Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
800_soch_5-11class_2003.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
4.08 Mб
Скачать

И. С. Тургенев

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров в романе Тургенева "Отцы и дети"

"Отцы и дети" — одно из вечных произведений русской литературы. И не только потому, что новые поколения чита­телей по-разному воспринимают сложную позицию автора, но и потому, что в романе запечатлен вечный и неизбежный для истории момент смены поколений, столкновения идей, рост­ков нового и не всегда понятного.

И. С. Тургенев создавал свой роман "Отцы и дети" в тре­вожную эпоху подготовки и проведения крестьянской рефор­мы 1861 года.

Мир раскалывался. В воздухе пахло революцией. Каждый должен был решить, что он выбирает, с кем он: с уходящим классом дворян или с нарождающимся, но стремительным и мощным движением революционеров, их новой реалистиче­ской правдой жизни. И Тургенев выбрал — как истинный художник, он остался верен правде жизни.

На протяжении всего романа внимание читателей сосредо­точено на отношениях дворян-помещиков Николая и Павла Кирсановых и приехавшего к ним на каникулы сына бедно­го лекаря, будущего врача Евгения Базарова.

Очевидно их резкое отличие во внешнем облике, одежде, прическах, манере поведения. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтический Николай Петро­вич — они несовместимы с равнодушным к своей внешно­сти, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.

332

Появившаяся антипатия еще больше усиливается под вли­янием горячих непримиримых споров, затрагивающих ос­новные проблемы бытия.

В споре вскрывается их отношение к общественному строю, религии, к народу, говорится о путях переустройства мира, о роли искусства.

Павел Петрович вынужден признать, что в обществе не все в порядке. Но Базаров считает, что мелкое обличительство ничего не дает, если прогнили его основы. "Исправьте обще­ство" — только в этом он видит пользу.

Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилисты, не уважающие ничьи интересы, авторитеты и все отрицающие, Павел Петрович с негодованием воскликнул: "Нам дорога цивилизация. Нам дороги ее плоды..." В этих словах и за­ключен главный предмет спора между "отцами" и "детьми". Но, в отличие от сидящих "сложа руки" аристократов, ниги­листы не склонны заниматься пустыми разговорами. Потому так дрогнул Павел Петрович, что поверил в их намерение "действовать, ломать".

Но Тургенев объективно показывает и слабую сторону ни­гилизма: человек, не имеющий положительной программы, весьма уязвим в своей позиции не только в споре, но и в жизни. Необходимо определенно сказать, что будет построено на развалинах старого мира.

В споре о русском народе правда, безусловно, на стороне Евгения Базарова. Павел Петрович умиляется отсталостью, патриархальностью. Базаров же, понимает, что "грубейшее суеверие душит страну", и не желает мириться с этими недо­статками. Его любовь к народу — любовь истинного шести­десятника, без сентиментальности и идеализации мужика. Базаров умеет общаться с мужиками и, если считает нужным, умеет их просвещать.

Он связывает свое направление с "народным духом", счи­тая себя выразителем интересов народа. Герои спорят о том, в ком из них мужик "скорее признает соотечественника".

В спорах сталкиваются и эстетические позиции Базарова и Кирсановых. Взгляды Кирсановых неодинаковы: Павел Петрович равнодушен к искусству, Николай Петрович любит и знает литературу и музыку. Базаров полагает, что читать

333

Пушкина "никуда не годится", "пора бросать эту ерунду", что играть на виолончели мужчине "смешно", что порядочный химик в двенадцать раз полезнее всякого поэта.

Отношение к природе у героев романа также различное. Здесь против Базарова выступает еще и Аркадий. Это ему говорит Базаров: "И природа — пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Однако в душе Базарова все-таки присутствует многое из того, что он отрицает, например, его способность любить, уме­ние чувствовать красоту.

Любовь к Анне Сергеевне Одинцовой раскрыла ему без­донность собственной души: страдания отвергнутого сердца не объяснить. Душа его бурлит от неиспользованных воз­можностей и неизведанных чувств, и это в полной мере рас­крывается на пороге смерти.

В истории же Павла Петровича любовь, ради которой он бросил все, зачеркнул свою карьеру, все-таки вытеснила из жизни всю "силу" человека и привела к духовной гибели этого по-своему хорошего человека.

