Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
800_soch_5-11class_2003.doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
4.08 Mб
Скачать

Эрнест хемингуэй "Человек создан не для того, чтобы терпеть поражения"

(По повести Э. Хемингуэя "Старик и море")

Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писа­тель Хемингуэй был журналистом, военный корреспонден­том на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали те, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было увидеть фото бородатого чело­века с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы.

"Старик и море" — повесть, за которую писатель полу­чил в 1953 году Нобелевскую премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. История, на пер­вый взгляд, очень простая - притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий ше-

784

девр, которому предначертана долгая жизнь. Главный герой повести — старый рыбак Сантьяго — бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему нис­посланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы".

Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспе­чивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много рабо­тать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря — живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира. Понятно, что если бы не жестокая борьба за суще­ствование, не было бы необходимости уничтожать рыбу, добывая ее для пропитания.

Но старик всегда думал о море, как о живом существе, способном как успокоиться, так и разволноваться. Очеред­ное испытание уже приготовила рыбаку родная морская стихия. Сантьяго приходится в течение длительного време­ни бороться с огромной рыбой, которая попала к нему на крючок. Именно борьба старого рыбака с огромной рыбой и является, на мой взгляд, главной идеей повести. Именно тогда мы увидели Сантьяго во всем величии его простой души: "Человек создан не для того, чтобы терпеть пораже­ния. Человека можно уничтожить, но не победить его". В действительности такое мужество не приносит человеку счастья: акулы съели рыбу, а одинокий подвиг оставил старому Сантьяго только чувство усталости, покалеченные руки и глубокий сон до следующего дня, когда снова нужно выходить в море на очередную рыбалку.

Сантьяго нельзя считать индивидуалистом, который уеди­нился в своей мудрости и мужестве. Во время рыбал­ки старик часто вспоминает своего маленького друга — Манолино, мальчика, которого он обучил рыбацкому делу, да и вообще имел с ним много общего. Старику хотелось, чтобы рядом с ним всегда был Манолино, и когда устав­ший рыбак спал после битвы с морем, мальчик был рядом.

785

Присутствие Манолино в жизни старика как-то скрашивало одиночество.

Одной из главных проблем, которую решает Эрнест Хе­мингуэй, была проблема счастья в контексте поиска смысла жизни. Сантьяго - пессимист, не имеющий иллюзий, и если бы счастье продавали, может, он бы его и купил, но за какие деньги, какой суммой оно измеряется, в какой валюте? Можно понять, что такая же точка зрения присутствует и у Хемин­гуэя. Действительно, писатель не смог высвободиться из пау­тины противоречий бытия и покончил жизнь самоубийством. Можно ли считать это проигрышем человека-легенды — Эр­неста Хемингуэя? На мой взгляд, писатель поступил как ин­дивидуалист.

Нобелевская премия в области литературы присуждается тому, кто в своем творчестве добился исключительного пони­мания человечества и мира. Кто знает, сколько нового мы еще откроем для себя, перечитывая повесть Эрнеста Хемин­гуэя "Старик и море".

ДЖОН ЭРНСТ СТЕЙНББК

История трех поколений фермеров Джоудов

(По роману Д. Стейнбека "Гроздья гнева")

Джон Эрнст Стейнбек - знаменитый американский писа­тель, нобелевский лауреат, который написал много прекрас­ных произведений, некоторые из них были экранизированы. Об одном из таких произведений я и хочу рассказать. Это роман "Гроздья гнева".

"Гроздья гнева" - лучший роман Д. Стейнбека. И сегод­ня он остается вершиной творчества писателя. Критики не без оснований называют "Гроздья гнева" народной эпопеей. В центре авторского внимания - конфликты общенациональ­ной значимости, проблема судеб американских фермеров, ра­зоряемых банками, трестами и монополиями.

Внешне событийная канва романа связана с историей трех

786

поколений фермеров Джоудов — основателей фермы, амери­канских пионеров, захвативших землю у индейцев; их детей, согнанных с насиженных мест неурожаем и нефтяными мо­нополиями; их внуков, превратившихся в наемных рабочих. Содержание романа не ограничивается рамками семейных отношений. Трагедия Джоудов поставлена в связь с важней­шими событиями современности. Замысел автора — придать трагедии Джоудов глубокое социальное звучание — предоп­ределил особенность архитектоники романа.

В эпическое повествование о Джоудах Стейнбек вмонти­ровал небольшие по объему главы полупублицистического характера. Эти страстные лирические монологи (а иногда и многоголосые диалоги), написанные то от имени безымян­ного арендатора, то от имени барменши, наблюдающей вбли­зи мир "сытых", то от имени разоренных фермеров Оклахо­мы, дают автору возможность непосредственно обращаться к читателю по самым волнующим вопросам. В них идет речь о причинах классового расслоения и обнищания фер­меров, разбойничьей политике правительства и монополий, страшных контрастах нищеты и богатства в стране. В лирических отступлениях Стейнбек не только декларирует свою ненависть к миру "сытых", создавая гротескные обра­зы управляющих страной, "дышащих прибылью", "пожи­рающих проценты" с капитала трестов и банков, но и предрекает неизбежность гибели существующего порядка вещей.

