Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
доп материалы к экзамену.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
24.08.2019
Размер:
338.43 Кб
Скачать

Теория конвергенции двух факторов психического развития

В начале ХХ века исследователи психического развития в основном занимались изучением развития познавательной сферы детей, а личностная сфера оставалась неизученной. Немецкий психолог Уильям Штерн (1871-1938) разработал направление персонализма. Своей главной задачей он считал исследование целостной личности, так называемой «персоны» человека и законов её формирования (отсюда и название – персонализм).

Подчёркивая целостность биологического и социального в человеке, и, таким образом, целостность «персоны», Штерн создал теорию конвергенции двух факторов. В ней учитывалось влияние на развитие личности как наследственности, так и среды, то есть как биологического фактора, так и социального. Штерн исходил из того, что развитие психики отчасти является саморазвитием, саморазвёртывающимся процессом, обусловленным наследственно, но при этом среда придаёт этому развитию определённое направление. И на каждом возрастном этапе ведущее значение для развития психики приобретает то наследственность, то среда.

Например, для того, чтобы ребёнок в период раннего детства (с года до трёх) начал активно осваивать речь, сначала необходимо формирование у него речедвигательного аппарата по человеческому типу, – это обеспечивает наследственность, а дальше определяющее значение приобретает для его психического развития среда – или обогащённая, или обеднённая.

Представления Штерна о психическом развитии сходны с представлениями гештальтистов. Он понимал развитие, как рост и дифференциацию психических структур, как переход от смутных образов внешнего мира к более отчётливым и структурированным.

Штерн подчёркивал, что в основе психического развития заложено не только саморазвёртывание, но и самосохранение врождённых особенностей развития, прежде всего, индивидуального для каждого человека темпа психического развития. И нарушение этого индивидуального темпа развития детей при их обучении и воспитании может привести к формированию у них неврозов и других серьёзных отклонений.

Штерн видел цельность человеческой личности не только в существовании индивидуальных норм психического развития для каждого конкретного человека, но и в общем направлении развития для всех психических процессовот периферии к центру, а также в неразрывной связи эмоциональной сферы с мышлением.

Он считал, что психическое развитие происходит в направлении извне – вовнутрь. О направленности он писал: сначала у детей развивается созерцание (восприятие), потом представление (связанное с воспоминание о конкретных предметах, с развитием памяти) и только затем – мышление. Такие выводы он сделал на основе изучения рисования детей. Очень важно для ребёнка освоить ту схему действий, с помощью которой он сможет в дальнейшем совершить переход от наглядных, конкретных представлений к абстрактным понятиям. На её основе может произойти переход от единичных представлений к родовым понятиям и понятийному мышлению.

О связи эмоций с мышлением.

Сохранение индивидуальных особенностей развития происходит благодаря существованию такого механизма психического развития, как интроцепция. Интроцепция – это соединение человеком своих внутренних целей с теми, которые даются ему социумом. Врождённые потенциальные возможности ребёнка сначала недостаточно определённы, и он не может сам сразу определить свои склонности. Именно окружающие его люди помогают ему лучше понять себя, осознать свои особенности, организовать свой внутренний мир в чёткую, осознанную структуру. При этом ребёнок старается взять из среды всё, что соответствует его внутренним склонностям и одновременно пытается препятствовать тем внешним воздействиям, которые им противоречат. Так возникает конфликт между требованиями внешней среды (социума) и внутренними склонностями ребёнка. Этот конфликт между внутренними и внешними требованиями играет для психического развития положительную роль. Он вызывает у человека переживание своего несоответствия сложившейся ситуации, которое сопровождается отрицательными эмоциями. Отрицательные эмоции стимулируют психическое развитие. Они останавливают процесс интроцепции и заставляют человека ещё раз внимательно всмотреться в себя и окружающих для того, чтобы понять, что ему действительно необходимо в жизни и что именно в социуме вызывает у него неприятие. Так отрицательные эмоции выводят проблемы человека на новый уровень осознания, способствуют развитию у него рефлексии и лучшему пониманию себя и окружающих.

