Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
istoria_rossii.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
758.78 Кб
Скачать

Вопрос 13 . Политический портрет Алексея Михайловича.

Не зря многие исследователи рассматривают XVII век как подготовительный период к кардинальному перелому российской истории, совершившемуся при Петре I («допетровский период»1). Иначе не можем определить знаменитого царя Алексея Михайловича»

Он был третьим ребенком от брака царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной Стрешневой; всего же у него было семь сестер и двое братьев — Иван и Василий, но мальчики рано умерли. Единственного наследника, надежду отца и деда, трепетно любила вся родня. Согласно дворцовой записи царевич родился 10 марта 1629 г. Но уже 13 июля 1645 г. царь Михаил Федорович ,царица Евдокия ненадолго пережила мужа. Юный Алексей, оставшись 18 августа круглым сиротой. Коронация состоялась, спустя 40 дней, 28 сентября. Первые три года юный царь почти не показывался народу, давая аудиенции лишь иностранным послам. Из старой боярской аристократии при нем находились лишь два старика, Морозов и Трубецкой, да еще молодой Салтыков.

По традиции, всяких чинов люди били челом царю о разных обидах и непорядках и просили утвердить законное и безволокитное вершение всех дел. И правительство Алексея Михайловича приступило к реформам. Прежде всего, дворянские челобитные содержали просьбу собирать платежи и повинности не поземельно, а по наличному количеству крестьян в поместьях и вотчинах, что избавляло дворянина от платы за пустые участки и увеличивало обложение крупных земельных владений. В 1646—1648 гг. проводилась подворная опись крестьян и бобылей: имелось в виду, что, как гласил царский указ, «по тем переписным книгам крестьяне и бобыли и их дети и братья и племянники будут крепки и без урочных лет». Соборное уложение 1649 г. закрепило такой порядок.

Правительство надеялось также увеличить доходы казны, перенеся центр тяжести с прямых налогов на косвенные. В результате подскочила цена на соль. Молва обвинила во всем Морозова, а также людей, близко стоявших к нему. 25 мая 1648 г., когда государь возвращался с молебна, его окружила толпа, требовавшая отставки Плещеева. Царь обещал, но придворные попытались разогнать толпу нагайками. Вспыхнул бунт. Царь, однако, в этой сложной ситуации не потерял голову и принял действенные меры, отнюдь не карательные: стрельцов угощали вином и медом, царский тесть позвал к себе обедать москвичей, выбрав из каждой сотни, и поил их несколько дней. По Москве прошел крестный ход. Наконец, сам царь вышел к народу.

Он защитил Морозова и упросил народ простить его деяния, с условием , что больше тот не будет занимать какх-либо должностей. Знакомство с реальным состоянием управления дало Алексею Михайловичу значительный опыт, влияние на него оказало путешествие в Литву и Ливонию в 1654-1655 гг., когда началась война с Польшей за Украину. Алексей Михайлович уверен был в справедливости и необходимости этой войны для России. Государь побывал в Смоленске и Вильне, чуть ли не на его глазах произошла катастрофа под Ригой. Он не вмешивался в руководство военными действиями, видя смысл своей деятельности в моральном воздействии на ход событий.

Нужен был особый склад души — радоваться бегству своих воинов, тем спасшихся. Когда иностранный офицер на русской службе предложил ввести смертную казнь за бегство с поля боя, царь с негодованием отказался от такого шага на том основании, что Бог не всем даровал одинаковую храбрость и карать за это было бы жестоко.

В завоеванных городах Алексей Михайлович не спешил установить свой суд, уважая местные традиции, и в частности удовлетворил челобитную жителей Могилева, желавших жить по магдебургскому праву, носить прежнюю одежду, не ходить на войну и проч. Во второй раз он приехал в Смоленск, чтобы прекратить мародерство и погромы.

Религиозное чувство — реальный двигатель многих поступков царя. В вере он был искренен и тверд. Он обо всем судил с точки зрения христианской морали, главное для него было — не погубить свою душу.

Алексей Михайлович не чужд был увлечения внешней, обрядовой стороной православия, при этом в церкви, бывало, распоряжался, наводя порядок. Во время службы царь учил монахов читать, петь; если они ошибались, с бранью поправлял их, вел себя уставщиком и церковным старостой, то есть был в храме, как дома. Признавая целесообразность реформ патриарха Никона, царь противился ее крайностям.

Все церковное управление на Руси в XVII в. находилось, как известно, под бдительным и действенным контролем государства. Религиозному чувству царя в отличие от многих его современников не претила европейская культура. Алексей Михайлович был уверен, что не грешил, не изменял православию, когда вводил при дворе новшества, приятные и полезные.