Стейнбек говорит о созревающих в душах людей гроздь­ях гнева, таящих невиданные возможности. Обращаясь мыс­ленно к своим противникам, к власть имущим, писатель произносит пророческие слова: "Если б вам удалось отде­лить причины от следствий, если б вам удалось понять, что Маркс, Джефферсон, Ленин были следствием, а не причиной, вы смогли бы уцелеть. Но вы не понимаете этого. Ибо собственничество сковывает ваше "я" и навсегда отгоражи­вает от "мы".

Проблема индивидуализма и коллективизма ставится Стейнбеком не только в лирическом плане романа, но и в эпических главах, посвященных Джоудам,

"Гроздья гнева" — это роман, рисующий процесс пробуж-

787

дения и становления коллективного сознания в среде мелко­го фермерства. Книга проникнута глубокой любовью автора к своим героям.

Социальные проблемы в романе Д. Стейнбека "Гроздья гнева"

Американские критики, любители вычислять литератур­ные "рейтинги", нередко включают Д. Стейнбека в "боль­шую тройку" ведущих писателей США, где он соседствует с двумя гигантами - Хемингуэем и Фолкнером, Как и они, был признан при жизни классиком. При всем жанрово-тематическом разнообразии и известной неровности творче­ства Стейнбека — романиста, новеллиста, автора повестей, документалиста, у него выделяется некое ядро, группа про­изведений, составляющих своеобразный стейнбековский "канон".

Мне очень нравится роман "Гроздья гнева", который получил международное признание. На его страницах рас­крываются проблемы человеческого существования в небла­гоприятной социальной среде, проблемы защиты прав чело­века и его мировоззрения. В центре событий романа нахо­дится семья Джоудов, на примере которой показана судьба фермеров Оклахомы. Этих людей сгоняют с земельных участков, не предлагая ничего взамен. Поражает эгоизм правительства, которому совершенно безразлична дальней­шая судьба бездомных. Люди не могут найти справедливо­сти по отношению к себе из-за бездействия правительствен­ных чинов. Они вынуждены подчиниться обстоятельствам. Остается только один выход: искать счастья там, откуда шлют повсюду рекламные листовки с предложениями рабо­чих мест с высокой оплатой. Кажется, вся страна бежит на запад от этой беды.

Меня тронула солидарность безработных. Человек, у которого есть еда, кормит голодного. Озябшего согревают. Семья, в которой кто-то умирает, находит утром возле палатки горстку монет. Группа людей становится сплочен­ным коллективом, цель которого — найти себе работу.

788

Здесь начинается переход от "я" к "мы". Люди, ставшие близкими из-за общего несчастья, относятся друг к другу с добротой и уважением. Меня ужаснула картина встречи безработных с Калифорнией. Плодородный край враждебно встречает толпы голодных кочевников. Все вооружают­ся, кто винтовкой, кто киркой, готовясь защищать свою собственность.

Люди, жаждущие работы, заполняют все дороги. Они готовы пойти на все, чтобы накормить детей; они не видят выхода, и постепенно в их сознании начинает бродить ярость. И как потом язык поворачивается сказать, что эти люди сами виноваты в сложившейся ситуации? Ведь эти безработ­ные не идут воровать и убивать ради денег. Они верны закону до конца, поэтому ищут выход из сложившейся ситуации в соответствии с ним. Я был потрясен, когда узнал о положении мелких фермеров Калифорнии, которые не имели возможности собрать урожай, у них нет денег платить за уборку даже по самой низкой цене. Уцелеть могли во время кризиса только крупные собственники, имеющие консервные заводы. Урожай гниет, и над землей стоит запах гнилья. А в это время дети умирают от недоедания, потому что пищу уничтожают намеренно, чтобы поднять цены на продукты. Горы фруктов горят, политые керосином. Карто­фель выбрасывают в реку. Люди приходят подбирать про­дукты, но охрана гонит их прочь. И кто-то потом говорит, что каждый имеет право на жизнь.

Роман повествует и о другом. Законы существуют на бу­маге и, к сожалению, не всегда их исполняют. О какой вели­кой нации может идти речь, если людей подводят к грани голода, к смерти? Пусть это и Америка, все равно за всем не уследишь из окошка Белого дома. А ведь насилие порождает насилие. Люди, оказавшиеся в безвыходном положении, про­сто вынуждены переступить через грань закона. Они терпели до поры до времени, но умирать никто не хотел. Так уж получилось, что в генах каждого человека заложен инстинкт самосохранения.

В Украине как раз такая ситуация, только не на страни­цах романа, а на страницах жизни. Наш народ угнетают как могут и как умеют. Те, кто хотел работать, получать прилич-

789

ные деньги за свой труд, быстро потеряли желание, столкнув­шись с эгоизмом и бюрократизмом правительственных чи­нов. Однако роман "Гроздья гнева" показывает нам еще и великую силу дружбы и солидарности тех, кто унижен и стра­дает. И мы должны брать с них пример и бороться за свое счастье сообща.