Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвак тифлопсихология.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
16.11.2018
Размер:
886.27 Кб
Скачать

Глава II. Пространственная ориентация слепых

§ 1. Понятие об ориентации в пространстве

Ориентация в пространстве представляет собой процесс опре­деления человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета.

Для нахождения своего местоположения в пространстве необ­ходимо локализовать себя и окружающие предметы в определен­ной точке. В результате этой операции человек определяет форму и величину окружающего пространства и его заполненность.

В процессе ориентации осуществляется восприятие простран­ства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и оп­ределение взаиморасположения человека и окружающих его объ­ектов. Сложившаяся на основе условно рефлекторной деятельности мозга единая для человека система отсчета, благодаря которой он ориентируется, отражает трехмерность пространства и пред­ставляет собой систему направлений от какой-либо точки отсче­та, которой может быть как собственное тело, так и любой из окружающих нас объектов. Различение направлений, из которых слагается система отсчета — впереди-сзади, справа-слева, вверху-внизу и промежуточные — формируется на основе выработки дви­гательных дифференцировок, связанных с показаниями органов чувств. Система отсчета образуется в результате чувственного, практического различения пространственных отношений, за ко­торыми впоследствии закрепляются обозначения.

Ориентацию в пространстве можно определить как процесс решения трех задач, которые принято называть “выбор направ­ления”, “сохранение направления”, “обнаружение цели”. Решение этих задач необходимо для ориентации в любом пространстве— для ближней ориентации в малом пространстве, когда непосред­ственно воспринимаются ориентиры, по которым определяется по­ложение, и для дальней ориентации в большом пространстве, ко­гда ориентиры находятся вне зоны восприятия (видимости, слы­шимости, осязания).

Процесс пространственного различения осуществляется благо­даря совокупной условнорефлекторной деятельности всех анализа­торов. Нарушение функций одного из них не может лишить че­ловека возможности различать пространство. Несмотря на отсут­ствие анализаторов, специализирующихся на восприятии простран­ства, нарушение зрительных функций существенно ограничивает и затрудняет ориентацию в пространстве.

В буржуазной идеалистической тифлопсихологии нарушения ориентации при слепоте объяснялись с позиций рецепторной тео­рии. Согласно этой теории пространственное различение является функцией симультанного зрения. Представители рассматриваемой теории считали, что невозможно составить представление о про­странстве на основе сукцессивного осязательного восприятия. Кон­цепция Штейнберга, Крогиуса и др. о несимультанности и “нена­глядности” пространственных представлений слепых, основанная на противопоставлении зрения и осязания, оказалась несостоятель­ной, о чем уже говорилось выше. Правда, некоторые авторы до­пускали возможность целостного и одномоментного восприятия пространственных свойств и отношений осязательно. Но при этом они ограничивали отражаемое пространство зоной действия рук, что вело по сути дела к отрицанию возможности самостоятельной ориентировки в большом пространстве.

Однако действительная причина трудностей, испытываемых слепыми в ориентировочной деятельности, заключается не в том, что человек при помощи осязания и других сохранных видов вос­приятия якобы не способен отразить пространственные признаки и отношения внешнего мира, а в том, что при слепоте, во-первых, сужается поле и снижается точность и дифференцированность восприятия пространства и соответственно пространственных пред­ставлений, а во-вторых, значительно ограничивается возможность воспринимать мир дистантно. Указанные причины затрудняют формирование навыков пространственной ориентировки и в ряде случаев делают невозможной ее автоматизацию. Зрячие во мно­гих случаях определяют свое местоположение, оценивают обста­новку и преодолевают препятствия автоматически. В то же время слепые производят аналогичные операции под непрерывным кон­тролем сознания. Самое незначительное препятствие — выбоина на тротуаре, лужа, любое изменение даже хорошо знакомой мест ности, которое зрячий преодолевает не задумываясь, требует от слепого большого внимания и наблюдательности. Это, разумеется, не означает, что ориентировочные навыки слепых не автоматизи­руются вообще. “В ориентировке слепых, как и в ориентировке зрячих, имеется некоторая часть действия, сенсомоторная регу­ляция которых вследствие частой повторяемости становится при­вычной и совершается без видимого участия сознания, автомати­чески... Например, рабочий, посылающий под штамп пресса однород­ные детали или совершающий иные стереотипные рабочие движения, так же, как человек, идущий по хорошо знакомой местности, спо­собен вести беседу или обдумывать сложные вопросы”(1).

