Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История психологии_M.doc
Скачиваний:
142
Добавлен:
02.05.2019
Размер:
2.01 Mб
Скачать

Предшественники экзистенциальной психологии

Истоки этого направления обнаруживаются задолго до того, как сама экзистенциальная психология превратилась в самостоятельную теорию. Гуманистические тенденции четко просматриваются уже в трудах Вильяма Штерна (1871-1938) и Вильяма Джемса (1842-1910).

Выводя понятие личности из более широкого персонологического подхода, В.Штерн высказал предположение, что личностно-психологическое можно раскрыть и понять лишь в контексте целостного учения или системы. Сам В.Штерн подходил к решению этого вопроса идеалистически.

Другой предвестник этих идей – В.Джемс. Он тоже рассматривал проблему личности с позиции принципа целостности, идентичности личности с самой собой. Он отнес к личности все, что человек считает своим, и выделил четыре формы «Я»:

  1. Материальное или физическое «Я». К этой форме В.Джемс отнес физическую организацию человека; на втором месте – одежда как неотъемлемый атрибут личности; сюда же относится имущество, семья, дом и т.д.

  2. Социальное «Я». Этому уровню личности принадлежит все, что является притязанием на престиж, дружбу, положительную оценку со стороны других, то есть на совокупность внешних и положительно значимых для человека связей.

  3. Духовное «Я». Эта форма личности включает в себя сознательные психические процессы, психологическую организацию человека, его способности.

  4. Чистое «Я». Это чувство личной идентичности; его основа – органические, висцеральные, мышечные ощущения.

Таким образом, В.Джемс отказался от глобально-целостной личности В.Штерна и признал ее иерархической системой, каждый из уровней которой насыщен определенными, значимыми для человека потребностями и ценностями.

В плане систематического анализа личности В.Джемс несомненно опередил все существовавшие ее трактовки.

Уровень социального «Я» занимает среднюю позицию, то есть включается в личность как в сложную систему. Через него В.Джемс указывает на вовлеченность индивида в межличностную структуру отношений. Эта форма «Я» определяется влиянием других личностей на конкретную персону. Однако любой человек, который как-то реагирует на других, имеет целую систему оценок. Поэтому мое «Я» может иметь множество вариантов, в зависимости от того, сколько личностей меня воспринимает.

С другой стороны, все люди, которые входят в индивидуальный личностный образ, распределены на группы по определенному критерию: их мнением я дорожу и стремлюсь в их глазах занять определенную позицию.

Таким образом, сознательное «Я», по В.Джемсу, определяется мнением тех групп, которые для личности не безразличны. Это – ядро будущей идеи о референтной группе.

Выделяя социальный аспект личности, В.Джемс пытается представить, как связаны социально-психологические отношения индивида и собственно личностные.

Социальное «Я» определяется восприятием группового мнения о личности, то есть ее представление о самой себе зависит от информированности о тех впечатлениях, которые сложились о ней у других. То есть, человек – это фиксатор проецируемых им на окружающих впечатлений и исполнитель предопределенных ему социальной матрицей ролей.

В конечном итоге человек у В.Джемса – иерархически организованная замкнутая система.

Источник развития личности скрыт в ней самой, и общество может лишь принимать как данное, поведение самой личности. Это тоже не совсем верно, поскольку в любом социуме существует система общественных ценностей, которые строго охраняются моралью и законом.

Идея о расщепленности индивида на целый ряд социальных «Я» в силу включенности в разные коммуникативные системы также себя не оправдала, потому что в реальном поведении личность все равно остается целостной и не может быть сведена к определенному набору социальных ролей.

В.Джемс сам понимал, что его модель личности не дает представления о целостном человеке. Необходимо было развести собственно психологическое и личностное. Однако его методологическая позиция не позволила ему решить эту задачу. Он пришел к противоречию личностного, с одной стороны, и социального и психологического – с другой. Дальнейший анализ вывел личность за пределы сознания, и В.Джемс стал предлагать теологические объяснения личности.

