Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Т-4 (Теор-Деят).doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.71 Mб
Скачать

4.2.4. Структура рефлексии

Под рефлексией понимается интегральный механизм психики человека, связанный с механизмами сознания, самосознания, самоопределения, механизмом воли и тд. Рефлексия позволяет человеку моделировать окружающий мир и свои действия, и поступки в нём. При этом она позволяет, как бы наблюдать за собой со стороны и оценивать свою деятельность в соответствии со сформированной системой базовых и индивидуальных ценностей и определённых критериев. Рефлексия –процесс коррекции способа действия через посредство реконструкции хода действия и причин затруднений. Рефлексия обусловлена потребностью действующего преодолеть затруднение с помощью анализа действия. При этом реализуются три взаимосвязанных и процессуально – последовательно связанных функции «познания» действия (реконструкции ситуации и хода действий), «критики» действия (реконструкции причин затруднения), «нормирования» действия (конструирования изменённой нормы действия). Сам анализ осуществляется в рефлексивной позиции, включающий реконструкцию осуществлённого действия (деятельности и т.п.), критики предшествующего опыта и модификации нормативного обоснования для последующего опыта (3).

В отличие от преобразовательных действий в деятельности, где фиксируется и исходное состояние преобразуемого, фазы изменений, а организация преобразований облегчена соотношением, оперативным воздействием морфологически устойчивых средств на исходный материал, в рефлексии основным механизмом выступает взаимосвязь мышления и сознания. Однако, мышление и сознание зависимы от целостности и динамики субъективных структур и механизмов, в которые входит и бессознательная база всех типов процессов, сложнейшая ткань психических явлений. Фиксировать и манипулятивно использовать психические механизмы под определяемые цели и задачи неизмеримо сложнее, чем манипулировать непсихическими объектами.

Психические механизмы обладают естественным потенциалом и познания, и оперирования результатами. Например, это проявляется в фокусировке внимания и различения "причины" неудач в действиях и перевода знаний в статус предписаний. Однако эти предпосылки рефлексивных механизмов превращаются в механизмы рефлексии при соотнесении с "объективной" динамикой деятельности.

В жизнедеятельности ход процессов и поведения человека зависимы от его внутренних состояний и динамики. В деятельности, в процессе реализации норм преобразований и подчинении объективных составляющих (ресурсы объектного типа) их требованиям происходит отходит от естественных отношений (в их "чистом" виде). Процесс деятельности предопределен жесткостью норм. В силу этого человек, как особый ресурс, входит в особую (искусственно-естественную) логику деятельности, особенно в логику действий, устраняющую произвол и стихию субъективности человека.

Поэтому и анализ действия перестает быть произволом рефлексивных предпосылок человека, его субъективных механизмов. Возникает парадокс, исходящий из противоречия между пластичностью субъективных предпосылок и жесткостью объективной основы деятельности. На базе этого парадокса внутренней "стихии" субъективности и внешней "заказности" на использование субъективных механизмов складываются собственно рефлексивные функции целостности деятельности. Это происходит как реализация предельно общих требований поиска иного способа действия с учетом причин затруднений в действии.

Для преодоления указанного противоречия человек должен создать в плане сознания "площадку" для манипуляций образами, в том числе и образами себя как участника действий и рефлексии. Следовательно, речь идёт не только о сознании, о том как оно складывается в результате овладения языковыми средствами, но и его изменениях в процессах коммуникации и идентификации с другими ( в общении), а также о стихийных явлениях самосознания. При этом сознание и самосознание должны ещё усложниться до приобретения субъективных и объективных возможностей по контролю процесса анализа любых вовлекаемых в рефлексию содержаний.

Схема 4.24 Схема простой коммуникации (а) и сложно организованной коммуникации (б).

В этом случае обычной коммуникации (а) ( сх. 4.24) с выделением позиций автора и критика (оппонента) недостаточно, так же как стихийной идентификации спорящих друг с другом. Необходима развёрнутая коммуникация (б) с различными позициями автора, понимающего, критика, арбитра и организатора

Раздельные типы участия в коммуникации позволяют:

-создать, через понимание, повторное осознание точки зрения оппонента;

-перейти от фиксированного содержания к его изменению в критике;

-"столкнуть" версии и мотивировать обращение к арбитру, к обобщённым средствам оценки версий и их оцениванию. Участие в коммуникации позволяет перевести рефлексивный процесс из неконтролируемого субъективного бытия в объективный, "коллективный" и контролируемый тип бытия в рефлексивной коммуникации.

