Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
suhanov_e_a_grazhdanskoe_pravo_v_4h_tomah / 3. Суханов / Глава 37. Обеспечение надлежащего исполнения обязательств.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
25.03.2016
Размер:
851.97 Кб
Скачать

Глава 37 § 4 (3)

которые в силу переводного векселя или чека обязаны перед этим последним1.

Другой особой разновидностью поручительства является делькре­дере — ручательство комиссионера за исполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента (п. 1 ст. 993 ГК). За принятие ручательства — делькредере — комитент обязан выплатить комиссионеру вознаграждение в порядке и размере, предусмотренных договором комиссии (п. 1 ст. 991 ГК).

3. Сущность обязательства из договора поручительства

Сущность обязательства из договора поручительства описывается современным российским законодателем формулой:

поручитель обязывается отвечать перед кредитором за исполнение должником обязательства полностью или в части (п.1 ст. 361 ГК).

1 См.: п. 30-33, 45-47, 55, 67, 68, 77 Положения о переводном и простом век­селе, введенного в действие постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341 // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правитель­ства СССР. 1937. № 52. Ст. 221; ст. 881, 884, 885 ГК.


Сущность обязательства из договора поручительства приобрета­ет более четкую юридическую определенность через нормативное предписание, согласно которому при неисполнении или ненад­лежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором со­лидарно, если законом или договором поручительства не предусмот­рена субсидиарная ответственность поручителя (п. 1 ст. 363 ГК). При этом поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, что и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неис­полнением или ненадлежащим исполнением обязательства должни­ком, если только иное прямо не предусмотрено договором пору­чительства (п. 2 ст. 363 ГК). Следовательно, обязательство поручителя перед кредитором рассматривается законодателем в первую очередь как форма ответственности поручителя на случай неисполнения должником обеспечиваемого обязательства. Поэтому поручительство

может использоваться даже для обеспечения исполнения должником обязательств, которые не могут быть исполнены иначе как самим должником (например, обязательства из договора художественного заказа), а также обязательств, состоящих в необходимости воздержа­ния от совершения определенных действий (допустим, не продавать имущество до срока, оговоренного в договоре комиссии).

Легальная трактовка обязательства поручителя перед кредитором как формы ответственности поручителя на случай неисполнения должником обязательств явилась результатом эволюции института поручительства в цивилистической доктрине и в законодательстве. В дореволюционной российской цивилистике поручительство рас­сматривалось как юридическое отношение, в котором одно или не­сколько лиц обязываются в случае неисправности должника совер­шить за него действие, которое он должен был совершить, либо воз­наградить верителя за нарушение его права1. Таким образом, в дореволюционной России допускалось исполнение поручителем обеспечиваемого обязательства за должника. Сходное понимание сущности обязательств поручителя имело место и в литературе 20-х годов, в период нэпа, когда поручительство, по причине установлен­ных ограничений в использовании залога, занимало доминирующее положение в ряду средств обеспечения исполнения обязательств. В частности, утверждалось, что ответственность поручителя за испол­нение должником «главного обязательства» по своему содержанию может быть различной. Если обязательство должника такого рода, что оно может быть исполнено всяким лицом, то его исполнение может быть потребовано и от поручителя. Например, главное обязательство заключается в платеже известной суммы денег или передаче извест­ного имущества (товара, имеющегося на рынке). В этих случаях

1 См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. Ч. 2. М., 1997. С. 187, 190. Созвуч­но определению Д.И. Мейера и определение поручительства, содержавшееся в ст. 2448 проекта Гражданского уложения: «По договору поручительства поручитель обязуется перед другим лицом исполнить обязательство его должника, если после­дний сам этого обязательства не исполнит» (подробнее см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Указ. соч. С. 562—563). Некоторые дореволюционные юристы тракто­вали поручительство исключительно как денежное обязательство (см., например: Гуляев A.M. Русское гражданское право: Обзор действующего законодательства, кас­сационной политики Правительствующего сената и проекта Гражданского уложения. СПб., 1913. С. 348).

93