Добавил:
just another lazy student Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
iogpgp.docx
Скачиваний:
398
Добавлен:
07.06.2018
Размер:
231.76 Кб
Скачать

52.Воззрений правых (монархических) партий на состояние российской государственности и права.

Опорой самодержавия в политической жизни России стало консервативно-традиционалистское течение, представленное в начале XX в. рядом организаций и партий.

Наиболее известными были черносотенцы. В начале XX в. это название стало относиться к ревнителям самодержавных устоев, участникам патриотических манифестаций. Основу их идеологии составляли официальная монархическая доктрина («теория официальной народности») и национализм. Они объявляли себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и использовали для этого типично антигуманные методы: пропаганду антисемитизма, погромы, террор и т. п. Черносотенные организации по численности были самыми значительными (по разным оценкам от 400 тыс. до 3 млн. человек) и включали не только, как привыкли думать, деклассированные элементы (лавочников, дворников, извозчиков), но и представителей всех социальных групп (интеллигенцию, землевладельцев, купцов, рабочих, ремесленников, чиновников). Союзниками черносотенцев были различные националистические организации. В дальнейшем союз черносотенцев и националистов не сумел противостоять революционному движению и выполнить свою главную задачу – сохранить самодержавие в России.

В недрах Русского собрания получила свое дальнейшее развитие монархическая теория времен Николая I: православие — самодержавие — народность. В начале XX века эта триада в устах монархистов приобрела совершенно новое звучание. Главное место отводилось монархическому принципу — власть монарха являлась незыблемой; народность понималась исключительно как национализм и великодержавный шовинизм. «Россия только дня русских!» — так звучал главный лозунг монархистов. Религии отводилась подчиненная монархии роль.

Разработав идеологические и политические положения, объединения правых, члены Русского собрания выступили в 1905 году инициаторами создания монархических партий. Так, в апреле 1905 года возникли две организации: «Союз русских людей», куда вошли сторонники так называемого «кружка московских дворян», и Русская монархическая партия. Центральное бюро ее находилось при газете «Московские ведомости», а их редактор В.А. Грингмут возглавил новоиспеченную партию, в рядах которой состояло около 5 тыс. членов. Но названные выше организации носили скорее корпоративный дворянский, чем партийно-политический характер.

Серьезное замешательство в ряды правых помещичьих сил внесли Всероссийская октябрьская политическая стачка и вырванный ею у царизма Манифест 17 октября. Монархистам понадобилась массовая политическая организация, способная прикрыть ее классовую сущность и цели демагогическими лозунгами, внешним «демократизмом».

В ноябре 1905 года появилась главная национал-монархическая партия — «Союз русского народа», получившая поддержку царя и придворных кругов.

Союз русского народа как массовая политическая партия имел свою программу, принятую в сентябре 1906 года Всероссийским съездом уполномоченных отделов партии. Идеологическим ее стержнем была известная официальная триада. Далее следовал пункт о единстве и неделимости России, в котором провозглашалось отсутствие какой бы то ни было автономии для национальных окраин.

Чтобы заручиться поддержкой народных масс и в первую очередь многомиллионного крестьянства, руководители Союза значительное место отводили земельному вопросу. В основе его решения лежала мысль о неприкосновенности всякой частной собственности, в том числе и земельной. Программа предусматривала продажу крестьянам «на выгодных для них условиях казенных земель, покупку государством у частных владельцев добровольно продаваемых ими земель и продажу ее крестьянам по доступным ценам», увеличение помощи переселенцам. Одновременно с этим в ней подчеркивалась необходимость упрощения порядка продажи крестьянами своих земель, а главное — представления крестьянам права выхода из общины и закрепления за ними земли в качестве частной собственности. Это был курс на поддержку зажиточного крестьянства, которое и должно было стать опорой самодержавия.

Особое внимание в программном документе Союза русского народа обращалось на казачество. Признавалось необходимым «употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяйств в земельном и денежном отношениях». Имелось в виду активно использовать казаков в подавлении революционных выступлений. Рабочим было посвящено несколько строчек. В них говорилось о возможном сокращении рабочего дня, государственном страховании, упорядочении условий труда, учреждении банка для облегчения создания рабочих и промартелей.

Большое место в основном документе Союза отводилось еврейскому вопросу. Ни одна другая партия в России не проповедовала такой неприкрытый антисемитизм. В отношении еврейской нации открыто провозглашалась дискриминационная политика. Она падала на благодатную почву ненависти к еврейскому народу, насаждавшуюся царизмом.