Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Линда Джуэлл Индустриально-организационная псих....doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
12.07.2019
Размер:
15.84 Mб
Скачать

Поток организационных коммуникативных связей

Исследователи, изучающие коммуникативные связи в организациях, установили, что полезно исследовать их поток применительно к различным маршрутам, или направ­лениям, которыми он следует. Характеристики коммуникативных связей по трем основным направлениям — восходящему, нисходящему и горизонтальному — пред­ставлены на рис. 12.3. Стрелки, указывающие направления коммуникативного пото­ка, наложены на простую и традиционную диаграмму организационной иерархии.

Как показано на рис. 12.3, восходящие коммуникативные связи в организационной иерархии идут от подчиненного к начальнику; нисходящие связи следуют в про­тивоположном направлении. Горизонтальные коммуникативные связи осуществля­ются между людьми, находящимися в организации на одном и том же уровне. Общая схема формального восходящего, нисходящего и горизонтального коммуникативно­го потока в организации называется коммуникативной сетью. Внимательно изучив

структуру и политику организации, можно нарисовать приблизительную картину этой сети, но неформальные коммуникативные сети, называемые «гроздьями», имеют намного более сложный характер.

В исследовании, ставшем классическим, Дейвис (Davis, 1953) провел серию поле­вых исследований неформальных коммуникативных схем, которые связывали ру­ководящих работников небольшой фабрики, производившей кожаные изделия. Че­тыре основных типа схем коммуникативных «гроздей», которые он обнаружил, по­казаны на рис. 12.4.

Полевое исследование — см. стр. 52.

  • Кластер: А адресует сообщение избранным получателям (В и Е на рис. 12.4), которые, в свою очередь, передают его дальше (В — С и D; E — F и G). .

  • Случайность: и А, и его первый получатель (В или F на рис. 12.4) передают сообщение другим людям произвольным образом.

  • Сплетня: А находит ряд избранных получателей — В, С и т. д. — и передает им послание.

  • Цепочка: послание передается от А к В, от В к С и т. д., доходя до последнего получателя.

Испытуемые — см. стр. 46.

Дейвис описывает несколько характеристик различных гроздей, являющих собой неформальные коммуникативные сети. В известном эксперименте, повторявшем это исследование и представленном в рубрике «Исследования крупным планом», Сат-тон и Портер (Sutton & Porter, 1968) смогли подтвердить два наиболее примечатель­ных вывода Дейвиса. Этот повторный эксперимент имеет особое значение, поскольку

его авторы расширили исследование Дейвиса, включив в него в качестве испытуемых всех работников организации, а не только ее руководителей.

Во-первых, Саттон и Портер подтвердили, что неформальные коммуникативные сети, по-видимому, характеризует относительно небольшое число распространителей информации («А», по Дейвису, «посредники» — по Саттону и Портеру). Во-вто­рых, они подтвердили, что чем более высокое положение занимает человек в органи­зационной иерархии, тем больше он знает о том, что происходит. Заметьте, что руко­водящие работники в исследовании Саттона и Портера получали буквально всю неформальную информацию.

Саттон и Портер предупреждают, что не следует излишне обобщать их результаты, но данные последующих исследований подтверждают вывод, что значительную часть информации распространяет относительно небольшое число членов организа­ции, Кроме того, большая часть этой информации оказывается точной. В другом клас­сическом исследовании Аллен (Allen, 1967) установил, что наиболее важными внут­ренними источниками информации в научно-исследовательской организации неиз­менно называли очень небольшое число сотрудников.

Исследования крупным планом

ИССЛЕДОВАНИЕ

НЕФОРМАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ СЕТИ

В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Исследуемый вопрос: Имеют ли место неформальные коммуникативные связи, обнаруженные среди управленцев небольшой промышленной организации, среди всех работников более крупной государственной организации? Связаны ли эти схемы с личностными характеристиками?

Вид исследования: Полевое исследование.

Испытуемые: Все 79 работников государственной региональной налоговой служ­бы, 8 из которых выполняли руководящую работу.

Переменные:

  • Гроздевые элементы (девять специально отобранных информационных сооб­щений). »

  • Классификация испытуемых. Операциональные определения:

  • «Изолированные» не слышали о новостях более чем в 50 % случаев.

  • «Посредники» — не «изолированные», которые передавали информацию дальше более чем в трети случаев.

  • «Крайние» — не «изолированные», которые передавали информацию даль­ше менее чем в трети случаев.

■ Показатели оценки личности.

Общий порядок действий: Продвижение девяти информационных сообщений («гроздевых элементов») внутри организации изучалось в течение семи с лишним

месяцев с помощью опросников, в которых работники должны были указать, когда, где и как они узнали (или не узнали) новость.

Результаты:

  • Управленцы получили чуть более 97 % всей неформальной информации, и каж­дый из них передавал ее дальше по меньшей мере в 50 % случаев (выступали в роли «посредников»).

  • Рядовые работники получили 56 % неформальной информации, но только 10 % из них оказывались «посредниками». 57 % можно было классифицировать как «крайних», а 33 % — как «изолированных».

  • Доминирующий поток информации в случае всех испытуемых циркулировал внутри их собственных функциональных групп (бухгалтерия, канцелярия, ад­министративная и исполнительная группы), а не между ними.

Вывод: «Задача этого эксперимента состояла в том, чтобы воспроизвести клас­сическое исследование неформальной коммуникативной сети, о котором Дейвис сообщил в 1953 г., и расширить его результаты, получив данные по личностным характеристикам испытуемых. Два вывода Дейвиса получили подтверждение. Два других его вывода не подтвердились» (стр. 230). [Данные по личностным характе­ристикам не были значимыми, и о них здесь не сообщалось.]

Источник: Н. Sutton & L. W. Porter, «А Study of the Grapevine

in a Governmental Organization)). Personnel Psychology, 1968, 21, pp. 223-230.