Таким образом, в романе "Отцы и дети" Тургенев показал идейную борьбу двух поколений, борьбу отживающего свой век старого и только рождающегося нового мира, новых идей и убеждений.

Но ни в коем случае нельзя отбрасывать наследие пред­шественников. Крепкая нить должна связывать одно поко­ление с другим, только тогда возможна преемственность луч­ших традиций, возможно движение вперед.

Мой подзащитный Евгений Базаров

(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")

Мое поколение чувствует боль, но снова ставит себя под плеть.

Константин Кинчев

Кому-то может показаться, что Евгений — черствый, эгои­стичный человек. Но я так не думаю. У него масса положи-

334

тельных качеств. Ну и что ж плохого в его нигилизме, отри­цании всех принятых на веру "принсипов"?

Главный герой хочет все проверить, все узнать. А эти "прин-сипы"... На них построилось то общество, в котором для про­стых людей не нашлось ничего хорошего. Базаров с презре­нием относится к аристократам, высмеивает их привычки и, как показано на примере его споров с Павлом Петровичем Кирсановым, побеждает их. Евгений отрицает существующий строй, видит его негативные стороны и заботится о благе на­рода. Нельзя, правда, сказать, что он идеализирует крестьян. Наоборот, он осуждает их пассивность, забитость, предрассуд­ки. Он видит в простых людях главную движущую силу ре­волюции, "возится" с ними. Они видят в нем своего, простого, но из-за того, что слишком долго жили в угнетении, не пони­мают его стремлений, его характера. А ведь у Базарова есть такие качества, какие я хотела бы видеть и в себе, и в окру­жающих меня людях.

Во-первых, ум. Он во многом разбирается, увлекается ес­тественными науками. Но ведь ум — это не только образова­ние. Базаров прекрасно разбирается в людях, понимает, кто ему друг, кто враг, а кто — так, с серединки на половинку. Во-вторых, беспредельная доброта присуща Евгению. У Фенечки приболел ребенок? Базаров поможет. Ранил он на дуэли Пав­ла Петровича? Базаров тут же спешит помочь.

Он никого не оскорбляет незаслуженно, без причины. Ев­гений — человек, имеющий, как и все, право защищать свои интересы, что он с успехом и делает. Также мой подзащит­ный обладает редким и действительно ценным даром — реалистичностью, я бы даже сказала — прагматичностью мышления. Он не мечтает о несбыточном, не составляет себе планов на десять лет вперед. Евгений действует, решает про­блемы, когда они возникают. Он все хочет испытать на себе. Правда, он говорит: "Люди, что деревья в лесу, ни один бота­ник не станет заниматься каждой березой отдельно". В этом Базаров был неправ. Но он осознал свою ошибку, правда, слиш­ком поздно, но все же понял, что заблуждался. Этот ниги­лист полюбил Одинцову, хотя прежде отрицал чувства, смеял­ся над ними. Мне кажется, он это делал потому, что не встре­тил равного себе человека.

335

Аркадий — совсем другой человек, он не единомышлен­ник, просто попал на какое-то время под влияние более силь­ного и убежденного Базарова. Ситников - тот вообще мни­мый последователь. Одинцова - да, Евгений полюбил ее за то,, что она не такая, как все, но видел в своей любви к ней слабость. И, если бы он остался жив, он поборол бы эту слабость.

Базаров, как и Онегин, Печорин, Обломов, - дитя своего времени, продукт эпохи, в которой живет. Но если эти лите­ратурные герои только чувствовали неудовлетворенность жиз­нью, оставаясь бездеятельными, лишними людьми, то турге­невский нигилист действует. Он всего себя отдал для того, чтобы сделать жизнь лучше, изменить ее, но вместо благодар­ности встретил непонимание и негодование. Когда роман "Отцы и дети" вышел в свет, молодое поколение не приняло Базарова, посчитало его карикатурой на себя.

Евгений Базаров - это человек, который способен повести за собой людей, чтобы сделать их жизнь лучше. Мне очень жаль, что он не смог сделать то, для чего был предназначен. Он умер. Но умер, как титан, достойно. Во все времена был нужен, да и будет необходим такой человек, который указы­вает на наши недостатки. Это никому не нравится, но если бы не такие, как он, мы, наверное, так и жили бы при крепост­ном строе.