Значение боярского сана, щедро раздаваемого царем, падает, боярство растет количественно, но теряет свой политический и социальный вес; местническое высокомерие жестоко преследуется. Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел со значительными функциями и широкими полномочиями. Тайный приказ действовал именем царя, но Алексей Михайлович и сам частенько рассматривал жалобы. Он не был стеснен законами, так как полагал, что перед самодержавной властью ни у кого нет никаких прав — их признание зависит лишь от монаршей милости. Доходы дома Романовых при Алексее Михайловиче выросли в три раза

Алексей Михайлович никогда не использовал свою власть для произвола или личной расправы,но известны также жестокие казни восставших крестьян, казаков, городских низов- в Арзамасе казнено не менее 11 тыс. человек. Царю претила бессмысленная жестокость, когда суровость наказания превосходит тяжесть преступления.

Склонность к компромиссу Алексей Михайлович, казалось, положил в основу своей политической системы. Для Алексея Михайловича характерна известная неспешность: далеко не каждую идею он стремился немедленно претворить в жизнь, предпочитая выждать, осмотреться; даже когда обстоятельства вынуждали принимать решение немедленно, он не рубил сплеча, предпочитая сдержанность. Это обычно объясняют особыми свойствами его натуры, мирной и созерцательной.

Характеризуя личность Алексея Михайловича, нельзя не отметить прежде всего начитанность, книжность царя. Он любил писать и писал много Щепетильность царя доходила до того, что он стеснялся купить приглянувшуюся ему вещь. Царь не чужд был веселья и шутки. Но у него почти не было пустых, никчемныx потех. В гневе царь был отходчив, это были минутные вспышки, хотя в такое мгновение он мог даже ударить человека, невзирая на его возраст и заслуги.

Алексей Михайлович едва ли не первым начал играть новую социальную роль, обусловленную переходом к абсолютной монархии, стремясь сконцентрировать в своих руках основные рычаги управления. Но в целом социальный тип его личности православного государя всея Руси уже сходил с исторической сцены.

Накануне Смоленской войны 1632—1634 гг. было создано шесть солдатских и рейтарский полки, а к концу 70-х годов XVII в. насчитывалось 60 тыс. солдат, около 30 тыс. рейтар, 30 тыс. «конных служилых инородцев», более 50 тыс. стрельцов и лишь около 16 тыс. дворян и детей боярских. Русское войско было вооружено уже мушкетами и карабинами, а не тяжелой пищалью, железные орудия вытеснялись литыми медными и чугунными (имелось более 4 тыс. пушек). На этом фундаменте Петр формировал регулярную армию.

Потрясенная в самых основах Россия вышла из кризиса с безвозвратно разрушенными старыми устоями. Задача восстановления рухнувшего политического здания выпала на долю династии Романовых и новых социальных сил. Значительно сложнее и напряженнее стали международные отношения страны. Она в стремлении прочно обеспечить национальную безопасность расширяла в XVII в. свои границы далеко за пределы великорусских территорий. Под властью первых Романовых сложились те основные черты государственного и социального строя, которые господствовали в России с незначительными модификациями до буржуазных реформ 60—70-х годов XIX века.

Значительную роль в выходе из тяжелого положения сыграл Алексей Михайлович. Он скончался 26 января 1676 года. Почувствовав приближение смерти, благословил на царство сына Федора, приказал выпустить из тюрем всех узников, освободить всех сосланных; простил казенные долги и заплатил за всех, кто содержался под стражей за частные долги, причастился и соборовался.

 

Вопрсо 14 . церковный раскол его историческое значение.

В России в середине XVII в. резко обострились отношения между церковью и государством. К середине XVII в. коренные изменения, происходящие в русском обществе и государстве, требовали проведения в России церковной реформы, в основу которой в соответствии с царским решением были все-таки положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии формальной причиной раскола в среде русского духовенства. Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствии с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол в 1652 г. талантливый администратор, но властный и честолюбивый архиерей Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру.

