Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
pirozhnik_i_i_problemy_politicheskoyi.doc
Скачиваний:
149
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
1.57 Mб
Скачать

Морфологические модели государств

Элементы морфологии

Старый свет (А)

Новый свет (В)

Третий мир (С)

Генезис границ:

субсеквентные

антецедентные

навязанные

Доля границ по физико-геграфическим рубежам

более 50%

30 – 50%

менее 30%

Положение исторического ядра государства

центральное

периферейное

периферийное

Функциональный ранг столицы

пропорциональный

непривилегированный или доминирующий

доминирующий

Размещение столицы

центральное

промежуточное или периферийное

периферийное

Эффективная террито–рия государства

большая (более 50% с- х. угодья)

средняя (1-30% с- х. угодья)

малая (менее 10% пахотные земли)

В странах Третьего мира морфологическая модель определяется доминированием навязанных, не совпадающих с этническими, границ, которые редко совпадают с физико-географическими рубежами. Историческое ядро государства «привязано» к расположению первых колониальных баз и факторий и занимает периферийное (часто приморское) положение. Столица также расположена периферийно и занимает формирующее функциональное положение в системе городского расселения, как давний форпост метрополии (во многом наследуя ее в архитектурном смысле, планировке и т.п.). Эффективная территория занимает ограниченную часть общей площади, обширные пространства заняты пустынями, тропическими лесами, неудобьями, которые не осваиваются из-за экономической отсталости страны, архаичных земельных отношений, этнических противоречий и конфликтов. В данной модели проявляются как черты «этнического» так и «экономического» государства, но из-за короткого периода суверенного развития зрелые формы государственного устройства и его морфологии еще не сложились окончательно. Представленные модели во многом упрощают действительность, во многих случаях их черты преобразованы особенностями политико-географического положения, историей развития и экономическими преобразованиями по различным общественно-экономическим моделям. Тем не менее, предложенные морфологические модели отражают некоторые специфические черты различных государств, полную характеристику которых может дать развернутый политико-географический анализ.

Тема 4. Географическая лимология и методы исследований государственных границ

4.1. Государственные границы, их типы и методы изучения

Географические границы выступают рубежами, отражающими качественную смену одних географических явлений и процессов другими. Если такие изменения происходят одномоментно (государственные, административные), то граница представляет собой линию. Если изменения происходят не скачкообразно, а медленно, то граница выражается полосой.

Государственные границы – это особый тип границ, изучаемый политической географией. Они достаточно жестко фиксированы на местности и достаточно устойчивы. Государственная граница представляет линию на поверхности земли (суши или водного пространства) и воображаемую вертикальную поверхность, очерчивающую воздушное пространство и недра, определяющую пределы территории страны и отделяющую ее от других государств и открытых морей. Принцип неприкосновенности и целостности государственной территории органически связан с принципом нерушимости и неприкосновенности государственных границ. Это означает не только запрещение угрозы силой или ее применения для изменения границ, но и признание существующих границ, отсутствие территориальных претензий.

Государственная граница – это политическая и экономическая граница, лимитированная государственным строем, национально-культурной обособленностью, таможенным и пограничным контролем, правилами внешней торговли и другими критериями.

В географической лимологии – науке о границах выделяются четыре теоретических подхода, используемых при их изучении (Колосов, Мироненко, 2001).

Историко-картографический подход возник на основе многочисленных конкретных исследований, основанных на принципе историзма сопряженного изучения границ в пространстве и времени. В мире очень немного границ, остававшихся неизменными в течении столетий (между Францией и Испанией, испано-португальская, Швейцарской конфедерации и др.) В прошлом границы не имели четко определенной линии, ее приблизительно определяли оборонные и контрольные пункты (форты, пикеты, крепости, сторожевые башни), расположенные на перекрестках важных дорог, речных переправах, в горных долинах и т.п.) Современная концепция границ сравнительно новая, сформировалась только в ХIХ в. Историко-картографический подход учитывает взаимосвязи режима и функций границы с экономической, политической и военной мощью соседних стран, анализирует влияние государственного устройства и политического режима на конкретную внешнеполитическую деятельность по установлению, охране и обеспечению легитимности государственных границ. Исследователями (Ж. Ансель и др.) было доказана недостижимость «естественных границ» для государства. Представления западноевропейских политических деятелей, о том, что безопасными и устойчивыми могут служить лишь границы, совпадающие с «естественными» природными рубежами (горные хребты, крупные реки), оправдывали экспансионизм и аннексию в отношении более слабых соседних государств. Разновидностью теории «естественных границ» признается обоснование необходимости максимально полного совпадения государственных и этнических границ. На этом принципе фактически основывалось территориально-политическое переустройство Европы после Первой и Второй мировых войн, когда осуществлялись массовые переселения больших этнических групп (немцы, поляки и др.).