Организация дискуссии в этом случае порождает надсубъективное сознание и мышление, так как коммуникация является механизмом порождения, удержания, трансформации, манипулирования содержаниями при посредстве языковых средств. Самосознание тогда выделяется за счёт рефлексии коммуникации, выявления роли каждой позиции и участников как реализаторов требований позиций, а также за счёт идентификаций.

В то же время решающим средством "овнешнения " и деперсонификации структуры, механизма, процессов сознания и самосознания выступает применение изобразительных (символических) средств решения мыслительных вообще и, в частности, рефлексивных задач и проблем. Только в этом случае содержания автора, понимающего, критика, арбитра, а затем и организатора действительно позволяют быть предметом манипулирования, перехода от констатации к критике, конструированию, без чего не может обойтись рефлексивный процесс ( сх. 4.25).

Схема 4.25 Организованная коммуникация с использованием схематизации

Изобразительные схемы предельно десубъективизируют содержания субъективного сознания и крайне удобны для всех и крайне удобны для всех манипуляций в мышлении и рефлексии.

Тем самым, подобное усложнение рефлексивных процессов делает явным введение не только определённости рефлексивных содержаний и процессов их трансформирования, но и позволяет оформить саму структуру рефлексии. Она включает в себя как изначальные функции и их позиционно – процедурное оформление, так и дополнительные, сервисные функции – критериальное обеспечение (арбитражные средства оценки версий). При этом мыслительные критерии, через слой "самосознания", дополняются критериями ценностного типа, как средствами целостного самоопределения. Первичная форма нормирования и критики заменяется критериально обеспеченной их формой. Критика "выращивает" в себе процедуру проблематизации, а нормирование расслаивается и появляется формулирование задач, тактик, стратегий, а также – методик, методов, принципов, подходов, технологий, проектов, планов. Кроме того, интеллектуально – критериальный блок рефлексии сам дифференцируется на "текстуальную" представленность содержаний (текст, выражающий обобщённое представление о "мире") и на языковые средства построения текстов (тексты, выражающие представления об "единицах" любых содержаний, создаваемых в текстах). В теории языка этому соответствуют "синтагмы" (тексты) и "парадигматика" (система "азбучных" средств).

Иначе говоря, простейшие функции рефлексии дифференцируются и появляются вторичные и сервисные функции ( сх. 4.26).

Схема 4.26 Затруднения и выхода в рефлексию (а), использование четырёх (б) и пяти (в) рефлексивных функций

Такая функционально-мыслительная структура рефлексии содержит в себе внутренний источник дифференциации рефлексивной коммуникации (а), так как механизм коммуникации может многократно (в зависимости от числа реализуемых рефлексивных функций) обслуживать рефлексию (б), а при распределении функций по принципам деятельностных коопераций – создавать мыслительную рефлексивную кооперацию (в)( сх.4.27).

Схема 4.27 Структурв рефлексии

Каждая мыследеятельностная позиция предполагает свой типовой результат в мыслекоммуникации. Если в функции познания результатом выступает эмпирическое представление о ситуации (Ф1), в функции нормирования – "проект" или "задача" (Ф2), в функции критики – "проблема" (Ф3), то в сервисных функциях в функции концептуального обеспечения – "концепция" (Ф4.1), в функции концептуальной парадигмы – "понятия" и "категории" (Ф4.2), в функции ценностного обеспечения – "ценности" (Ф5.1), в функции мировоззренческого обеспечения – "онтологии" (Ф5.2). Поскольку использование "абстракций" (концепций, теорий, понятий, категорий) ведет к абстрагированию норм, то возникают вторичные нормативные функции – "тактики", "стратегии", "методы", "методики", "подходы", "принципы".

В определенном смысле вся интеллектуальная социокультурная сфера в обществе является следствием подобных функциональных дифференциаций и вторичных кооперативных синтезов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]