Мой обвиняемый Евгений Базаров

(По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети")

Скрытой сюжетной линией романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" является кризис крепостного строя и необходимость его уничтожения. На фоне этой линии и разворачивается кон­фликт "отцов и детей". Идея романа, по определению самого автора, — показ "торжества демократизма над аристократи­ей". Представителем демократического лагеря выступает глав­ный герой романа Евгений Базаров.

Базаров родился в семье бедного уездного лекаря, прошел "школу труда и лишений", из которой вышел "сильным и су­ровым" человеком. Эта школа пробудила в герое грубую мате-

336

риалистическуюнатуру, отрицающую все жизненные принци­пы и приоритеты. Базаров приобщает себя к народу, так как его дед "землю пахал", но ведь он и презирает свой народ, нена­видит его патриархальность. Герой отрицает красоту природы и искусства, которые являются неотъемлемыми компонентами жизни людей. Поэтому, на мой взгляд, ни о каком сплочении с народом не может быть и речи. Все красивое, достойное восхи­щения,'для Базарова лишь "вздор". Он пренебрегает безмерной любовью своих родителей. Заявляет, что природа не храм, а мастерская, однако живописные описания природы, которыми наполнен роман, убеждают читателя в обратном: природа -храм, а не мастерская, только жизнь в гармонии с окружаю­щим миром может принести человеку счастье,

Его также не волнуют чужие чувства и переживания: по­целовав Фенечку, он даже не подумал о том, что этот поцелуй может разрушить ее отношения с Николаем Петровичем. Ба­зарову не нужны друзья, которые ему бы сочувствовали и любили его. Ему нужны лишь единомышленники. Евгению присущи такие качества характера, как болезненное самолю­бие, непоколебимая уверенность в себе и своей правоте, готов­ность в угоду своей идее совершать насилие.

Проанализировав поступки и образ жизни и мыслей героя, нетрудно прийти к выводу, что он — бездуховное существо, способное лишь следовать по выбранному пути без каких-либо отклонений. Таковым Базаров предстает не только пе­ред нами, но и перед самим собой. Он считает себя проповед­ником "нигилизма". Однако это лишь маска. Герой не вы­держивает испытаний судьбы: он влюбляется в Одинцову, хотя до этого считал любовь "вздором". Евгений отрицает все при­личия, но, между тем, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича Кирсанова. Базаров думал, что школа "лишений и труда" стерла с его сердца человеческое отношение к жизни, но он ошибся. Эта ошибка превратила его идеалы и стремле­ния в прах. Поэтому его можно назвать несостоявшимся "ни­гилистом". Эта несостоятельность послужила и причиной его последнего желания увидеть перед смертью Одинцову.

Я думаю, что смерть была для него единственным спосо­бом заглушить в себе боль разочарования. В последней сцене романа автор умышленно описывает ту вечную природу, на

337

спокойствие которой покушался Базаров, которая дает "ни­гилисту" успокоение..

Появление человека на свет сопровождается радостью и любовью, уход из жизни — горем и скорбью, поэтому отрица­ние чувств бессмысленно. Как бы мы ни сопротивлялись мо­ральным категориям, они все равно берут верх. Поэтому за­чем лишать себя счастья, альтернативой которому рано или поздно будет горькое разочарование? В связи с этим я могу обвинить Базарова в неприятии не только культуры, обычаев и традиций народа, но и самого народа как такового.

Путь к моему сердцу, или Дневник Евгения Базарова

(По роману "Отцы и дети" И. С. Тургенева)

Сегодня я начинаю мой дневник, а впечатления после встре­чи с Николаем Петровичем самые обычные: это простой рус­ский дворянин, искренне любящий и почитающий своего сына. Он придерживается старых взглядов, так что не представляет для меня большого интереса.

А вот Павел Петрович — это воплощение старых взглядов и привычек. Да ведь из-за таких людей мир рушится, он же не дает развиваться обществу! У него в голове просто не уклады­вается, что глава государства — это еще не "пуп земли", и что служить государству, отдаваясь душой и телом, — глупо....

Знакомство с Одинцовой произошло самым обычным образом. Но вот след в моей душе она оставила неизгла­димый. Это красивая женщина с чувством собственного достоинства. Ее осанка, боже мой! Это же что-то божествен­ное! Эта стройность, это умение держать себя! Меня поразило ее поведение. Обычно женщины с ее внешностью либо избалованы до неприличия, либо чванливы до невозможно­сти. Да, я согласен, она — вдова, и это все объясняет. Она действительно сумела сохранить свою репутацию незапят­нанной и не стала, как другие, кидаться на мужчин, болтать с ними о всякой чепухе и строить им глазки в надежде, что кто-нибудь влюбится в нее и женится. А потом женщина объясняет всем, что он утешил ее, успокоил ее душу, и она же не могла сидеть вечно во вдовах, да она еще и не так уж стара, и не так уж некрасива.