Однако в процессе создания теории личности у него было много интересных находок:

  1. Анализируя личность, он много внимания уделял вопросу самооценки.

  2. В.Джемс выделил личностные факторы, определяющие удовлетворенность или неудовлетворенность человека жизнью. Выделение их позволило ему предложить следующую формулу для диагностики личности:

Самоуважениие =

Успех

------------------------

Уровень притязаний

На этом основании В.Джемс выводит закон: высокая оценка личности самой себя возможна как при достижении больших успехов, так и при отказе от стремления к ним, то есть при снижении уровня притязаний.

Второй путь, по мнению В.Джемса, для личности более предпочтителен. «Всякое расширение нашего «Я» составляет лишнее бремя и лишнее притязание». При этом В.Джемс понимал успех формально, безотносительно к значимой цели: лишь бы оказаться впереди других, любой ценой и с любой целью. Отсюда он и делает вывод: бессмысленно стремиться к успеху, гораздо разумнее перейти на более низкий уровень притязаний.

Но тогда встал вопрос о том, что же является источником подлинных человеческих ценностей. В.Джемс считает, что основной путь нравственного совершенствования – религиозный.

Социальному «Я» В.Джемс противопоставляет «особое потенциальное социальное «Я»», представляющее собой совокупность личностных сущностей, каких-то глубинных ценностей, реализующих себя в социуме мира лишь идеально. Другими словами, человек может выйти на этот ценностный уровень только в результате общения с всевышним абсолютным разумом. «Этот вид личности и есть окончательный, наиболее устойчивый, истинный и интимный предмет моих стремлений» – писал В.Джемс, то есть это и есть сокровенное ядро личности, оно скрыто и за интеллектом, и за социальной организацией, и это потенциальное «Я» находится за пределами нашего сознания.

Таким образом, у В.Джемса произошел полный разрыв между собственно личностными и психолого-социальными компонентами личности.

Идеи В.Джемса, однако, нашли отражение в последующих исследованиях. Это касалось и разработки механизма уровня притязаний, и идеи о мотиве достижения успеха, и анализа самооценки и ее динамики, и вопроса о референтной группе.

Вместе с тем, трактовка В.Джемсом личности как религиозно-мистической тотальности, создающей себя из ничего (из общения с высшим разумом) оказалась созвучной с настроениями и идеями психологов, которые, выступая с критикой фрейдизма и бихевиоризма, назвали себя экзистенциалистами.

По оценке Роберта Мея «В.Джемс был тот, кого мы должны назвать экзистенциалистом».

Общий тезис современной экзистенциальной психологии заключается в том, что человек вначале существует, а затем уже определяет себя в качестве некоторой сущности, то есть реализуется. В свое время французский философ Ж.П.Сартр очень удачно сформулировал это кредо экзистенциализма: «Экзистенция предшествует эссенции», что в переводе на нормальный психологический язык означает: «Для того, чтобы понять смысл жизни, нужно по крайней мере ее прожить». Фактически это и следует считать девизом современной экзистенциальной психологии.

За естественнонаучным и социальным анализом личности скрыта подлинная сущность, то есть экзистенциальное «Я». Для этого «Я» недостаточно объективного причинного анализа, но оно доступно для самореализации, а последняя может быть стимулирована и активирована воздействием извне.

Центром экзистенциальной психологии стали США. Лидеры этого направления – Гордон Олпорт, Роберт Мей, Карл Роджерс, Абрахам Маслоу.

Они и ряд других исследователей подвергли критике способ анализа поведения индивида как простую адаптацию к заданным условиям, точку зрения на процесс становления личности как на зеркальное отражение окружающих ее условий и поставили своей задачей выдвижение альтернатив таким трактовкам личности.

С этой точки зрения задачи экзистенциальной психологии правильны и актуальны. Их стремление – добиться подлинного разрешения проблемы личности, ее свободного творческого развития.