Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Прикладная философия. кор1.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
1.23 Mб
Скачать

38. Основные признаки (элементы религии) с точки зрения религиоведения и богословия. Классификация религии в современном религиоведении.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

В религии можно рассматривать две стороны: внешнюю — как она представляется постороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открывается верующему, живущему в соответствии с духовными и нравственными принципами данной религии.

С внешней стороны, религия представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет саму себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами её распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определённой структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т. д.

Сущность религии составляет вера в сверхчеловеческие существа, к коим относятся боги, ду­хи и герои (святые). Они превосходят обычного человека по силе, уму и другим способностям. Русское слово «Бог» восходит к древнеиранскому «Вада», а то, в свою очередь, к древнеиндийскому «Bhaga», что означает «господин», «тот, кто обладает властью». Бог как Господь — только часть содержание понятия о более совершенном сущест­ве, хотя и самая значительная. В некоторых религиях воз­никли идеи сверхчеловеческих существ, которые не явля­ются богами в этом смысле, т.е. не стремятся властвовать над людьми и воздействуют на человека только фактом своего наличия.

Вера содержит мощный нравственный заряд. Убежденность в том, что имеется кто-то более совершенный, чем я, по­буждает меня двигаться в направлении этого совершенст­ва. Такое движение бывает в основном двояким: во-пер­вых, человек подчиняет свое поведение воле более со­вершенных существ, т.е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и внутренними способностями он стремиться уподобить­ся этим существам и в какой-то степени преображается.

По одной из версий, латинское слово «religio» происходит от глагола «religare», означающего «связывать», «при­креплять». Если эта версия верна, то в религии речь идет о связи людей ер сверхчеловеческими существами и друг с другом. Поскольку «сверхчеловеческое» — это то, что выше и совершеннее человека, главной функцией рели­гии выступает ценностная ориентация. Религия устанавливает или открывает святыни — высшие ценности. Метафорически выражаясь, она указывает человеку до­рогу туда, где он становится более совершенным.

Роль религии в нравственной жизни людей столь значитель­на, что с нею можно сопоставить только роль языка, без ко­торого мораль вообще была бы не возможна. Переживание священного не совпадает с представлением о нравствен­ном добре. Иначе религия и нравственность слились бы в неразличимое целое. Но в процессе исторического раз­вития культуры религия и мораль сближаются настоль­ко, что священный трепет превращается в благоговение, а божественные силы наделяются абсолютным нравст­венным совершенством. Однако такое сближение проис­ходит не во всех, а только в наиболее развитых религиоз­ных системах, и к нему ведет долгий исторический путь.

Понятие священного неотделимо от понятия тайны. Неис­коренимая таинственность священного обусловлена тем, что человеческий ум приспособлен к пониманию равно­го себя и более простого по организации, но неизбеж­но сталкивается с серьезнейшими трудностями, встреча­ясь с более высоким и совершенным. Сверхчеловеческое, опыт общения с которым представляет собой всякая рели­гия, никогда не может быть вполне прозрачным для чело­века. Оно содержит в себе еще неизвестные стороны и по­этому загадочно. Совершенно рациональная религия не­возможна. В качестве таковой она была бы не религией, а системой прикладного знания, совокупностью точных правил поведения. Зов, исходящий от Бога, никогда не бы­вает понятен человеку до конца. Поэтому он взращива­ет не только послушание, но и свободу.

