Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСС акртография.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
27.08.2019
Размер:
451.07 Кб
Скачать

2.4 Ценностная шкала состояний сознания ч. Тарта

Американский исследователь Ч. Тарт начал научную деятельность с издания фундаментальной антологии «Изменённые состояния сознания» и подвёл итоги своих исследований в монографии «Состояния сознания». Своеобразие воззрений Ч. Тарта заключается в том, что он предложил изучать дискретные изменения состояния сознания (ДИСС), являясь таким образом одним из создателей теории прерывных состояний сознания. Ч. Тарт определяет дискретное изменённое состояние сознания, как «ДИСС, которое отличается от некоторых конкретных базисных состояний сознания (БСС) … это некая новая по отношению к базисному состоянию системы, обладающей присущими только ей характеристиками: это определённое изменение прежней структуры сознания»45.

Д.Л. Спивак пишет, что «каждое из состояний описывается Ч. Тартом как хорошо упорядоченная, взаимоувязанная совокупность физиологических и психологических процессов. Пока они остаются в рамках данного состояния, функционирование их обусловлено исключительно внутренними причинами и направлено на поддерживание этого ключевого стереотипа. При переходе к другому состоянию происходит непременный разрыв связей и их последующая перестройка на новый лад, а это новое качество опять таки управляется лишь внутренними законами»46

Переход от одного состояния к другому, считает Ч. Тарт, происходит не постепенно, а скачкообразно. Например, при погружении человека в гипнотический сон, сначала идут незначительные изменения, а потом резкий переход в состояние глубокого гипнотического транса, причём новое ДСС не просто отличается от предыдущего, а составляет новую, качественно отличную целостность.

Основной интерес для нас представляет классификация состояний сознания, систематизированная Ч. Тартом согласно представлениям, существующим в «классической» западной психологии. Эта классификация строится по аксеологическому принципу, т.е. в зависимости от ценности состояний сознания, которая придается им в общественном сознании (см. рис. 2).

Эта шкала по умолчанию признаётся большинством психологов, так что остаётся только ужасаться по поводу того, куда человечество может привести западная цивилизация, если она отводит творческим состояниям место на задворках общественного бытия.

Согласно представлениям Ч. Тарта, предпочтение, которое отдается в современном мире рациональному состоянию сознания является, по сути, предпочтением не объективному миру, а тем актам рационализации, с помощью которых осуществляется взаимодействие с окружающей реальностью. Общепринятое еще не означает истинное – вот о чем он говорит. Рациональность, превозносимая в европейской шкале ценностей, является недостижимым миражом. При этом «обычное состояние является окказионально невротическим в том смысле, что в нем рациональность оказывается лишь рационализацией тех процессов, которые основаны на бессознательных побуждениях и эмоциях». Кроме того, «рациональность вряд ли пришлась по душе большинству из нас - ведь человек с таким сознанием был бы чем-то вроде компьютера» (С.В. Дрёмов, И.Р. Сёмин)

Рис.2

Наиболее ценные состояния сознания

Наименее ценные состояния сознания

Полная рациональность

Творческие состояния:

Обращение к внутренним импульсам личности

Обычная рациональность (невротические искания)

Сон

Интоксикация марихуаной

Психопатические состояния

Состояние, вызываемое галлюцинативными наркотиками

Токсикогенный психоз

«По-видимому, - пишет Ч. Тарт, - эта шкала молчаливо признается большинством западных интеллектуалов. Подчеркнем - именно молчаливо. Это значит, что оценки этой шкалы вплетены в общую ткань системы ценностей нашего общества... оценки по этой шкале чаще всего делаются неявным образом. Когда система ценностей или ее предпосылки имплицитны, человек не осознает их наличия и потому не подвергает их сомнению. Он просто автоматически воспринимает мир и мыслит, основываясь на этой системе с ее предпосылками. Например, что бы ни сказал человек, о котором известно, что он «психотик», это будет рассматриваться как свидетельство его безумия, а не оцениваться само по себе»47.

Указанием нескольких ценностных шкал Ч.Тарт обращает внимание на относительность научных представлений, признанных абсолютными. Видимо, полагание истинным объективного при недостаточном учете субъективного ценностно-этического аспекта еще не гарантирует Истины. В особенности это актуально в дисциплинах, занятых объективацией субъективного, в науках, где объективность утверждается лишь в контексте определенной парадигмы, методологические основания которой всегда субъективны.

В истории науки известны случаи, когда рациональность, выражающая объективность, смешивалась с рационализациями. Психиатрия, в частности, изобилует примерами, когда рационализации ученого, признанные наиболее удачными на определенном этапе познания в конкретный исторический отрезок, превращалась эпигонами в идеал рациональности, догматизировались и почитались истиной в последней инстанции.

У С.В. Дрёмова и И.Р.Сёмина читаем: «положения Ч. Тарта позволяют прояснить следующую ситуацию. Являясь питомцами одной ценностной системы (на Западе - это направленность на изучение, «завоевание» внешней реальности), врач и пациент теряют взаимопонимание, когда болезнь меняет экстравертированную установку сознания пациента на внутреннюю. Оценка его измененного состояния сознания как более низкого по сравнению с нормативным предметным сознанием приводит к постановке диагноза. Как говорит Ч.Тарт…: «Роли распределены заранее: пациенты - сумасшедшие, врачи - здравомыслящие, и изменить уже ничего нельзя». Как правило, забывается, что представление о норме задано относительным представлением о ценности того или иного состояния, его значимостью для выживания. Забывается, что при серьезном психическом нарушении условия жизни меняются и более ценными - соответствующими субъективным потребностям - могут быть измененные состояния сознания. Подчеркивая их экзистенциальную равноценность с обычным состоянием бодрствования, мы можем вслед за культурологами назвать их иными состояниями сознания».

Создание, а точнее экспликация, этой шкалы, возможно, стала своего рода поворотным пунктом в сознании многих ученых, занимавшихся проблемами сознания, огромного количества людей, заинтересованных в саморазвитии.