Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП 1-80.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
10.09.2019
Размер:
1.59 Mб
Скачать

Вопрос №76 Изменение в трудовом и уголовном законодательстве в 30-е годы

1 вариант Реалии 1930-х годов поставили задачу выработки нового понятия пра­ва, решение которой Сталин поручил Прокурору СССР А. Я. Вышинско­му

Одним из поводов для развязывания массовых репрессий против всех недовольных усилившимся культом вождя стало убийство Кирова, перво­го секретаря Ленинградского ОК ВКП(б) 1 декабря 1934 г. В этот же день последовало постановление ЦИК СССР «Об особом порядке ведения дел о террористических актах». Сроки ведения следствия по данной категории дел сокращались до 10 дней, обвинительное заключение вручалось обви­няемому за сутки до суда, в котором дело рассматривалось без участия сторон (прокурора и адвоката). Кассационное обжалование и подача хо­датайств о помиловании запрещались, а приговор к высшей мере приво­дился в исполнение немедленно после его оглашения.

14 сентября 1937 г. такой же порядок рассмотрения вводился по делам о вредительстве и диверсиях. Максимальный срок заключения по делам о государственных преступлениях увеличился с 10 до 25 лет. Полномочия Особого совещания НКВД и местных «троек» расширились вплоть до применения смертной казни. Дела стали рассматриваться списками (на большие группы до 50–100 человек). С приходом в руководство НКВД Ежова в 1936 г. были ликвидированы политизоляторы, признанные им «санаториями для врагов народа», и «политические» стали содержаться в тюрьмах вместе с уголовниками.

В местах заключения был уничтожен установленный ИПК 1924 г. ре­жим. Согласно ИПК он не должен был иметь целью «причинение физиче­ских страданий и унижение человеческого достоинства», которые стано­вятся теперь нормой жизни. Широкое распространение получают избие­ния, содержание в карцере, лишение пищи и другие издевательства над заключенными.

С 1932 г., с известного постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и коопера­ции и укреплении общественной (социалистической) собственности», во­шедшего в массовое сознание советских людей как «закон о пяти колос­ках», для расхитителей этой собственности, которые объявлялись «врагами народа», был введен расстрел. В 1934 г. вошло в действие и по­ложение об измене родине, которое ввело расстрел за действия в ущерб военной мощи СССР, его государственной независимости и неприкосно­венности его территории (шпионаж, выдачу военной тайны врагу, бегство или перелет за границу и пр.).

Широкое применение внесудебные репрессии (милицейские тройки) получили и в борьбе с возросшими уголовными преступлениями. Они рас­сматривали дела рецидивистов, незанятых общественно-полезным трудом и связанных с преступным миром, нищих-профессионалов, злостных на­рушителей паспортного режима.

Трудовое право. Развитие трудового нрава сдерживалось введением паспортов и института прописки, которые усиливали административный контроль над населением и ограничивали его свободу передвижения. Осо­бенно это сказывалось на сельских жителях, не получивших паспортов вообще и фактически привязанных (прикрепленных) к месту проживания.

В 1930-е годы усилилась деятельность государства по «упрочению» трудовой дисциплины. С 1939 г. стали действовать дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство ввело на произ­водстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая долж­ность, поощрения и взыскания, налагаемые па работника.

В июле 1940 г. была повышена обязательная мера груда. Пятидневка (5 дней рабочих, один выходной), введенная в 1929 г., при 7-часовом рабо­чем дне отменялась и вводился 8-часовой рабочий день при шестидневной рабочей неделе. Это дало увеличение рабочего времени на 33 часа в месяц. Самовольный уход работников с предприятий и учреждений и переход на Другое предприятие запрещались. К нарушителям стали применяться уго­ловные наказания, как и за нарушение дисциплины труда: опоздания, прогулы. Наркоматы получили право переводить рабочих и служащих с од­ного предприятия на другое в принудительном порядке. Стала разворачи­ваться сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подго­товки кадров квалифицированных рабочих, которые пополнялись за счет организованного набора подростков в колхозах. Обязательный призыв в школы ФЗО (как в армию) был отменен только в 1955 г.

В условиях войны возродилась трудовая повинность. Для работы в производстве и строительстве с 1942 г. стали проводиться мобилизации «трудового населения». С этого же времени вводились мобилизации го­рожан на сельскохозяйственные работы в колхозах, совхозах и МТС. Был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников.

