Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Введение в нанооптику.docx.doc
Скачиваний:
389
Добавлен:
27.03.2016
Размер:
8.13 Mб
Скачать

6.3. Генерация поверхностных плазмонов

Для генерации ПП светом необходимо выполнение закона сохранения энергии и импульса. Роль энергии играет частота, а импульса – волновой вектор в соответствии с равенствами

, .

В то же время из рис. 6.3 следует, что одной и той же частоте излучения соответствуют различные величины модуля волнового вектора ПП и света. Вследствие взаимодействия с электронами проводимости металла волновой вектор поверхностного плазмона по модулю больше, чем волновой вектор света. Поскольку пространственное распределение поля в электромагнитной волне определяется волновым вектором, то вышесказанное означает наличие фазового рассогласования полей ПП и света (фазовый синхронизм отсутствует). Иными словами, не выполняется закон сохранения энергии-импульса. Это затрудняет обмен энергии между светом и ПП, так что приходится принимать специальные меры по установлению фазового синхронизма при возбуждении ПП светом. Отметим, что необходимым условием возбуждения ПП является p-поляризация возбуждающего света, когда вектор напряженности электрического поля лежит в плоскости падения. Только в этом случае световая волна будет раскачивать колебания электронов проводимости. Для выполнения условия фазового синхронизма поверхность раздела металл–диэлектрик можно сделать рифленой, это приведет к увеличению волнового вектора фотона и соответственно к появлению «сцепления» между светом и ПП.

Условием распространения поверхностных плазмонов является соотношение между волновыми векторами падающего излучения, плазмонов и векторов обратной решетки твердого тела:

(6.31)

где – волновой вектор плазмона,– компонента волнового вектора падающего излучения в плоскости образца,– волновые векторы обратной решетки,– целые числа.

Для генерации поверхностных плазмонов обычно используются металлические пленки, напыленные на диэлектрические подложки. Дисперсионное уравнение, определяющее условие распространения поверхностных плазмонов в такой среде, при нормальном падении простым образом связано с длиной волны излучения и диэлектрическими проницаемости подложкии металла():

. (6.32)

На рис. 6.4 [11] показано сравнение приведенных дисперсионных соотношений с наблюдаемым распределением интенсивности света, распространяющегося через наноотверстие (другие названия: нанопора, нанофильер). Видно превосходное согласие наблюдаемого распределения интенсивности с приведенными дисперсионными соотношениями.

Другой способ «сцепить» свет и ПП базируется на явлении полного внутреннего отражения света от внутренней поверхности призмы, внешняя поверхность которой располагается параллельно поверхности металла. Существуют две модификации этого способа: метод Отто, использующий воздушный зазор между призмой и металлом, и метод Кречманна, когда тонкая металлическая пленка (10–50 нм толщиной), в которой возбуждается ПП, прикрепляется непосредственно к поверхности призмы.

Рис. 6.4. Наблюдаемое распределение интенсивности света, проходящего через поликристаллические серебряные нанофильеры диаметром 150 нм и толщиной 200 нм. Линии – решения дисперсионных уравнений

В обоих случаях световая дисперсионная прямая (см. рис. 6.5) проходит под меньшим углом к оси абсцисс, поскольку ПП возбуждается световой волной, распространяющейся в призме, а дисперсионная кривая ПП соответствует случаю . В результате возникает пересечение дисперсионных зависимостей света и ПП при некотором значении волнового вектора. Понятно, что для возникновения пересечения необходимо выполнение условия(– диэлектрическая проницаемость призмы).

Рис. 6.5. Метод Отто (а) и метод Крейчманна (b) возбуждения поверхностных плазмонов [10]

В точке пересечения дисперсионных зависимостей выполняется условие фазового синхронизма и возможна генерация ПП.

Волновой вектор ПП, соответствующий синхронизму, определяется углом падения света :, где– решение уравнения, которое для закона дисперсии ПП (6.30) имеет вид:.

Вблизи угла наблюдается минимум интенсивности отраженного излучения, поскольку световая энергия поглощается поверхностным плазмоном (рис. 6.6). Глубина этого минимума, определяющая эффективность преобразования света в ПП, в методе Кречмана связана с толщиной металлической пленки.

