Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гуревич. Часть 2..docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
12.09.2019
Размер:
322.63 Кб
Скачать

Эпистолярные жанры

Еще более усложняются характеристики эпистолярных жан­ров публицистики (от греч. ер1$1о1а — послание). Они представ­ляют собой разновидности письма внередакционного автора, читателя или текста, созданного журналистом в форме письма. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы — пред­ставители всех социальных групп и слоев — могут просто сооб­щать редакции интересную, по их мнению, информацию о фак­тах, событиях и людях, просить помощи и советов, критико­вать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жиз­ни... Для письма как жанра характерна универсальность — объект и предмет отображения жизни в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личностность — отражение в нем личности автора, его харак­тера, личного интереса, нередко доходящее до исповедальнос-ти, превращает его в человеческий документ в газете.

Все это объясняет стремление многих выдающихся мысли­телей — философов, писателей, ученых и государственных де­ятелей к использованию в своей деятельности этой жанровой формы. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курб-

ским, письма Чаадаева и Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина и Л. Толстого, послания Короленко Луначарскому с критикой советской власти и многие другие литературные и философские письма раскрывают широкие возможности ис­пользования этого жанра публицистики в самых разных облас­тях общественной жизни.

Письмо стало одной из важнейших жанровых форм и в твор­честве многих выдающихся публицистов. Объясняется это не­сколькими причинами. Одна из них — возможность обращения журналиста к широкой аудитории в форме открытого письма из редакции. У такого письма имеется точный адрес, оно свя­зано с конкретным фактом или ситуацией. Так, Л. Жуховицкий обратился однажды в своем открытом письме, напечатанном в «Комсомольской правде» под названием «Храбрая трусость», к старшеклассникам одной из московских школ, побоявшим­ся защитить своих одноклассниц от хулиганов. Оно получило массу откликов. Но открытое письмо может быть написано и внередакционным автором или даже группой авторов и обра­щено к конкретному лицу — государственному деятелю, руко­водителю предприятия или другой организации. Такие письма, обращенные к президенту или председателю российского пра­вительства, — с призывами, просьбами или предложениями — нередко публикуют в газете «Известия» и некоторых других печатных изданиях.

Опытные публицисты нередко придают своим корреспон-денциям и статьям форму письма, стремясь усилить их воздей­ствие на читателей. Так, Анатолий Аграновский опубликовал в «Известиях» свои «Письма из Казанского университета», где поставил острые проблемы подготовки молодых специалистов в высших учебных заведениях нашей страны, а Михаил Коль­цов избрал форму письма для фельетона «Куриная слепота».

Обращение к жанровой форме письма объясняется и ее спе­цифической способностью мимикрировать — как бы натяги­вать одежду почти любого другого жанра. Многие письма чита­телей в редакции сообщают о фактах и после небольшой прав­ки публикуются как обычные информационные заметки.

Некоторые, авторы которых пытаются разобраться в описыва­емых ими ситуациях, печатают наряду с другими корреспон-денциями. Иногда развернутое письмо, автор которого ставит актуальную проблему, после редактирования помещают в га­зете как проблемную статью, а отклик читателя на новый ки­нофильм — как кинорецензию. Но всегда такой текст сохраня­ет личностность письма.

Художественно-публицистические жанры

Усложнение жанровых форм газетно-журнальной публицис­тики сопряжено с повышением роли понятия и анализа в тек­сте и с обращением к образным выразительным средствам. Большая группа художественно-публицистических жанров включает зарисовку и очерк, сатирические жанры -- фелье­тон, памфлет, пародию, сатирическую заметку, и завершает­ся жанром эссе. Художественно-публицистическими их назы­вают потому, что автор, обращающийся к этим жанрам, всег­да остается публицистом, создающим строго документальные, фактографичные тексты. Но в то же время он пользуется для их создания некоторыми художественными методами отображе­ния действительности, характерными для художественного, в частности литературного творчества.

Зарисовка имеет немало общего с репортажем и очерком. Но у нее свое, особое назначение: запечатлеть момент встречи автора с кем-либо или чем-либо — с другим человеком, жи­вотным или природным явлением. Ее предмет отображения — участники встречи и ситуация, в которой они оказались. Заме­тим, что в зарисовке всегда показаны две стороны — сам автор и то, с чем он встретился: другой человек или люди, живот­ные и т.д. Методы этого отображения — описание, воспроиз­ведение деталей и подробностей. Автор как бы воспроизводит картину, которая предстает перед ним в момент встречи. В от­личие от репортажа зарисовка одномоментна и локальна, си­туация, в которой оказался автор, всегда ограничена — в про-

странстве и во времени. Но стилистика зарисовки сходна со стилистикой репортажа, ее характеризуют образные сравне­ния, яркие эпитеты, эмоциональность и динамичность, стрем­ление запечатлеть, зарисовать внешний портрет того, с кем встретился автор.

Все эти особенности зарисовки характерны для творчества таких мастеров этого жанра, как Василий Песков, напечатав­ший в течение ряда лет в «Комсомольской правде» под персо­нальными рубриками «Отечество» и другими множество зари­совок, и Юрий Рост, опубликовавший под рубрикой «Альбом Юрия Роста» в еженедельнике «Московские новости» сотни зарисовок в сочетании с фотопортретами их героев. Нередко они писали и очерки.

