Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в геополитику Моро-Дефарж.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
842.75 Кб
Скачать

2. Журнал "Геродот"

а) Философия "Геродота"

Благодаря журналу "Геродот" геополитика обрела во Франции интеллектуальную легитимность. Само название данного переодического издания является данью уважения основателю истории и географии, греку, который сумел преодолеть свои предрассудки и стал исследовать нравы и прошлое варваров. Каждый номер ежеквартального журнала "Геродот" является результатом коллективного труда и включает в себя досье, посвящённое геополитической проблематике того или иного резона (например, "Американское Средиземноморье", "Проблема границ в Африке", "Балканы и балканизация"...) или страны ("Немецкие геополитики", "Пограничные районы России", "Сербский вопрос").

Этот журнал обращает особое внимание на противоречивые представления и стратегии, связанные с тем или иным пространством, играющим важную роль в мировой политике. В качестве примера можно назвать три моря, расположенных в окружении земли: евро-арабское Средиземноморье, находящееся между Гибралтаром и Суэцем, американское Средиземноморье - между Атлантикой и Центральноамериканским перешейком, азиатское Средиземноморье - между южным Китаем, Индокитаем, Индонезией и Филиппинами.

"Геродот" строит каждый свой номер вокруг трёх элементов:

- Карты. "Карта, первичная форма осмысления пространства" (Ив Лакост) или, точнее, совокупность карт различного масштаба, иллюстрирующих различные характеристики (от рельефа до распределения населения) должна при правильном прочтении дать достаточно полную [c.140] информацию, позволяющую самостоятельно сделать правильный вывод.

- История или, вернее, исторические события, поскольку Историю делают люди. Любое пространство формируется и преобразуется людьми, которые через него проходят, захватывают его, живут там, уходят оттуда, Чтобы понять ценность данного пространства для данных людей, нужно знать всё, что происходило раньше между этими людьми в этом пространстве: набеги, распространение религии, влияние империй, национальное строительство... История имеет огромное значение, ибо она является источником геополитических представлений, которые - в процессе кристаллизации - связывают территорию с её прошлым. Так например, множество конфликтов между группами людей вызваны тем, что каждая из них считает, что именно она первая поселилась на данной территории (евреи и арабы в Палестине; негры и белые в Южной Африке; сербы и албанцы в Косово...).

- Границы (юридические и политические) представляют собой важнейшие ориентиры. Линии, разделяющие государственные суверенитеты, были прочерчены на картах в результате вооружённой борьбы, они установлены ценой крови народов и несут на себе печать амбиций властей. Всякая граница является "искусственной", т.е. отражает соотношение конкретных сил в конкретный момент. Не бывает вечных границ, каждая граница устанавливается, переносится, уточняется по прихоти Истории.

В то же время, наряду с официальными государственными границами существуют более размытые, но зато более стабильные границы: границы между религиями, цивилизациями, традициями, зонами торговли. Так, по мнению некоторых геополитиков, граница которая существовала на немецкой земле с 1949 по 1990 год между ГДР и ФРГ, совпадала с одной из наиболее древних границ европейского континента, отделявшей владения Римской империи от территории, остававшийся под властью варваров, а во второй половине XIX века и даже в начале XX века в этом месте проходила линия раздела между Европой парового двигателя и Европой лошадиной тяги.

Среди специалистов, регулярно анализирующих проблему границ, следует упомянуть члена редколлегии "Геродотa" Мишеля Фуше (Michel Foucher), автора книги Фронты и границы, опубликованной в 1989 г. и переизданной в 1991 г.

Мишель Фуше так характеризует границы, сложившиеся в мире:

"Границы представляют собой элементарные пространственные структуры, имеющие линейную форму, а их функция сводится к обозначению нарушений геополитической непрерывности в трёх плоскостях: реальной, символической и воображаемой. [c.141]

Прерывистость проявляется между суверенитетами, историями, обществами, экономиками, государствами, часто , но не всегда, между нациями и языками. Прерывистость в реальной плоскости - это пространственный предел действия суверенитета в его специфических формах, граница может быть открытой, полуоткрытой и закрытой. Символическая прерывистость связана с принадлежностью к различным политическим сообществам, существующим на соответствующих территориях. Воображаемая прерывистость имеет отношение к таким понятиям, как "другие", соседи, друзья, враги, т.е. к связям с самим собой, со своей историей; со своими созидательными и разрушительными мифами. Эмигрант или беженец может "вообразить", что ждёт его после пересечения рубежа своей страны. Таким образом, понятие "граница" отнюдь не сводится к простой юридической или налоговой функции".