Для серебряной пленки и длины волны света 500 нм минимум коэффициента отражения достигается при толщине 55 нм. Минимум коэффициента отражения отвечает усилению электромагнитного поля на границе раздела металл–диэлектрик, ассоциированному с возникновением ПП.

Рис. 6.6. Коэффициент отражения света с длиной волны 500 нм от серебряной пленки толщиной 55 нм в зависимости от угла падения излучения

Для неровной серебряной пленки на длине волны 600 нм можно получить приповерхностное усиление электрического поля в 200 раз, что используется в нелинейной оптической спектроскопии. Коэффициент усиления электрического в ПП можно получить рассматривая трехслойную структуру кварц/металлическая пленка/воздух (рис. 6.7)

Рис. 6.7. Трехслойная структура кварц/металлическая пленка/воздух с толщиной металлической пленки d1 коэффициентом пропускания t01 и коэффициентами отражения на границах разделов r01 и r12

Амплитудный коэффициент пропускания для p-волны (– набег фазы волны при прохождении металла) равен

(6.33)

Максимальное значение коэффициента пропускания дается соотношением

, (6.34)

где – соответственно диэлектрическая проницаемость диэлектрика, действительная и мнимая части диэлетрической проницаемости металла,

Для серебра (нм), тогдаTmax= 139.

Для неровной серебряной пленки на длине волны 600 нм можно получить приповерхностное усиление электрического поля в 200 раз, что используется в нелинейной оптической спектроскопии.

В спектроскопии поверхностно-усиленного рамановского рассеяния (ПУРР), содержащей напряженность поля в высокой степени, сигнал за счет поля ПП может быть усилен от 1012 до 1015 раз, что экспериментально наблюдалось для молекул красителя, адсорбированных поверхностью агрегированных золотых и серебряных коллоидных пленок. Аналогичный эффект усиления ПУРР был обнаружен для наноструктурированных золотых и серебряных пленок. Поверхность этих пленок состояла из нанооболочек, представлявших собой кварцевую сердцевину радиуса 94 нм, окруженную золотой или серебряной оболочкой толщиной около 9 нм. Было зафиксировано плазмонное усиление рамановского сигнала от молекулы красителя с коэффициентом 2,51010.

Закон дисперсии (6.29) характерен для ПП на плоской поверхности. В случае поверхностных плазмонов, возникающих, например, на поверхности металлического шара, помещенного в переменное электрическое поле, имеем: – частота Ми (см. выше формулу (6.12)), которая описывает приповерхностные колебания электронов проводимости шара в случае, если его диаметр достаточно мал:(квазистационарный случай), где– частота внешнего электрического поля, т.е. поле можно считать однородным. При таких колебаниях электронное облако как целое смещается то в одну, то в другую сторону относительно положительного заряда (без изменения концентрации, в отличие от объемных плазменных колебаний). Колебания электронной плотности маленького металлического шара резонансно возбуждаются при помещении его в переменное поле с частотой.

Квазидвумерный характер поля ПП делает эти квазичастицы перспективными для создания на их основе высокоинтегрированных планарных фотонных устройств с масштабом в нанометровом диапазоне длин, что по технологическим причинам невозможно сделать с помощью традиционной трехмерной оптики. Для нанооптических приложений также важно, что пространственный размер поля ПП в большей степени определяется размером поверхностной металлической структуры, нежели длиной волны возбуждающего ПП света.

Существенное ограничение на использование ПП накладывает тот факт, что они затухают не только в направлении нормали к поверхности, но также и в направлении своего распространения. Это затухание связано с наличием мнимой части у диэлектрической проницаемости металла, что приводит к диссипации энергии электромагнитной волны (омические потери). Длина распространения плазмона равна

, (6.35)

где ,– действительная и мнимая части диэлектрической проницаемости металла. Для проводников с минимальными омическими потерями, таких как серебро или золото, длина распространения ПП в видимой части спектра составляет сотни микрон, достигая миллиметров в ИК-диапазоне. Этого вполне достаточно для создания высокоинтегрированных фотонных устройств нано- и микрометрового масштабов длин.

Отметим, что сказанное относится к идеально гладкой плоской поверхности. В случае неровной границы раздела проводник/диэлектрик ПП будут затухать также вследствие нежелательных радиационных потерь, поскольку тогда может быть выполнено условие фазового синхронизма, необходимое для перекачки энергии ПП в световую волну.