Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Normotvorcheskaya_yuridicheskaya_tekhnika_N_A_Vlasenko_M__2013.rtf
Скачиваний:
116
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
3.72 Mб
Скачать

1. Субъекты разработки технических регламентов.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона о техническом регулировании разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. Это означает, что разработка системы обязательных требований к продукции, устанавливаемых в техническом регламенте, перестает быть монополией государства, поскольку разработчиками могут быть:

государственные органы, отвечающие за проведение государственной политики в той или иной сфере;

предпринимательские структуры, в том числе саморегулируемые организации, заинтересованные в установлении четких правил и требований в своей сфере деятельности;

потребители, которым важно защитить свои интересы и права.

На практике реализация указанной нормы выявила ее неоднозначность и проблемность.

Во-первых, наличие подобной нормы создало существенный конфликт интересов: с одной стороны, производитель (поставщик, продавец) продукции может самостоятельно разрабатывать обязательные для себя самого требования, что уменьшает административные барьеры; с другой, - изготовитель при этом объективно заинтересован в снижении расходов (в том числе на испытания и сертификацию продукции) и увеличении прибыли (в том числе за счет снижения (исключения) обязательных требований), что должно отражаться на снижении безопасности продукции. Кроме того, такая норма позволяет крупным хозяйствующим субъектам "подстраивать" под свои интересы требования технических регламентов, обладая существенным финансовым и организационным ресурсом. В таком случае технический регламент может превратиться в инструмент, используемый с целью закрепления доминирующего положения отдельных компаний на рынке.

Во-вторых, Законом о техническом регулировании не определено, как разработчик, не являющийся ни субъектом законодательной инициативы согласно ст. 105 Конституции Российской Федерации, ни федеральным органом исполнительной власти, может представить проект технического регламента в Государственную Думу или в Правительство Российской Федерации. Таким образом, практически все "инициативные" регламенты будут готовиться в форме федерального закона и сопровождаться поиском субъекта законодательной инициативы, согласного внести законопроект на рассмотрение Государственной Думы, что и происходит на практике.

Из нормы п. 2 ст. 9 и сказанного выше вытекает и еще одна трудность. Закон о техническом регулировании не устанавливает очередность принятия технических регламентов и критерии выбора формы принятия технического регламента.

И в данном случае следует согласиться с высказыванием Ю.П. Боровиковой, "что в случае внесения отдельными депутатами, как субъектами права законодательной инициативы законопроектов аналогичных представленным Правительством Российской Федерации, инициатива Правительства Российской Федерации практически теряет шанс пройти"*(310).

Разрабатываемые технические регламенты должны составить единую, согласованную, не допускающую пробелов и повторов систему актов, устанавливающих обязательные требования к продукции и к связанным с требованиями к ней процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Реализовано это может быть только в том случае, если положения технических регламентов, принимаемых в форме правовых актов меньшей юридической силы (постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию) будут конкретизировать, с учетом специфики подпадающих под их действие объектов технического регулирования, требования технических регламентов, принятых в форме федерального закона. Однако сегодня такой подход реализуется далеко не всегда. Так, например, технический регламент "О безопасности машин и оборудования", имеющий по своей сути общий характер, поскольку его требования касаются практически всех видов объектов технического регулирования, принят постановлением Правительства РФ*(311), тогда как регламент, устанавливающий требования в отношении лишь одного вида оборудования - низковольтного - принят в форме федерального закона *(312). Очевидно, что такая ситуация может препятствовать эффективной практической реализации требований указанных нормативных правовых актов.

Отсутствие концепции разработки технических регламентов, критериев выбора формы их разработки и целесообразности принятия позволяет разработчику, являющемуся любым лицом, разрабатывать не насущно необходимый в данный временной период развития экономики страны технический регламент, а тот, который удовлетворяет его узкоспециальные интересы.