Правовая система, сложившаяся в довоенный период, в целом сохра­нялась и в военное время. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношений в годы войны не могло не сказаться на системе права. ещё более была сужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые мотивы уступали место хозяйственно-административным. Усилилась уголовная репрессия.

Уголовное право. Наиболее серьезные изменения произошли в уголов­ном праве. Антисоветские слухи, «возбуждающие тревогу среди населе­ния», стали квалифицироваться как контрреволюционная агитация. Вво­дилась ответственность за разглашение государственной тайны, спекуля­цию (продажу махорки и самогона), за уклонение от государственных по­винностей, за «разбазаривание продуктов» должностными лицами и пр. Для некоторых субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников») была введена смертная казнь через повешение и каторж­ные работы.

2 вариант оветское руководство осуществляло индустриализацию страны и другие масштабные экономические преобразования, требовавшие привлечения большого количества рабочих и специалистов. В связи с этим, в 30-е гг. создавалась централизованная система плановой подготовки и использования трудовых ресурсов в разных отраслях экономики.

Постоянно увеличивая плановые задания, при одновременном сокращении сроков, отведенных на их исполнение, государство стремилось материально заинтересовать рабочих, но, вместе с тем, стало все чаще использовать и методы принуждения. В 1932 г. с целью уменьшения текучести рабочих кадров вводится паспортная система и прописка. Работодателям (директорам предприятий) предоставлялись широкие полномочия по отношению к нарушителям трудовой дисциплины, а роль профсоюзов в регулировании трудовых отношений, напротив, снижалась.  К нерадивым работникам стали применяться такие санкции, как лишение продовольственных карточек, выселение из ведомственных жилых домов без предоставления иной жилой площади.

Особенно жесткие меры по укреплению трудовой дисциплины были приняты во второй половине 30-х гг. Устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки. 

За прогулы и выпуск некачественной продукции предусматривалась не только дисциплинарная, но и уголовная ответственность. К прогулу приравнивалось опоздание свыше, чем на 20 минут и появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии. Указом от 26 июня 1940 г. под страхом уголовного наказания был запрещен самовольный переход с одной работы на другую. Наркоматам предоставлялось право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое в принудительном порядке. Тем же указом рабочий день был увеличен с 7 до 8 часов. Таким образом, достаточно высокие темпы экономического роста СССР базировались, как на энтузиазме трудящихся, так и на репрессивных методах управления.

Установление административно-командной системы повлияло на развитие уголовного права. С одной стороны, так же, как и в 20-е годы при определении уголовной ответственности продолжали использоваться принципы целесообразности, аналогии и объективного вменения (осуждения без вины). С другой стороны, проявляется тенденция к ужесточению уголовных наказаний. С 1932 г. виновные в мелких хищениях социалистической собственности подлежали смертной казни, а при наличии смягчающих обстоятельств –лишению свободы на 10 лет. 8 июня 1934 г. ЦИК СССР  принял Закон об измене Родине, согласно которому предусматривалась коллективная ответственность членов семьи виновного в измене. В апреле 1935 г. устанавливается уголовная ответственность с 12-летнего возраста за совершение тяжких преступлений. С 1937 года максимальный срок лишения свободы был увеличен с10 до 25 лет. Приговоренные к лишению свободы на срок свыше 3 лет с 1929 г. отбывали наказание в исправительно-трудовых лагерях ОГПУ.

Наметившаяся в 30-е годы тенденция усиления мер наказания отразилась и на развитии уголовно-процессуального права. С июля 1934 г. уголовные дела, расследовавшиеся органами НКВД,  стали рассматриваться без участия народных заседателей, а наиболее тяжкие преступления  (измена Родине, террористические акты, диверсии) относились к подсудности военных трибуналов и военной коллегии Верховного Суда СССР. Законом от 1 декабря 1934 г. устанавливался упрощенный порядок рассмотрения дел о террористических актах. В том же 1934 г. было образовано Особое совещание при НКВД СССР – орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря. Во второй половине 30-х годов такое же право было предоставлено так называемым тройкам, в состав которых входили местные руководители НКВД, партийных органов и прокуратуры. Все вышеперечисленные меры создавали возможности для  осуждения невиновных, как в судебном, так и во внесудебном порядке.