338

Анна Сергеевна... да, в ней что-то есть. Создается впечат­ление, что она слеплена совсем из другого теста, она воспита­на человеком не от мира сего. Надо будет познакомиться с ней поближе, она достойна моего внимания...

15 июня. В моей душе творится что-то неладное, я не могу совладать с собой. Как же я мог отрицать это чувство? И все-таки, для всех я останусь таким же строгим и ничего не признающим человеком, буду таким же холодным. Я вижу, что Аркадий влюблен в Одинцову. Он мне постоянно говорит об этом, но я молчу. Я молчу, хотя знаю, что стоит мне при нем заикнуться о моих чувствах, и он сразу же отступит. Я был глуп, когда думал, что никогда и никого не полюблю. Да, я знаю, что Бога не существует, но судь­ба-то есть, и ты никогда не знаешь, что она тебе уготовила. Я жестоко наказан, я должен это выдержать, иначе я не буду Базаровым, а превращусь в обычных молодых людей, эту размазню, которая тает от красивых глаз, стройных ножек и еще всякой чепухи, которую женщины так любят выставлять напоказ. Согласен, они красивы, но глупы. А вот Анна Сергеевна сочетает в себе самые лучшие качества. Возможно, Аркадий и любит ее, но он не смог оценить ее по достоинству, он ее недостоин. Я хочу добиться ее, только хватит ли мне смелости признаться ей в нежных чувствах, а уж тем более сделать ей предложение...

20 июля. Я замкнулся в себе. Я не могу раскрыть мою душу кому-либо. Это значит унизить себя, показать себя сла­бым, а я так не сделаю. Наверное, единственный человек, ко­торому я могу открыться, — это Одинцова. Но именно к ней и направлены мои чувства, мои мысли. Однако возникает страх увидеть себя отвергнутым, непонятым. А вдруг она не сможет отказать мне и будет со мной из жалости, тогда я снова буду унижен. Нет, признание не для меня! Я постараюсь сдержать себя, но мои чувства, как бы я их ни сдерживал, должны будут выйти наружу, а терпение мое уже на исходе...

1 августа. И все-таки я не выдержал... Я ей признался. Конечно же, я не был так нежен и многословен, как в душе, я придерживался своего обычного поведения. Я, однако, не уви­дел в ней желаемой реакции, она была холодна, как и полага­ется достойной женщине. Боже мой, мои усилия напрасны!

339

Мои страдания не поняты. Я гибну! Больше невыносимо на­ходиться рядом с ней, я должен уехать,

25 декабря. После долгих раздумий и огромных мучений я покинул мой предмет любви. Я еду к родителям.

Встреча с родителями меня немного утешила, согрела, но мне уже начинают надоедать их постоянные заботы. Они даже в какой-то степени раздражают меня. Мои мысли стали реже возвращаться к Анне Сергеевне, но я ее так и не разлюбил. Я встречался с ней, мы разговаривали. Но видно, что она меня не любит, она видит во мне друга, единомышленника, но не более. Я понял, что мне не быть с ней...

Мне не повезло, мои лекарские работы закончились пла­чевно, я заразился тифом. Пока еще болезнь не сильно разбу­шевалась, но я знаю, что жить мне осталось недолго. Я умру с честью. Попросил отца послать мужика за Анной Сергеев­ной. Я в бреду. Но неужели я так и не увижу ее перед смер­тью? Неужели ее милые черты в последний раз не промельк­нут перед глазами, не может быть, чтобы ее голос в последний раз не обласкал мой слух, ее слова не проникли мне глубоко в сердце и не расставили все на свои места!

Это чудо! Я увидел ее той же строгой дамой, она пришла ко мне. Однако в ее глазах я не увидел того обычного холода, а лишь чувство сострадания и печали. Но это чувство не унизило меня, оно придало мне уверенности в том, что она не была равнодушна ко мне. Она отчасти любила меня. Да, я умираю, но умираю счастливым. Моя душа чиста...