Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suhanov_e_a_grazhdanskoe_pravo_v_4h_tomah / 3. Суханов / Глава 37. Обеспечение надлежащего исполнения обязательств.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
851.97 Кб
Скачать

2. Предмет права удержания

Предметом права удержания может быть только вещь, которая является собственностью должника (или принадлежит ему на ином титуле), т.е. чужая для кредитора вещь. Объектом удержания не мо­жет быть собственная вещь ретентора, подлежащая передаче долж­нику (например, вещь, принадлежащая продавцу, в случае про­срочки платежа, допущенной покупателем вещи), поскольку абсур­дно само предположение, что собственник вещи должен получить удовлетворение своих денежных требований за счет стоимости сво­ей вещи. Поэтому «удержание» собственной вещи может рассмат­риваться исключительно как предусмотренная п. 2 ст. 328 ГК фор­ма приостановления исполнения обязательства или отказа от его ис­полнения.

Предметом права удержания являются только вещи, которыми ретентор владеет на законном основании — в силу обязательства, су­ществующего между ним и должником. Если вещь находится у него без законных оснований (допустим, похищена), данный субъект не вправе удерживать эту вещь с целью побуждения собственника к ис­полнению каких-либо денежных требований, не может получить удовлетворение за счет ее стоимости.

1 Б.М. Гонгало полагает, что в этих случаях о возникновении права собственно­сти кредитора на удерживаемую вещь можно говорить, только применяя по аналогии нормы о приобретательной давности. См.: Гонгало Б.М. Указ. соч. С. 204.

162

163

Если удерживаемая вещь относится к числу ограниченных в обо­роте, ретентор этой вещи должен иметь законные полномочия на вла­дение ею (например, надлежаще оформленное разрешение на использование и хранение взрывчатых материалов и пр.).

В соответствии с п. 1 ст. 359 ГК объектом удержания может выс­тупать лишь вещь, принадлежащая должнику на праве собственно­сти или ином титуле. Иные объекты гражданских прав, в частности имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага, не могут становиться объектом удержания. Согласно закону (ст. 128 ГК) к ве­щам относятся деньги и ценные бумаги. Иностранная валюта и доку­ментарные ценные бумаги могут служить предметом права удержа­ния. Бездокументарные ценные бумаги объектом права удержания быть не могут, ибо они являются разновидностью имущественных прав. Наличные деньги (валюта РФ), являющиеся нумизматической ценностью, могут удерживаться в целях их оплаты, возмещения кре­дитору издержек и других убытков, связанных с ними. В других слу­чаях деньги не могут быть предметом права удержания, ибо цель пра­ва удержания заключается в удовлетворении требований кредитора за счет стоимости удерживаемой вещи, в результате ее реализации за деньги. Кроме того, если бы деньги, полученные кредитором от дол­жника, подлежали возврату последнему в ситуации, когда должник не возместил кредитору убытки, связанные с получением денег, то кредитор мог бы удовлетворить свои требования, сделав заявление о зачете, по правилам ст. 410 ГК.

Из буквального толкования п. 1 ст. 359 ГК следует, что удержание недвижимой вещи не запрещено1.

1 В странах «общего права» удержание недвижимости в принципе дозволяется. В законодательстве отдельных европейских стран можно найти нормативные пред­писания, которые допускают удержание только движимых вещей (например, § 369 Германского торгового уложения // Германское право. Ч. 2. Гражданское торговое уложение и другие законы. М., 1996. С. 134). ГК Нидерландов в ст. 100 Книги 5 пре­доставил арендатору недвижимости право удерживать ее в случае невыплаты соб­ственником возмещения, которое в определенных случаях причитается арендатору (см.: Гражданский кодекс Нидерландов. Новая кодификация / Отв. ред. Ф.Й.М. Фелъд-брюгге. Лейден, 1996. С. 267).


Практическая целесообразность удержания недвижимого имущества очевидна из следующего примера. Допустим, банк заключает договор аренды и производит с согласия арендодателя перестройку арендуемого

помещения под банковский офис, вкладывая в ремонт и улучшения боль­шие средства. По истечении договора аренды собственник отказывается от его пролонгации и возмещения банку стоимости перестройки и неотде­лимых улучшений. В этой ситуации банк может отказаться освободить по­мещение, ссылаясь на ст. 359 ГК.

Касаясь права на удержание недвижимого имущества, необходи­мо решить вопрос о том, когда оно возникает: после государственной регистрации или независимо от нее? Права на недвижимое имущество становятся обязательными для всех третьих лиц только после их внесе­ния в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной ре­гистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Однако ни данный закон, ни ст. 131 и 164 ГК прямо не говорят о регистрации права удержания.

Вместе с тем законодательству известны случаи возникновения прав на недвижимые вещи независимо от их государственной регист­рации (когда последняя имеет правоподтверждающее, а не правопо-рождающее значение). В частности, так возникает право собственно­сти на недвижимость, полученную субъектом в порядке универсально­го правопреемства, право собственности члена жилищного кооператива, полностью выплатившего пай, и др.1 Подобно им, право удержания недвижимой вещи тоже возникает независимо от его государ­ственной регистрации. Государственная регистрация права удержания означала бы необходимость возложения на регистрирующие органы несвойственной им судебной (юрисдикционной) функции: установле­ние факта неправомерного неисполнения должником денежных обя­зательств по оплате недвижимой вещи или возмещению связанных с нею убытков и пр.2, т.е. решение вопроса о правомерности удержания.

Предметом права удержания могут служить как индивидуально-определенные вещи, так и вещи, обладающие родовыми признаками.

Например, хранитель заключает с поклажедателем договор хранения зёрна в элеваторе (договор хранения вещей с обезличением — ст. 890 ГК). При наступлении срока выдачи зерна у хранителя возникает обязан­ность возвратить поклажедателю обусловленное договором количество зерна того же рода и качества. Однако хранитель может не исполнить ее,

1Об иных исключениях из принципа обязательного внесения см.: Писков И.П. Границы действия принципа обязательного внесения // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. М., 2002. С. 258—279.

2 См.: Писков И.П. Указ. соч. С. 267-268.

165