры бесшумно подплывали к планете и атаковали ее. Взрывы в безмолвном космосе озаряли его вечную темноту и гасли, унося в бездонные дали потоки частиц, бывших некогда космическими кораблями, оружием, людьми и их судьбами… Частицы неслись все дальше и дальше, чтобы когда-то, где-то, что-то из них возродилось заново. Пылали корабли со звезды Вега, и пространство оживало радиоволнами с последними воплями ее посланников-завоевателей. Вспыхивали и исчезали корабли со звезды Альтаир, и лазерные лучи несли к ней последнюю правду о ее сыновьях, об их агонии и проклятья тем, кто послал солдат для завоевания чужого, не принадлежащего им мира.… Ни один корабль не достиг самой планеты – она хранила тайну своей независимости.

Десять кораблей с черной звезды Гамма погибли у неуязвимой планеты.

Собрание палаты завоевателей было бурным. Стратеги один за другим излагали новые версии, пытаясь замести следы своих просчетов. Тиран воинственной планеты требовал за неудачи ответа. <…> Слово предоставили молодому энергичному полковнику Круку – он был одним из немногих, кто блестяще разбирался не только в стратегии, но и в инженерном ее воплощении. За его плечами были десанты на пять планет, путь от солдата до коммодора флота космических сил, были болота, джунгли, пустыни, астероиды, ранения и контузии. Повадки хищника помогли ему выжить и карабкаться вверх по лестнице карьеры и признания.

Высокий белокурый гигант был краток.

– Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что из всех случаев трагической гибели наших лучших военных кораблей можно сделать обобщающие выводы, – с осторожностью, будто пробуя что-то неприятное и острое, начал он. – Такие первоначальные выводы требуют изменения стратегии и тактики ведения военных действий в отношении этой планеты. Итак, первый вывод: планета, ее цивилизация не относятся к разряду агрессивных, она лишь защищается во время опасности. Во-вторых, против каждого из наших флотов планета выставляла свой эквивалентный флот, не больше не меньше, в результате наши корабли гибли все до единого. Мое предложение – лететь к планете, не атакуя ее из космоса, лететь молча, лететь одному кораблю, сделав все, чтобы его полет был похож на полет корабля, потерпевшего аварию. Они примут его, я уверен в этом. Ведь они ни разу не посылали своего флота по нашим траекториям, к нашей звезде, хотя, конечно, знают координаты нашего мира. Ну а там, на поверхности, из нашего крейсера посыплются солдаты, танки, самолеты, стартуют ракеты. Планета будет наконец-то наша. План прост, наивен, но в этом его сила. Они не боятся нас, иначе не сидели бы сложа руки, а раз так, то дело за нами.

– Это просто и гениально, генерал, просто гениально. Надо это немедленно попробовать, – голос тирана хрипел от волнения и нахлынувшего предчувствия власти над Вселенной. – Потом вторая планета, третья, четвертая… Прекрасно, генерал!

– Полковник, – отважился поправить тирана Крук.

– Я не ошибся, – настойчиво повторил тиран.

Докладчик смиренно склонил голову. Два офицера из охраны тирана тут же накинули на его плечи яркий генеральский мундир с огромными звездами на погонах.

Крейсер готовили тщательно, десант тренировал генерал Крук. Это были профессионалы своего дела, убийцы, достигшие вершины мастерства в уничтожении живого и неживого, отчаянные, умеющие побеждать непобедимых. Наконец все было готово к нападению на далекую мирную планету. На старте восседал сам тиран, он напутствовал Крука, а духовник заранее отпустил грехи ораве завоевателей. Впереди была дорога к непокорной планете, куда, послав в эфир сигнал аварии и затаив беду за бронированными листами, устремился вооруженный корабль-крейсер. Корабль пронизывал пространство, планета росла на экранах обзора и в иллюминаторах. Чем ближе становилась планета, тем больше нервничал Крук. Тишина на планете выводила из себя весь экипаж, и солдаты со злобой смотрели на спокойный, красивый шар, горделиво парящий поблизости. Ничто не обнаруживало флот противника, путь был совершенно свободен – это пугало.

