Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гештальттерапия.doc
Скачиваний:
54
Добавлен:
09.12.2018
Размер:
497.66 Кб
Скачать

Атрибуция

Атрибуция- это поворот ретрофлексии на 180 градусов. Т.е. если в ретрофлексии человек берет ответственность за все, что происходит с ним и средой на себя, то в атрибуции он перекладывает ответственность за все происходящее на других. Тем самым снимая свою власть и свой контроль за происходящее с ним и отрицая свою способность что-либо изменить. Такой человек может выдвигать постоянно условия, от которых якобы зависит его успешность: «Если бы были условия…,…если бы у меня была другая работа…, другой муж… и т.д.».

Перлс был чутким лингвистом и использовал языковые возможности как для опи­сания нарушений на границе контакта, так и для оказания помощи клиентам с такими нарушениями. Например, при интроекции личное местоимение «Я» используется тог­да, когда следовало бы употребить местоимение «они». При проекции местоимения «они», «он», «она», «оно» используются вместо должного «Я». При слиянии местоиме­ние «мы» используется тогда, когда в действительности имеются различия между «Я» и другими людьми. При ретрофлексии люди употребляют рефлексивные местоимения «меня», «себя», например, когда утверждают «Я стыжусь самого себя».

Ниже приводится сжатое резюме Перлса (Peris, 1973) о недостаточном развитии способности различать, вмешиваться и прерывать, обусловленном четырьмя основны­ми нарушениями на границе контакта. «Интроектор» делает то, что от него ждут дру­гие; «проектор» делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет; человек, пребывающий в состоянии патологического сли­яния, не знает, что, кто и кому делает; "ретрофлектор" делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим» (р. 40).

Практика Цели

Клиенты обращаются к гештальт-консультантам тогда, когда они оказываются в состоянии экзистенциального кризиса. Перлс имел довольно циничное представление о мотивах клиентов, он заявлял: «Любой человек, идущий к терапевту, прячет кое-что в рукаве. Я бы сказал, что приблизительно 90% людей, которые обращаются к терапев­там, делают это не с целью излечения, а для того, чтобы стать еще "более адекватны­ми" в своих неврозах» (Peris, 1969a, р. 79). Главная цель гештальт-консультанта — помочь клиенту перестать постоянно нуждаться в поддержке со стороны окружающей среды и перейти к независимости. Клиенты, обратившиеся к гештальт-консультанту впервые, заинтересованы, главным образом, в решении своих проблем. Гештальт-консультанты помогают клиентам не только находить поддержку в самих себе при реше­нии текущих проблем, но и жить более «подлинно». Для того чтобы клиенты были само­стоятельными, они должны находиться в контакте со своими организмическими экзи­стенциальными центрами (я — это то, чем я являюсь). Люди, которые находятся в кон­такте со своим организмическим «Я» или со своими чувствами, являются самоактуали­зирующимися, или самостоятельными.

Йонтеф и Симкин (Yontef, Simkin, 1989) отмечают, что единственная цель гештальт-консультантов — добиться осознания (понимания). Клиентам необходимо осо­знание как определенных специфических моментов, так и тех процессов или автомати­ческих привычек, при помощи которых они блокируют понимание. Процесс самоактуа­лизации подразумевает эффективный баланс контакта и изъятия на границе контакта и способность использовать энергию или возбуждение для удовлетворения реальных, а не фиктивных потребностей. Кроме того, самоактуализация предполагает способ­ность противостоять фрустрации до тех пор, пока не появляется решение. Самостоя­тельные люди берут на себя ответственность за свое существование и способны на ответ или имеют свободу выбора. Они способны соответствующим образом использо­вать агрессию для того, чтобы ассимилировать свой опыт; кроме того, они в значитель­ной степени свободны от таких невротичеаких нарушений на границе контакта, как интроекция, проекция, ретрофлексия и слияние. Самостоятельные люди также имеют немного незаконченных дел, так как они умеют формировать и закрывать сильные гештальты.