Существенным свойством тайны является интимность (от лат. «mtimus» — «самый внутренний», «тайный»). Сверхчеловеческое открывает свою глубину избиратель­но: не каждому человеку и не всем в одинаковой степени. Для человеческого духа нет предмета более привлекатель­ного, чем тайна. Общение с высшей силой поднимает ин­дивида, делает его более совершенным не только в срав­нении с его прежним состоянием, но и с другими людьми, для которых подобное общение недоступно. Централь­ной в религии является противоположность сакрального (священного) и профанного (мирского, светского). Про-фанное (от греч. «προφανής» — «явный», «открытый») может обладать обыкновенной ценностью, быть вредным или просто безразличным для людей. Сакральное наде­лено особой ценностью, которая открывается только из­бранным и тем полнее, чем ближе они связаны со сверхъ­естественным. Исключительная сила притяжения, кото­рая исходит от тайны, способствует не только единению людей, но и обособлению: избранию отшельнического об­раза жизни или созданию сект (лат. «secta» — «образ мыс­лей, действия, жизни») — замкнутых групп единоверцев. Та чрезвычайно важная сторона религии, которая связа­на с феноменом тайны, называется мистической (от греч. «μθω» — «закрываться»). Если тайна начинает культиви­роваться целенаправленно, если важнейшие религиозные обряды намеренно скрываются от всех «непосвященных» людей, то нравы становятся эзотерическими (направлен­ными внутрь, закрытыми) в отличие от экзотерических (направленных вовне, открытых, общедоступных).

Поскольку религия не мыслима без мистического содер­жания, во всех религиозных системах мы находим экзо­терические и эзотерические слои. Их наличие придает религиозной нравственности ступенчатый характер. Об­ретение нравственного совершенства выражается в пе­реходе с более низкой ступени на более высокую. Самым общим в этом отношении является разделение нравст­венной жизни на три ступени: 1) мирян, обычных веру­ющих; 2) священнослужителей, живущих в миру; 3) мо­нахов — аскетов и отшельников.

Наиболее развитые формы религии оказывают многопла­новое позитивное воздействие на моральную жизнь че­ловека:

— они создают целостную картину мира, в которой на ос­нове взаимодействия между естественными и сверхъес­тественными силами определенному деянию соответ­ствует определенное воздаяние; таким образом обос­новывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что мо­ральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

— в образе Бога формируют понятие идеала как высшего нравственного образца, приближение к которому долж­но определять жизнь верующего;

— формулируют и кодифицируют важнейшие нравствен­ные требования к человеку;

— через понятие высшего блага и счастья объединяют ценности в иерархическую систему;

— определяют перечень основных положительных и от­рицательных качеств личности — добродетелей и поро­ков, — разрабатывают аскетическую практику обрете­ния первых и искоренения последних;

— устанавливают особо интимные отношения между людь­ми и соответствующие им нравы в церковной общине, мо­нашеском ордене или иных религиозных организациях, интерпретируя нравственную жизнь как ступенчатое вос­хождение к идеалу.

Эти разнообразные линии влияния религии на нравствен­ность можно свести к одной важнейшей: религия фор­мирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии и морали являются ре­лигиозные нравственные системы, исторически возни­кающие в каждом культурном организме. Число таких систем соответствует числу религий, когда-либо сущест­вовавших в истории человечества и существующих в на­стоящее время. Каждая религия с общечеловеческой точ­ки зрения является самоценной, как всякий народ, язык и даже биологический вид. В рассмотрении мы ограни­чимся только теми, которые приобрели наибольшее чис­ло приверженцев и оказали наибольшее влияние на мо­ральное развитие человечества.

24.Теоцентризм библейской этики. Религиозно-этический смысл Декалога

Теолого-онтологическая доктрина Библии всецело проявляется в учении о человеке, антропологии. В сравнении с дуалистическими представлениями Востока и античности, согласно большинству из которых человек наделен той же природой, что и космос и является его слепком, библейское учение определенно говорит о том, что человек есть образ Божий. Вот как повествует об этом первая книга Ветхого Завета — Бытие: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".

Библейское Откровение дает принципиально иное понимание мира и человека. Основой как Ветхого, так и Нового Завета является теологический, онтологический и антропологический монизм. Теологический монизм известен под именем монотеизма (с греч. monos — один, единственный и teos — Бог).

Исторически первой монотеистической религией стала религия Ветхого Завета. Отличительная его особенность — понимание Бога как Единицы.

Самым существенным моментом монотеизма является единоначалие, которое можно осознать, по крайней мере, в двух аспектах:

Во-первых, под единоначалием можно понимать то, что Бог есть единое и единственное начало мира в том смысле, что Он, и только Он один, без чьей-либо помощи, не прибегая ни к каким средствам и материалам, создает мир. Вот как повествует об этом святой апостол и евангелист Иоанн Богослов:"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.  В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его".1

Во-вторых, в термине "единоначалие" звучит и мотив единоличного правления миром. И хотя однажды Христос и назвал сатану "князем мира сего"; всё же в метафизическом смысле именно Бог, и только Он является Верховным Господином мироздания, стратегически промышляющем о его метаисторической судьбе. Первая из десяти "моисеевых" заповедей посвящена именно этому:"Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим".

