Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ПОНЯТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА.doc
Скачиваний:
120
Добавлен:
23.07.2017
Размер:
1.22 Mб
Скачать

2.3.7 Действие гуманитарного права в пространстве и во времени в условиях немеждународных конфликтов

Для правильного применения норм международного гуманитарного права необходимо ответить на следующие вопросы:

а)  когда начинается и когда заканчивается действие международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта;

б) каковы территориальные границы действия международного гуманитарного права в ситуации вооруженного конфликта, ограничено ли оно районом непосредственных военных действий или простирается на другие территории и ситуации, и если да, то в какой степени.

Особенно актуально рассмотреть эти вопросы в контексте ситуации вооруженного конфликта немеждународного характера — ведь именно такие конфликты составляют абсолютное большинство идущих в современном мире войн.

Для ответа нам снова необходимо вернуться к формулировке  параграфа 70 решения Апелляционной камеры МТБЮ по промежуточной апелляции Тадича:

«Вооруженный конфликт имеет место всякий раз, когда в отношениях между государствами прибегают к вооруженной силе или когда в отношениях между государственными властями и организованными вооруженными группами или в отношениях между такими группами в рамках того или иного государства уже давно прибегают к насилию с применением оружия.

Международное гуманитарное право применяется с самого начала таких вооруженных конфликтов и продолжает применяться и после прекращения боевых действий, пока не достигнуто общее мирное соглашение, или в случае внутренних конфликтов, пока не достигнуто мирное урегулирование. До такого момента международное гуманитарное право продолжает применяться на всей территории воюющих государств или, в случае внутренних конфликтов, на всей территории, находящейся под контролем той или иной стороны, независимо от того, имеют ли место боевые действия»[95].

 

Для правильного уяснения сказанного необходимо обратиться к аргументации, использованной Апелляционной камерой при обосновании этого определения, и к ее дополнительным разъяснениям.

Прежде всего, констатируя, что определение термина «вооруженный конфликт» изменяется в зависимости от того, являются ли военные действия международными или внутренними, Суд отметил, что временные и географические рамки как внутренних, так и международных вооруженных конфликтов простираются вне точного времени и места военных действий. Рассмотрев правовой контекст международного конфликта, Судьи подробно проанализировали ситуацию конфликта, не имеющего международного характера.

Приступая к данному анализу, Апелляционная камера подчеркнула, что бенефициарами  общей для Женевских конвенций статьи 3 являются лица, не принимающие никакого участия или прекратившие принимать активное участие в военных действиях. Это, по мнению Судей, указывает на то, что правила, содержащиеся в статье 3, применяются вне узкого географического контекста фактического театра военных действий. Те же категории покровительствуемых лиц называет и статья 1 Дополнительного протокола II. Далее Суд обратил особое внимание на статью 2 этого Протокола, которая говорит, что Протокол применяется «ко всем лицам, затрагиваемым вооруженным конфликтом, как он определен в статье 1», и что «по окончании вооруженного конфликта все лица, которые были подвергнуты лишению или ограничению свободы по причинам, связанным с таким конфликтом, а также те лица, которые подвергаются лишению или ограничению свободы по тем же причинам после конфликта, пользуются защитой, предусмотренной статьями 5 и 6, до конца периода такого лишения или ограничения их свободы».

Согласно толкованию Суда, это условие ясно демонстрирует, что временные рамки этих правил распространяются за пределы фактических военных действий. Кроме того, по мысли Судей, относительно свободный языковой характер оборота «по причинам, связанным с таким конфликтом» также говорит о широком географическом охвате. В данном случае требуется только наличие связи между вооруженным конфликтом и фактом лишения свободы, однако совсем не требуется, чтобы это лишение свободы имело место в ходе боевых действий. Даже если существенные боевые столкновения не происходили в конкретной области, в конкретное время и в конкретном месте, где и когда преступления предположительно были совершены, международное гуманитарное право тем не менее применяется и к этим событиям. Поэтому, для применения норм права «достаточно, что инкриминируемые преступления были близко связаны с военными действиями, происходящими в других частях территорий, контролируемых сторонами конфликта»[96].

Этого же подхода придерживается и Международный трибунал по Руанде. В решениях по делам Акаезу, Рутаганда, Кайшема и Рузиндана, Мусема, Семанза и других решениях Судебная камера МТР подчеркнула, что общая для Женевских конвенций статья 3 и Дополнительный протокол II применяются на всей территории, где существует конфликт, и их применение не ограничено «военным фронтом» или «узким географическим контекстом театра боевых операций»[97]. В деле Багилишема Суд заявил: «С момента, когда материальные требования общей статьи 3 или Дополнительного протокола II удовлетворены, эти инструменты немедленно применяются не только в пределах ограниченного театра военных действий, но также и на всей территории государства, участвующего в конфликте. Следовательно, стороны, участвующие в военных действиях, обязаны уважать условия этих инструментов на всей этой территории»[98] (курсив наш — авт.).

Таким образом, из текстов общей статьи 3 Женевских конвенций, Дополнительного протокола II, других источников права и их судебного толкования следует:

1. Международное гуманитарное право применяется без различия как в ситуациях вооруженного конфликта между государственными и антиправительственными силами, так и в ситуациях вооруженного конфликта между организованными вооруженными группами, не являющимися государственными (это соответствует и формулировке ст. 8(2)(f) Римского статута).

2. Временные и географические рамки вооруженного конфликта простираются вне точного времени и места военных действий.

3. Началом вооруженного конфликта является момент, когда противостояние между государственными и антиправительственными силами или между негосударственными организованными вооруженными группами достигает стадии насилия с применением оружия.

4. Прекращение боевых действий само по себе не является завершением вооруженного конфликта.

5. Вооруженный конфликт считается завершенным, когда достигается общее мирное соглашение или мирное урегулирование (для внутреннего конфликта достаточно последнего условия).

6. Международное гуманитарное право действует в течение всего времени вооруженного  конфликта.

7. Территорией, охватываемой действием гуманитарного права, является вся  территория, контролируемая сторонами вооруженного конфликта, или, иными словами, вся территория государства, вовлеченного в вооруженный конфликт немеждународного характера. Международное гуманитарное право применяется не только к боевым действиям, но и к ситуациям, близко связанным с боевыми действиями, происходящими в других частях территорий, контролируемых сторонами вооруженного конфликта, а также в отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с конфликтом.

8. В отношении лиц, лишенных свободы по причинам, связанным с конфликтом, международное гуманитарное право продолжает действовать и после завершения вооруженного конфликта в течение всего времени, пока такие лица лишены свободы, или свобода таких лиц ограничена.