Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гештальттерапия.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
497.66 Кб
Скачать

Нарушения на границе контакта

Неврозы влекут за собой существенные нарушения на границе контакта. Выделя­ют четыре отдельных, хотя и взаимосвязанных, механизма развития невроза. Невроти­ческие пограничные нарушения равновесия представляют собой «изматывающие, хро­нические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания» (Peris, 1973, р. 32). Однако не все нарушения, обусловленные стремлением к установлению балан­са организм — окружающая среда, являются свидетельством невроза или порождают невроз. Интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия — вот четыре механизма на­рушения на границе контакта.

Интроекция

При интроекции материал, поступающий извне, скорее про­глатывается целиком, чем переваривается должным образом (адекватное «перевари­вание» подразумевает ассимиляцию ценных элементов и отвержение ненужных или ядовитых элементов). Интроекты, или «непереваренные» мысли, чувства и поступки, являются результатами процесса интроекции. Интроекция может рассматриваться как тенденция «присваивать» в качестве части самого себя то, что фактически является частью окружающей среды. Два основных результата интроекции следующие. Во-пер­вых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности. Как образуется способность к интроецированию?

Агрессивное отношение к опыту необходимо, если его действительно следует асси­милировать или принять в качестве собственного. Можно провести аналогию между агрессией, которая требуется для еды, и агрессией, которая требуется для ассимиля­ции опыта. Пищу необходимо разрушить, или деструктурировать, для того, чтобы вхо­дящие в ее состав ценные компоненты могли быть усвоены организмом, а ненужные вещества — удалены. Любое ненужное вещество, которое не удалено, может быть ядо­витым и вредным для организма. Каждый организм в пространстве окружающей среды растет, включая в себя новый материал, переваривая или деструктурируя, а затем вы­борочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или роди­тельское влияние. Любящие родители склонны делиться со своими детьми опытом, который те ассимилируют до тех пор, пока не начинают осознавать свои собственные потребности в связи с переходом от поддержки со стороны окружающей среды к неза­висимости.

Однако для нормального функционирования не весь опыт требуется деструктури­ровать и ассимилировать. Интроекции — это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. В результате интроекции сохраня­ются как ненужные, так и полезные вещества, и таким образом организм ослабляется. Полные ненависти родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который дол­жен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприя­тие негативного опыта не согласуется с потребностями организма.

Чтобы прояснить процесс интроецирования обратимся к ранним годам жизни. Зародыш в утробе матери находится с ней в полном слиянии, мать обеспечивает его кислородом, пищей, составляет его среду. Родившись, ребенок должен сам вдыхать воздух, начинает различать чувственную сферу. Однако пища приходит к нему полностью готовая для переваривания – полное интроецирование. Это стадия сосания до появления зубов. На стадиях орального кусания и жевания ребенок становится более активным по отношению к пище. Он выбирает, присваивает и изменяет то, что предлагает ему среда. С появлением коренных зубов возможно жевание. Жевание перерабатывает то, что дается средой, обеспечивая ассимиляцию. На основе этой способности сенсорного различения и восприятия объектов, начинает ребенок говорить и начинается формироваться его «Я». Период отнятия от груди будет положительным, если не было голодания, аффективных проблем. Ребенок готов и желает использовать свои новые способности.

Но не всегда дети благополучно проходят эти стадии. Оральная агрессия как адекватное средство выражения своих потребностей в младенческом возрасте испытывает негативное влияние среды. Так, например. Рот приобретает исследовательскую функцию: ребенок все пробует. Родители наказывают и лишают возможности познавать. Родители принуждают есть пищу. Таким образом оральная агрессия лишается адекватного выражения. Часть этой энергии ретрофлексируется для подавления наказуемого отвращения, часть обращается против людей. Ребенка лишают спонтанного употребления зубов. Безопасным является поведение сосунка. Только жидкая пища для него хороша, но ее никогда не хватает для удовлетворения голода.

Рассматривая такую современную проблему как алкоголизм в данном контексте, можно сказать, что он мышечно укреплен в оральном недоразвитии. Никакое лечение не может иметь длительный эффект, если алкоголик «взрослый сосунок» не перейдет на стадию кусания и жевания. В основе лежит то, что пьющий хочет пить свою среду, т.е. легкое и полное слияние без возбуждения, которое часто для него является болезненным. Без контактирования. Он хочет, чтобы решения приходили к нему в жидкой форме, готовыми. Чтобы оставалось только выпить и проглотить. Питье адекватно для усвоения жидкости, а опьянение делает социабильность теплой и приятной. Это лишь фон, но не целое. Если начинает занимать передний план, как настоятельная потребность, то исчезает возможность другого опыта.

При удалении интроектов из личности возникает задача: осознать, что не является подлинно своим, чтобы обрести избирательное критическое отношение к тому, что вам предлагается.