Очерк — один из важнейших жанров публицистики. Важ­нейших — потому что требует от автора высокого профессио­нального мастерства. И потому, что очеркист всегда решает сложнейшие задачи, определяемые возможностями и особен­ностями этого жанра.

Выбор очерка журналистом определяется назначением это­го жанра — сообщение и показ всего, что окружает человека. Объект очерка — все, что представляет интерес для людей: их отношения между собой и с природой, результаты их деятель­ности и проблемы, которые встают перед ними, и т.д. Специ­фический предмет очерка — человек. Если репортаж мы мо­жем назвать историей события, то очерк — это история чело­веческого характера. В центре очерка — его герой, человек или люди, составляющие коллектив.

Автор очерка стремится создать портрет своего героя — внешний, рисуя основные черты его облика, и внутренний, психологический: фиксируя особенности его характера, объяс­няющие его действия, поступки, отношение к другим людям. Его интересуют самые разные стороны жизни своего героя: в частной жизни — дома, в семье, на отдыхе, в отношениях с друзьями, и в общественной жизни — на работе, в коллекти­ве, где он трудится. Понятно, что рассказать об этом очеркист может, лишь опираясь на детали и подробности, которые он

показывает, осмысляя их значение. Очерк — не анкета, вос­производящая всю биографию человека. Автор представляет своего героя читателю, выбирая лишь самые важные этапы его жизни и самые характерные его поступки и строя на этом сю­жет и композицию своего произведения.

Но, как и в зарисовке, в очерке всегда присутствуют две стороны — главный герой, которому посвящен текст, и очер­кист, осмысляющий его поступки и решения и помогающий читателю понять их значение. Иногда автор прямо обращается к читателю, делясь с ним своими впечатлениями от увиденно­го, и его мнение имеет не меньшее значение, чем высказыва­ния самого героя. Свободный, образный стиль очерка имеет много общего со стилем репортажа и зарисовки, он помогает обеспечить эффект присутствия автора рядом с его героем, дает читателю возможность увидеть и услышать его.

Журналист использует все доступные ему методы сбора ин­формации для своего очерка. Он работает как репортер, на­блюдая за своим героем, и как интервьюер, беседуя с его род­ными, друзьями и руководителями. Он выступает в роли обо­зревателя, анализируя и осмысляя проблемы, с которыми сталкивается его герой, и высказывая свое мнение о его реше­ниях и действиях. Ему приходится изучать документы, связан­ные с жизнью героя, — его трудовую книжку, приказы с бла­годарностями и выговорами и т.п.

Автор очерка выступает как публицист, не отходя от фак­тов и обеспечивая строгую документальность своего текста. Самое большее, что он может себе позволить, — предполо­жить, как поступил бы его герой в той или иной ситуации, исходя из его характера. Вымысел очерку противопоказан. Но в то же время очеркист пользуется многими художественными средствами отображения жизни, рисуя ее картины, показывая своего героя в определенных ситуациях. Он решает сложную задачу — создания публицистического образа своего героя, подобно тому как писатель создает художественный образ ли­тературного героя. Оба пользуются методом типизации, но если писатель прибегает при этом к фантазии, вымыслу, то очеркисту

приходится искать для этого реального живого и в чем-то ти­пичного человека. Так создавал публицистические образы сельских механизаторов и хлебопашцев в своих очерках Юрий Черниченко, так работали братья Аграновские — Анатолий в «Известиях», Валерий — в «Комсомольской правде», публи­куя очерки, которые читали миллионы людей.

Подавляющее большинство газетных и журнальных текстов в этом жанре — адресные очерки, привязанные к реальным людям, местности и времени. Лишь изредка в газетах появля­ются безадресные очерки, находящиеся на грани рассказа.

В зависимости от задачи, стоящей перед журналистом, он обращается к одному из видов газетного очерка. Широко рас­пространен портретный очерк, в котором автор создает пуб­лицистический образ своего героя — представителя какой-либо социальной группы или профессии. Разновидностью такого очерка является политический портрет, в котором обычно пред­ставлены важнейшие этапы и эпизоды политической биогра­фии героя - - президента, депутата парламента, губернатора или другого государственного или общественного деятеля, да­ется оценка важнейших сторон его деятельности. Политичес­кие портреты часто публикуют в период выборных кампаний. Иная задача стоит перед автором проблемного очерка. Он сосредоточивает свое внимание на проблеме, стоящей перед его героем, на методах ее решения и на ее общественном зна­чении. Роль очеркиста в таком очерке возрастает, его мнение об исследуемой проблеме, выводы, которые он делает в итоге проведенного анализа, имеют важнейшее значение.

Одной из традиций отечественной очеркистики является публикация путевых очерков. Известные произведения класси­ков русской литературы — «Путешествие из Петербурга в Мос­кву» Радищева, «Путешествие в Арзрум» Пушкина, «Остров Сахалин» Чехова и другие были написаны в жанре путевого очерка. Его значение особенно возросло в последние годы в связи с усилением контактов России с другими странами. Об­ращаясь к этому виду очерка, автор стремится передать чита­телю свои впечатления о том, что видел и слышал, о тех, с

кем встречался. Такой текст оказывается объединением ряда эпизодов, связанных с разными людьми и населенными пунк­тами. Героем путевого очерка становится не отдельный чело­век, а множество людей, иногда представляющих целую стра­ну и ее народ, — автор создает их публицистический образ.

В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в газете публикуют его тематические разновидности — произ­водственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный, очерк нравов и др.