Это довольно сложное определение можно резюмировать следующим образом: границы выполняют три тесно связанных функции:

o устанавливают пределы государственного суверенитета;

o разделяют в пространстве символические сообщества, т.е. государства, каждое из которых обладает собственным флагом, гимном, историей, институтами, порождающими для его граждан специфические права и обязанности;

o разделяют в пространстве своё (т.е. национальную территорию) и чужое (соседнее государство, а затем и остальной мир).

б) Идеология территории против идеологии потоков?

Как всякая другая линия поведения, продиктованная связной и логичной философией, линия "Геродота" имеет свой идеологический аспект, т.е. свое мировоззрение и свои представления о желательных и необходимых действиях. По мнению журнала, люди и социальные группы, к которым они принадлежат (регионы, государства-нации...), определяются, в первую очередь, их укоренением на той или иной территории. Следовательно, если войны ведутся за захват территорий, то мир предполагает, что сообщества, населяющие землю, в принципе, удовлетворены теми территориями, которыми они располагают.

Эта "территориальная" логика "Геродота", продиктованная геополитическими взглядами его редколлегии, распространяется также и на её подходы к другим областям человеческой деятельности. Так например, идеология рассматривается как инструмент оправдания территориальных споров. Таким образом, идеология "этнической чистки", целью которой является достижение точного соответствия между народами и территориями, подтверждает направленность подхода "Геродота" на изучение отношений между людьми и пространством. Точно так же при систематизации данных экономического характера журнал отдаёт предпочтение локализации, присвоению и контролю над ресурсами, ради которых и ведётся политическое соперничество.

В связи с этим возникает вопрос: являются ли всевозможные [c.142] потоки - идей, информации, товаров, капиталов - предметом манипуляций со стороны политиков или же эти потоки повинуются собственным внутренним законам? В конечном счёте Геродот действует подобно фотографу: каждая опубликованная им карта представляет собой моментальное фото, а сама информация должна быть получена в результате наложения или сопоставления множества таких информации. Но могут ли схваченные на лету мгновения дать верное представление о "фильме жизни", об эволюции, о движении сил? Можно ли совместить работу фотографа, который запечетлевает то или иное состояние в каждый данный момент, с работой кинооператора, передающего подвижность и текучесть материи?

По своей природе человек чрезвычайно противоречив. Как подчеркивает геополитика, повинуясь инстинкту собственника, люди отождествляют себя с территориями, ведут непрерывную борьбу за право определять границы этих территорий. Но в то же время люди постоянно находятся в движении, самые разные потоки захватывают и несут их (от идеологических течений до товаропотоков). Причём эти потоки, созданные самими людьми, очень часто выходят из-под контроля своих творцов.

Какая же тенденция является доминирующей в конце XX века? Старый территориальный инстинкт, унаследованный от многовекового земледелия, как считает Геродот? Или же возникновение новых отношений между человеком и землёй, которые характеризуются тем, что человек постепенно освобождается от власти земли, но земля по-прежнему липнет к его ногам? Кочевой или оседлый образ жизни одержит в конечном счёте победу? Какова будет роль государства-нации: останется ли оно высшей целью Истории и самой совершенной территориально-политической конструкцией или же превратится в единицу пространства, стоящую в одном ряду с более мелкими (регион, город) и более крупными (континенты, весь мир) территориальными образованиями? К какому равновесию может привести сочетание территориального деления мира с ростом мировых потоков?

Б. Международный институт геополитики

Международный институт геополитики был создан в 1982 году. Его основательница, Мари-Франс Гаро (Marie-France Garaud), родившаяся в 1934 году, юрист по образования, одно время работала адвокатом, затем перешла на службу в государственный аппарат. С 1969 по 1974 год она занимала пост советника в канцелярии Президента Республики при Жорже Помпиду.