Однако, несмотря на возможность формировать адекватные пространственные представления и в ряде случаев вырабатывать совершенные ориентировочные навыки, нельзя забывать о том, “что в области пространственной ориентировки, в широком смыс­ле этого понятия, как бы высоко ни были развиты способности и умения слепого, его возможности всегда останутся чрезвычайно ограниченными, а во многом и несоразмеримыми с возможностями зрячего”(1).

Выпадение или глубокие нарушения функций зрения, играюще­го в пространственной ориентировке нормально видящих ведущую роль, приводит к тому, что у слепых ведущими становятся дру­гие анализаторы. Однако при решении вопроса о ведущем виде чувствительности необходимо учитывать не только пространствен­но-различительные возможности того или иного анализатора, но и характер отображаемого пространства (его величину, заполнен­ность и т.д.). В отличие от старой тифлопсихологии, рассматри­вавшей ориентацию слепых как акт мономодального (либо слухо­вого, либо осязательного) восприятия, советская тифлопсихология исходит из положения, согласно которому в восприятии простран­ства участвует вся система сохранных анализаторов. В зависимо­сти от характера объекта то один, то другой анализатор, функци­онируя совместно с остальными, может выдвигаться на первый план.

Пространство, в котором приходится ориентироваться слепым, обычно различается по протяженности, заполненности и т. п., что и определяет ведущую роль того или иного анализатора. Для удобства анализа процесса ориентации слепых В. С. Сверловым, автором единственной в своем роде монографии по рассматривае­мой проблеме, разработана классификация ориентировки по ха­рактеру пространства, в котором она совершается. В. С. Сверлов выделяет следующие виды ориентации слепых: 1. Ориентировка в предметопознавательном пространстве, к которой относятся: а) ориентация в малом пространстве, недоступ­ном осязанию даже одним пальцем. В этом случае ведущим явля­ется инструментальное осязание при помощи иглы, ногтя и т. п, Иногда используется язык (вдевание нитки в иголку, обследова­ние внутреннего строения цветка и пр.); б) ориентировка в про­странстве, умещающемся под одним или несколькими осязающи­ми пальцами; в) ориентировка в пространстве, ограниченном зо­ной одновременного охвата кистями рук. В двух последних видах ведущим является активное осязание.

2. Ориентировка в рабочем пространстве. Здесь выделяется: а) ориентировка в пространстве, ограниченном зоной действия рук (ориентировка в бытовых, учебных, производственных опера­циях); б) ориентировка в пространстве, несколько превышающем зону действия рук, благодаря стереотипным перемещениям тела (ориентировка в пространстве, непосредственно примыкающем к рабочему месту). Эти виды ориентации осуществляются главным образом на основе активного осязания.

3. Ориентировка в большом пространстве. Сюда входят: а) ориентация в закрытых помещениях, где ведущими в зависи­мости от ряда условий (характер помещения, цели ориентировки и т. д.) могут выступать как двигательная, так и слуховая чувст­вительность; б) ориентировка в открытом пространстве или ори­ентировка на местности, осуществляющаяся при помощи слуха.

Нужно отметить, что в приведенной классификации не учиты­вается роль остаточного зрения, о котором не следует забывать и которое в большинстве случаев выступает у частичнозрячих как ведущий вид чувствительности, особенно при ориентации в боль­шом пространстве.