. Консультанты должны тщатель­но отбирать детали, чтобы помочь клиентам осознать, как они в настоящее время фун­кционируют в качестве людей и организмов. Иногда Перлс проводил массовые экспе­рименты или руководил коллективным выполнением упражнений, но главным образом он работал с несколькими отдельными людьми, или иногда с парами, перед группой. Некоторые из разработанных Перлсом методов, использование которых «зависит от того, когда, с кем и в каких ситуациях» (Shepherd, 1970, р. 324), рассматриваются ниже.

Каплан (1978) описал пять направлений проведения группы ее руководителями.

  • Группа как источник получения поддержки. Новый член гештальтгруппы, как и любой другой психокоррекционной группы, чувствует себя отчужденным, неуверенным и ранимым. Вскоре член группы начинает пониматьтребование роли «работающего», которое заключается в том, чтобы он следовал указаниям руководителя, направленным на расширение самосознания и принимал участие в поведенческих «экспериментах» Другая роль, которую открывает для себя участник группы – это роль «наблюдателя», или «свидетеля», требующая внимательного слушания «работающего», сопереживания ему и косвенного включения в работу вместе сним. Одни руководители гештальт-группы ожидают спонтанного формирования атмосферы сплоченности и поддержки, другие применяют для этого специальные упражнения. Федер (Feder,1980) считает, что основной задачей руководителя является создание атмосферы доверия в группе. Он просит членов группы оценить свое ощущение «безопасности» по шкале от 0 до 10. Если обратная связь, полученная от членов группы, показывает низкий уровень безопасности, то руководитель должен исследовать те факторы, которые тормозят процесс развития группы.

  • Группа как возможность осознания своего опыта в рамках принципа «здесь и теперь». Руководитель может работать с одним пациентом, используя при этом остальных членов группы для актуализации значимого опыта у данного члена группы. Например, он может попросить тех, кто считает, что имеет достаточный уровень осознания самого себя, описать свое переживание групповой ситуации и состояние других членов группы. Группа становится значимой для индивида благодаря тому, что обеспечивает поддержку и помощь в реальных жизненных взаимодействиях.

  • Группа как основа получения переживаний в настоящий момент. В этом случае групповые мероприятия рассматриваются как катализаторы переживаний члена группы в рамках принципа «здесь и теперь». Например, работа пациента, находящегося на горячем месте», может стимулировать друших членов нруппы к идентификации с ним и поставить перед каждым из них вопрос: «Нравится ли мне это?».

  • Группа как драматизирующий фактор в работе с индивидуумом. Членов группы можно стимулировать к работе над своим «Я», вовлекая их в спонтанные или управляемые эксперименты и формируя у них ролевые стереотипы, позволяющие актуализировать мысли, воспоминания, мечты и фантазии по принципу «здесь и теперь». Хотя участники будут вносить проекции своих проблем в осуществлении подобных ролей, у них останется полное право принять или не принять свои выявившиеся особенности в соответствии со своими потребностями.

  • Группа как динамический, всегда имеющий место процесс. Гештальтгруппы создают фон для индивидуальной работы. Со временем, когда члены группы начнут фокусировать внимание на своих переживаниях во время занятий, групповые проблемы могут выйти на первый план. Члены группы могут научиться спрашивать друг друга о том, что они хотят или к чему стремятся, получать обратную связь, разрешать межличностные конфликты, а также оказывать поддержку, помощь и заряжать друг друга энергией, не испытывая при этом столь сильную зависимость от руководителя.

Приемы, которые используются в гештальтгруппах, можно разделить на шесть фукциональных категорий. Они направлены на расширение осознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания к чувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодоление сопротивления. Гештальтметодики оказывают большое влияние на участников, так как позволяют им за короткий отрезок времени выявить некоторые удивительные, но пугающие особенности своего «Я». Следовательно, руководитель группы должен быть опытным терапевтом. Хотя это требование имеет отношение ко всем формам групповой работы, оно особенно важно для гештальтгрупп, так как в этих группах необходимо тщательно сочетать фрустрацию и поддержку.