Ив Лакост отражает взгляды левой интеллигенции, на которую большое впечатление произвели подъём национально-освободительного движения и конфликты в третьем мире. Его журнал "Геродот" [c.143] уделяет основное внимание национальным проблемам. Мари-Франс Гаро принадлежит к совершенно другому идеологическому и политическому направлению: ей близки взгляды генерала де Голля, но без налёта романтизма, свойственного первому Президенту Пятой республике. У Жоржа Помпиду и его сторонников обострённое национальное чувство уживается со здоровым консерватизмом.

Международный институт геополитики возник, в первую очередь, как реакция на конкретную политическую ситуацию, связанную с кризисом евроракет (1979-1983). В то время обострение советской угрозы (развёртывание ракет СС-20) совпало с ослаблением атлантической солидарности в результате пацифистских манифестаций проводимых против установки в Западной Европе дополнительных американских ракет, призванных уравновесить возросший потенциал СССР.

Международный институт геополитики начал свою деятельность в самый разгар антиракетного движения (которое во Франции было менее сильное, чем в соседних странах). Он сразу же оказался на передней линии сопротивления советскому тоталитаризму. Среди основателей института были и классические голлисты, и атлантисты. Но тезисы, выдвигаемые институтом, чаще оказывались ближе ко вторым, чем к первым. Как же объяснить в этом случае позицию, занимаемую президентом института Мари-Франс Гаро? Сильным раздражением, вызванным у неё отказом французов от борьбы за национальный суверенитет после смерти Ж. Помпиду? Или политическими амбициями, которые побудили эту энергичную женщину выставить (без особого успеха) свою кандидатуру на президентских выборах 1981 г.?

Какую роль играла геополитика во всём этом? Многие вопросы остаются без ответа. Журнал, публикуемый институтом, называется Геополитика. Каждый номер этого ежеквартального издания открывается жёсткой передовой статьёй, написанной Мари-Франс Гаро. Журнал часто публикует интересные досье, посвящённые актуальным вопросам международной политики (в том числе довольно редко анализируемым, в частности, вопросам экологии).

Если Ива Лакоста можно считать дитём, покинутым левой интеллигенцией, то Мари-Франс Гаро - сирота голлизма. Её главная цель - сопротивляться, выстоять любой ценой. Однако достаточно ли обладать сильным характером, чтобы стать основателем политической доктрины?

* * *

В конечном счёте, за исключением течения, сформировавшегося вокруг Ива Лакоста и "Геродота", термин "геополитика" употребляется во Франции последней четверти XX века как одно из удобных слов, [c.144] достаточно звучных и неопределённых, для выражения некоторых реалий нашей эпохи. Французы знают, что их страна перестала быть центром мира, каким она была в XVII - XVIII веках. Таким образом, им приходится усваивать такую науку, как география, листая атласы и читая книги. [c.145]

ВЫВОДЫ

Геополитика, её концепции, сложный путь её развития неотделимы от бурь и трагедий XX века. С началом расцвета наук, т.е. с XVII века, западноевропейцы пытались создать учение о власти и могуществе. Геополитика является одним из результатов этих постоянных усилий. Давая "научный" анализ отношений между человеком и пространством, она призвана выявить объективные законы, указывающие путь к обладанию мощью.

Несмотря на замечательный вклад, сделанный в развитие геополитики такими учёными, как Мэхэн, Маккиндер, Ратцель и Хаусхофер, после второй мировой войны эта дисциплина разделила участь многих других наукообразных утопий. В конце XX века "этническая чистка" стала последним проявлением геополитики, превратившейся в безобразный и жестокий схематизм, обречённый на трагический провал.

Что же осталось от этой науки? Геополитический подход. Сегодня человек, который, очевидно, никогда окончательно не избавится от своих иллюзий, начинает полагать, что он победил пространство и время. Однако на самом деле всё обстоит иначе. Ограничения, накладываемые на деятельность человека пространством и временем, никогда не были неизменными, они непрерывно эволюционировали, в частности, под влиянием технического прогресса. И пока человек имеет свою гелесную оболочку, пока его организм живёт и стареет, факторы пространства и времени будут оказывать на него своё воздействие. [c.145]

БИБЛИОГРАФИЯ

Научные труды и монографии

Ancel, Jacques, Peuples et Nations des Balcans, Paris, Comite des travaux historiques et scientifiques, 1993.