– Может, дать залп? – предложил вооруженец. – Уж очень подозрительно тихо впереди.

– Нет, – отрезал Крук, – ждать. Не будем совершать старые ошибки.

– Может, привести орудие к бою? На всякий случай?

– Нет, сидеть тихо и ждать, – Крук был непреклонен.

Крейсер лег на околопланетную орбиту, опять никто и ничто им не угрожало, но их никто и не звал! Царила мертвая тишина.

– Посадка! – приказал Крук.

Крейсер мягко опустился на поверхность планеты – нигде не было и малейшего признака опасности. Нервы не выдерживали неопределенности.

– Атака, – твердо скомандовал Крук, – нечего больше ждать! – И, оставив крейсер, стал наблюдать за происходящим.

Откинулись стальные листы, и из чрева крейсера поползли танки, вылетели самолеты, высыпали сотни солдат. Вся эта армада ринулась в разные стороны. Крук видел, как вздрогнул и взорвался один танк, за ним второй, третий… Вот под крылом самолета вспыхнули дюзы смертоносной ракеты, и тут же рухнули вниз обломки крылатого ястреба, второго, третьего… Вот, повинуясь команде офицера, шеренга солдат вскинула винтовки, их стволы замигали огнями залпа – и … шеренга свалилась замертво. Впереди бежал лишь один офицер, вот он поднял лазер, выстрелил – и вмиг испарился, словно его и не было. В небе не осталось ни одного самолета, на поле боя – ни одного солдата. Последний танк рисовал по планете замысловатые маневры, продвигаясь вперед и поводя стволом орудия. Крук подключился к его сенсорам, он был как будто в танке, с его экипажем. Навстречу мчался танк противника, выписывая такие же сложные маневры. Хищный ствол танка Крука поймал его и выплюнул пламя и снаряд. Выстрел был точным, и в ту же секунду башня последнего танка армии завоевателей отлетела метров на десять, а танк, взорвавшись, разломился пополам, пламя взметнулось в небо. Голова Крука раскалывалась: он видел поражение, но не видел противника, он видел крушение своей армии, но не понимал причину.

– Залп! – в приступе безрассудной ярости заорал он.

Крейсер окутался вспышками стартующих ракет, они рассыпались веером, выбирая скрытые цели. Но то, что Крук увидел потом, не могло уложиться в его сознании: на мгновение перед ним промелькнул рой ракет, со всех сторон летящих в его крейсер… рой его ракет, сделанных на его планете, он не мог ошибиться: ракеты были раскрашены под акул, ястребов, беркутов и других хищников. Туман обволок крейсер, а когда он рассеялся, исчезли и корабль, и солдаты. Это был конец.

В отчаянии Крук пополз вперед, сжимая оружие. Он хотел, он должен был увидеть лицо врага, жаждал сразиться с ним в смертельной схватке, сдавить свои сильные пальцы на его горле. Вот он почувствовал какое-то движение рядом. Пробираясь дальше, Крук понял, что кто-то ползет ему навстречу, умело прячась за кочками болота, редкими кустами и деревьями.

«Старый солдат, – подумал он, – хорошо научен, вон как хитро маскируется».

Расстояние между ними сокращалось. Крук откатился вправо, за дерево. Враг мастерски сделал то же. Крук осторожно выглянул и успел заметить белокурые волосы врага и большую звезду на его погоне…

«Убьет», – пронеслось у него в мозгу, и Крук резко бросился влево и вперед, пытаясь обескуражить противника неожиданным маневром. Навстречу ему метнулось, словно тень, гибкое, сильное тело. Уже нажимая спусковой крючок своего оружия, стреляя в упор в своего врага, Крук вдруг ясно увидел его лицо, - лицо своего врага, увидел себя, свои растрепанные белокурые волосы, слипшиеся от грязи и пота, распахнутый изодранный генеральский мундир с большими звездами, расширенные от ужаса и ненависти глаза и черный короткий ствол пистолета, направленный прямо в грудь. Вспыхнуло пламя, металл разорвал его сердце.

«Непобедимая планета», – успел подумать он.