Декалог, или Десятисловие, как еще называют Десять заповедей – один из центральных документов библейского откровения. Декалог был центральным в Законе в ветхозаветную эпоху; не потерял он своего значения и после заключения Нового завета. Кроме того, в течение трех с лишним тысячелетий, прошедших с момента откровения Декалога, он оказал и продолжает оказывать исключительное, ни с чем не сравнимое воздействие на культуру и цивилизацию. То, что современный человек называет «общечеловеческими ценностями», в сущности, является нравственной составляющей Декалога. Данные иудеям, заповеди Декалога без изменения входят в христианскую и исламскую традицию.

Декалог, в отличие от остального Закона, возник в результате непосредственного Откровения Божьего, данного Моисею на горе Синай. Приблизительно это событие можно датировать 1250 годом до Р.Х. Согласно преданию, Бог Сам таинственным образом начертал Десять заповедей на каменных досках (скрижалях), приготовленных Моисеем.

И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря:

  1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

  2. Не делай себе кумира … ибо Я Господь, Бог твой…

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…

  4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…

  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не кради

  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего … ничего, что у ближнего твоего.

Содержание Декалога очевидным образом разделяется на две части:

- первая, включающая 1 – 4 заповеди, говорит об отношении человека к Богу и устроении духовной жизни людей;

- вторая, включающая последние 6 заповедей, говорит о нравственном устроении жизни и отношений людей друг с другом.

Важнейшей особенностью Декалога является соединение этих двух разделов в единое целое. Декалог придает обоим своим частям равное значение; тем самым нравственность становится формой поклонения Богу, а не только принципами наилучшего устроения земной жизни. Одновременно только в единстве религиозной и нравственной жизни человека последняя обретает твердые основания. Таким образом, Декалог на все времена стал главным манифестом библейского этического монотеизма.

26.Аскетичные наставления средневековой этики и учения о страстях и Средневековая этика развивалась исключительно в рамках христианской веры. Поэтому вовсе не удивительно, что в ней нашли отражение идеи греховности и искупления вины страданием и покаянием, верой и любовью к Богу, готовностью исполнить его волю.

Средневековая этика является отрицанием античной, так как принципы свободы, достоинства, могущества человека не могли найти поддержки у христианской церкви. Мораль в Средние века понимается как система внешних, надличностных и неизменных норм поведения, которые совпадают с заповедями Бога. Бог, а не человек становится целью. Главной особенностью, отличающей средневековую этику от античной, стал ее религиозный характер. Текст Священного Писания стал единственным источником для рассмотрения и решения всей основной проблематики христианского нравственного учения: об источнике и природе морали, критериях нравственности, назначении и смысле жизни человека и его нравственном идеале, добре и зле. Поэтому вовсе не удивительно, что центральными фигурами в средневековой этической мысли были не философы, как в античности, а теологи: Аврелий Августин, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский и др.

Центральные проблемы средневековой этической мысли:

1) источник и природа зла – результат отступления человека от божественных заповедей в результате выбора свободной воли;

2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;

3) антагонизм души и тела. Телесность – источник греховности человека, душа бессмертна и божественна, тело смертно и греховно;

4) источник нравственных ценностей – Бог, который создал мир, человека, следовательно, и все нормы поведения.

Среди достижений этической мысли Средневековья следует отметить следующие:

1) придание морали всеобщего, т. е. общечеловеческого, характера;

2) утверждение ценности каждого человека независимо от его происхождения, социального положения и даже достоинств;

3) углубление сущностного смысла понятия «нравственность» через категории вины, греха, страдания, искупления.

Однако, несмотря на все свои достоинства, этическая мысль Средневековья носила ограниченный характер, так как утверждала абсолютное бессилие человека. Человек не может спастись самостоятельно, спасти его может только Бог.