Belletini, Jaques, "La geopolitique de Sir Halford Mackinder et 1'ere nucleaire", Strategique (Paris, Fondation pour les etudes de defence nationale), ler trimestre 1983, p.111-169, 2е trumestre 1983, р.129-148, 3e trimestre 1983, р. 53-92.

Cohen, Saul В. Geography and Politics in a Divided World, Londres, Methuen, 1964.

Dollfus, Olivier, "Le systeme-monde", L'information geographique (Paris, Armand Colin), № 54, 1990, р.45-52.

Durand, Marie-Frangoise, Levy, Jacques, et Retaille, Denis, Le Monde. Espaoes et systemes, Paris, Dalloz/Presses de la Fondation nationale des sciences politiques, 1992.

Foucher, Michel, Fronts et Frontieres, un tour du monde geopolitique, Paris, Fayard, 1988; reed. 1991.

Foucher, Michel (ed.). Fragments d'Europe, Paris, L'Observatoire europeen de geopolitique/Fayard, 1993.

Gallois, Pierre-Marie, Geopolitique; les voles de la puissance, Paris, Fondation pour les etudes de defence nationale/Plon, 1990.

Goldfinder, Charles, La Geofinance. Pour comprendre la mutation finanoiere, Paris, Ed. du Seuil, coil. "Odyssee", 1986.

Gray, Colin S. The Geopolitics of tne Nuclear Era, New York, Grane, Russak & Co, 1977.

Haushofer, Karl, De la Geopolit.iq'ие, Paris, Fayard, 1986.

Korinmann, Michel, Ouand 1'Allemagne pensalt le monde. Grandeur et decadence d'une geopolitique, Paris, Fayard, 1990.

Lacoste, Yves, Ibn Khaldoun, Naissance de 1'histoire, passe du tiers-monde, Paris, Francois Maspero, 1966.

Lacoste, Yves, La geographie, ca sert d'abord a faire la guerre, Paris, Francois Maspero, 1976.

Lacoste, Yves, Questions de geopolitique, Paris, Le Livre de poche, "Biblio-Essais", 1988. [c.146]

Lacoste, Yves, Paysages politiques, Paris, Le Livre de poche, "Biblio-Essais", 1990.

Lacoste, Yves, (ed.) Dictionnaire de geopolitique, Paris, Plammarion, 1993.

Lejeune, Dominique, lies Societes de geographie en France et 1'Expansion coloniale au XIX-e siecle, Paris, Albin Michel, 1993.

Mackinder, Halford, "Le pivot geographique de 1'histoire" (1904), Strategique, 55 (Paris, Fondation pour les etudes de defence nationale), №3, 1992, р.11-29.

Mackinder, Halford, "The Round World and the Winning of Peace", Foreign Affairs, vol. XXI, №4, Juniet 1943. p. 595-605.

O'Brien, Richard, Global Financial Integration: The End of Geography, Londres, Royal Institute of International Affairs/Pinter, 1992.

Ohmae, Kenichi, "Rise of the Region State", Foreign Affairs, printemps, 1993.

Ratzel, Friedrich, La Geographie politique, les concepts fonda-mentaux, Paris, Payard, 1987.

Reclus, Elisee, 1,'Яолипе et la 'Perre. Histoire contemporaine, 2 vol., Paris, Fayard, 1991.

Scheibling, Jacques, Ou'est-ce gue la geographie?, Paris, Hachette, 1994.

Spykmann, Nicholas John, America's Strategy in World Politics. The United States and the Balance of Power, Hamden, Connecticut, 1942.

Spykmann, Nicholas John, The Geography of the Peace, New York, Harcourt and Brace, 1944.

Журналы

Geopolitigue, revue trimestrielle de 1'Institut international de geopolitique, Paris.

Herodote, revue de geographie et de geopolitique, Paris.

Sciences humaines № 14,

L'Economie-monde, Fevrier 1992;

hors serie № 3, be Marche, lot du monde nioderne?, noverabre-decembre 1993. [c.147].