Сам царь, примыкая к ревнителям в общей постановке задачи, на способ её осуществления имел, однако, особый взгляд, так, как склонен, был придавать церковной реформе политическое значение. Воскрешая забытую идею о Москве, как центре вселенского православия, - идею, предполагавшую подчинение московскому государю всего православного Востока, и вместе с тем имея в виду прочнее закрепить за Москвой присоединявшуюся к ней Малороссию, Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русской церкви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнуто путем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Это задание, несомненно, было поставлено будущему патриарху и принято им, причем Никону пришлось изменить свой первоначальный отрицательный взгляд на православие греков. Со своей стороны, и Никон приносил на патриарший престол собственную программу, далеко выходившую из рамок обрядовых вопросов. По установившемуся в Москве ранее порядку, церковное управление находилось под постоянным и непосредственным надзором государственной власти: царь назначал и смещал патриархов, созывал духовные соборы, направлял их деятельность, даже изменял их решения, а иногда и сам издавал церковные законы. Никон считал такой порядок ненормальным и находил необходимым освободить церковь от господства над ней светской власти, даже вовсе устранить ее вмешательство в церковные дела. В то же время он представлял себе организацию церковной власти по аналогии с государственной и вместо царя хотел видеть во главе церкви патриарха, облеченного такими же неограниченными полномочиями.

Став патриархом, Никон вскоре порвал со своими соратниками по кружку «ревнителями благочестия», сохранявшими приверженность «старине», а сам начал решительно внедрять новые церковные обряды по киевскому и греческому образцам. Так, обычай креститься двумя пальцами был заменён троеперстием, слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Все эти нововведения были одобрены церковным собором, состоявшимся весной 1654 г. в Москве с участием восточных патриархов. Однако это еще более обострило противостояние между патриархом Никоном и «ревнителями», среди которых особо выделялся протопоп Аввакум, ставший признанным лидером движения старообрядчества.

Многие миряне и священники считали, что нужно хранить старую веру и не принимать новые книги и обряды. Людей, не признающих новые книги и порядки, стали называть староверами и преследовать.

Вскоре растущее влияние Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем.  Ненавидевшие Никона бояре старались повлиять на царя путем "шептания" и клеветы; в том же направлении действовало, своими жалобами на грубость и жестокость патриарха, духовенство. Все это подготовило существенную перемену во взглядах Алексея Михайловича, и не случайно из всех московских царей он является самым ярким и самым вдумчивым идеологом самодержавия, для которого царь земной есть подлинное отображение царя небесного. Открытое противостояние Алексея Михайловича и Никона произошло летом 1658 г., когда царь стал демонстративно избегать общения с патриархом, перестал приглашать его на придворные приемы и посещать патриаршие службы.

В ответ Никон решил отказаться от выполнения патриарших обязанностей и уехал из Москвы в построенный им неподалеку от столицы пышный Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая на то, что царь смирит свою гордыню и будет умолять его вернуться на патриарший престол. Однако правительство Алексея Михайловича не намеревалось вступать в переговоры с мятежным патриархом.

Начавшаяся церковная реформа продолжала проводиться в стране и без его участия. Только в 1666 г. был созван новый церковный собор с участием двух восточных патриархов. Никона силой привезли в Москву, над ним состоялся суд. Никон был официально лишен патриаршего сана за самовольное оставление кафедры. После этого его сослали на север в Ферапонтов монастырь, а затем он был заточен в Кирилло-Белозерском монастыре, где и скончался в 1681 г.

Церковный собор 1666 - 1667 гг. своими решениями подтвердил необходимость продолжения реформ Русской Православной церкви, которые проводились теперь уже под личным контролем царя. Этими же решениями борьба со сторонниками протопопа Аввакума была еще более ужесточена.

По царскому указу 1685 г. раскольники подвергались наказанию кнутом, а в случае обращения в старообрядчество сжигались. Несмотря на жесточайшие репрессии, старообрядческое движение в России и после казни над его духовными вождями не прекратилось, а наоборот, принимало все более широкий размах. Зачастую как в XVII в., так и в последующие столетия старообрядчество становилось идейным обоснованием порой весьма острых форм социального протеста в самых разных слоях русского общества. Лишь в 1971 г. Патриарх Московский и всея Руси Пимен по решению Поместного собора Русской Православной церкви снял с раскольников проклятие, наложенное на них в 1656 г.

Последствия раскола не замедлили сказаться в самом ближайшем будущем: в царствование Петра I ("великого"), разъединённая церковь не найдёт в себе сил противостоять желанию Петра подчинить церковь гражданской власти и, таким образом, развязать себе руки и подменить русскую православную монархию строем, где глава государства обладал диктаторской властью. Раскол явился вехой в русской истории, после которой духовная жизнь государства начала утрачивать свою православную сущность. Степень преследования раскольников в течение последующих более 200 лет во время царствования различных императоров менялась, но только в 1905 г., перед Пасхой, император Николай II даст свободу всем конфессиям (за исключением изуверских). Всё это вносило разделение в государство и создавало почву для распространения всевозможных сект, как русского, так и зарубежного происхождения, подрывая православие.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]