В теории конвергенции Штерн сделал попытку снять односторонность двух предшествовавших ей теорий психического развития – преформизма (нативизма) и сенсуалистической теории (эмпиризма). В направлении преформизма предопределяющее значение в развитии ребёнка придавалось внутренним условиям, наследственности, в случае сенсуализма – внешним условиям, окружающей среде. Штерн исходил из того, что развитие определяется конвергенцией двух факторов (биологического и социального), однако признавал доминирующее влияние наследственности. Среда рассматривалась им как фактор, ускоряющий или тормозящий психическое развитие и реализацию наследственно предопределённых свойств и особенностей психики. Теория конвергенции является биологизаторской. Психическое развитие сводится в ней к внутреннему созреванию свойств, уже заложенных в организме. Внешней среде придаётся лишь роль фактора, в известной роли предопределяющего темп развития, но не вносящего ничего качественно нового в психическое развитие.

Взгляды Штерна отразились в его периодизации психического развития, в основу которой положена биогенетическая концепция.

Процесс идентификации в теории психического развития Фрейда.

Понятия Эдипова комплекс и комплекса Электры

Идентификация – это отождествление (в буквальном переводе). В возрастной психологии идентификацией называют процесс или результат уподобления психологии и поведения ребёнка другим людям. В итоге идентификации ребёнок перенимает формы и свойства поведения тех людей, с кем он себя отождествляет. Полоролевая идентификация – это отождествление ребёнком себя с человеком определённого пола и усвоение соответствующих норм полоролевого поведения.

Эдипов комплекс – это одно из важнейших понятий классического фрейдовского психоанализа. С его помощью Фрейд объяснял становление индивида как социального, морального субъекта и формирование высшей психической инстанции Супер-Эго, в результате чего индивид становится личностью. Концепция Эдипова комплекса не только отсылает нас к мифу об Эдипе, но и сама в определённой степени является мифом. В данном случае мифологичность означает не ложность, а символически-аллегорическую форму выражения идеи, обычно для науки не характерную. Именно в виде мифа Эдипов комплекс вошёл в контекст западной культуры XX века. В наиболее известном варианте его суть такова: мальчик испытывает сексуальное влечение к собственной матери и агрессию к отцу, занимающему возле матери место, желанное для сына. Агрессия сочетается не только со стремлением занять место отца, но и с невозможностью это сделать. Это сочетание приводит в действие механизм идентификации (с отцом). Мальчик становится на его место и как бы преображается в него, но не в практическом, а в идеально-символическом плане. Идентифицируясь с отцом, мальчик перенимает черты взрослого мужского поведения, мужскую социальную роль, но главное – систему социальных правил и запретов, присутствующих у взрослого. Эта система является моральной цензурой сознания. Она образует Супер-Эго, которое представляет в психике индивида социальные нормы и является одним из трёх основных элементов, образующих структуру личности (Ид, Эго, Супер-Эго). Данная ситуация, происходящая внутри семьи, была ассоциирована Фрейдом с античным мифом об Эдипе, который убил своего отца и женился на матери. Наличие мифологического сюжета, в котором выражался строжайший запрет на оба эти деяния, понималось Зигмундом Фрейдом как свидетельство того, что в раннем обществе сожительство с матерью и убийство отца были обычным делом, на которые впоследствии, в развитием общества, был наложен запрет, хотя они и соответствовали естественной мотивации.

Изложенная концепция Эдипова комплекса представляет крайний и психологически упрощённый случай. В реальности, по Фрейду, ребёнок идентифицируется не только с тем родителем, чьё место он хотел бы занять, но и с объектом своего влечения, то есть с матерью. Таким образом, он идентифицируется с обоими родителями, это более распространено в реальности психического развития. При этом влечение мальчика к матери и агрессия к отцу могут и не выражаться отчётливо. Одна из идентификаций – с отцом или с матерью – начинает доминировать в подростковом возрасте, совпадая с полом ребёнка в случае нормального развития. Вместе с тем ребёнок усваивает черты обоих родителей, и его Супер-Эго складывается из моральных представлений как отца, так и матери.

В случае развития девочки, то есть женская версия этой концепции называется комплексом Электры. В этом названии отражена мифологическая ассоциация – убийство царевной Микен своей матери за то, что она убила своего мужа, отца Электры. Комплекс Электры считается во всём сходным с Эдиповым комплексом.

Один из вариантов критики этой концепции состоит в отрицании обязательного появления элементов Эдипова комплекса у каждого индивида. Другой вариант критики состоит в утверждении, что Эдипов комплекс, как и особая значимость для индивида сексуальных желаний «запретного плода» и их вытеснение в бессознательное являются психическими феноменами общественных и семейных нравов, современных Фрейду, которые сегодня уже утратили свою актуальность.

Однако обе эти критические версии воспринимают комплекс Эдипа не как миф, а как научную идею.