Ключевыми методами при историко-картографическом подходе является анализ структуры и тщательное картирование этнического состава и культурных особенностей населения, отраслевой структуры и специализации хозяйства, природных особенностей и состава природных ресурсов по обе стороны разграничительной линии. При этом привлекаются материалы переписей населения, выборов и референдумов, архивные данные о структуре землепользования и землевладений. Однако на практике доверие к таким исследованиям часто подрывает политическая ангажированность, особенно в случае этнотерриториальных конфликтов.

Одним из главных подходов к изучению характера границ является классификационный подход, имеющий не менее длительную историю, чем историко-картографический. В частности, известный британский

политик лорд Керзон, рассматривая морфологию границ, разделяя их на астрономические (проведенные по параллелям и меридианам), математические (по радиусу окружности с центром в каком-либо городе) и референтные (проведенные на определенном расстоянии от географического объекта).

В политической географии разработаны ряд частных классификаций границ:

  • естественно-географическая;

  • морфологическая;

  • генетическая;

  • функциональная.

По естественно-географическим признакам выделяют границы совпадающие с физико-географическими объектами и рубежами (горные хребты, водоразделы, крупные реки). Наиболее ярко выраженные гидрографические границы проходят по Рейну (франко-германская граница), Дунаю (румыно-болгарская, венгеро-словацкая и др.), Меконгу (граница Лаоса и Таиланда), Рио-Гранде (граница США и Мексики), Сенегалу (граница Мавритании и Сенегала) и др. Границы по горным хребтам отделяют Россию от стран Закавказья (Главный Кавказский хребет), проходят по Пиринеям (франко-испанская граница), Андам (граница Чили и Аргентины) и другим горным системам. При кажущейся простоте делимитация и демаркация границ по природным рубежам является часто сложной политической проблемой. В частности, при установлении границ по рекам (ширина и русло которых изменяется на своем протяжении, часто меандрирует) она может устанавливаться по одному из берегов (тогда одна из стран монополизирует речное судоходство, рыбную ловлю), по медиане (средней линии между двумя берегами) или фарватеру – линии, которая соединяет самые глубокие места речного стока. Сложные ситуации при этом возникают если в русле реки находятся острова (например, российско-китайская граница на Амуре). Река Рио-Гранде является границей между США и Мексикой с 1848 г. и проходит по середине русла, или в случае наличия рукавов, по наиболее широкому и глубокому из них. В условиях частых изменений главного русла трактат 1970 г. устанавливает, что в случае естественных изменений русла, вызвавших отделения участка территории менее 250 га или с населением до 100 чел., «потерпевшее» государство имеет право за свой счет вернуть реку в прежнее русло. Если площадь отделенного участка превышает 250 га или количество 100 жителей, то река возвращается в прежнее русло совместными усилиями стран и граница остается неизменной. Всего в мире на границы по природным рубежам приходится около 55 % государственных границ (20, 4 % – по горным системам, 6, 4 % – по водоразделам, 28, 1 % – по рекам).

По морфологическим признакам выделяют границы геометрические, астрономические, прямые и извилистые. Геометрическая граница – это линия между двумя точками, проведенная, невзирая на естественные, этнокультурные и исторические рубежи. Такого типа границы часто встречаются в Северной Америке (граница отделяющая на большем протяжении Аляску от канадской провинции Юкон), Африке (граница Египта и Ливии, Ливии и Чад, Алжира и Мавритании, Мали и Нигера), Центральной Азии (западный участок границы Казахстана и Узбекистана) и др. Границы, проведенные по географическим параллелям или меридианам, называются астрономическими – западный участок границы США и Канады по 49˚ с. ш., египетско-суданская граница по 22˚ с. ш., с меридианом совпадает южный участок границы Намибии и Ботсваны. Всего в Африке около 42 % всех границ астрономические и геометрические, проведенные в колониальную эпоху без учета этнических реалий.

Генетическая (историческая) классификация учитывает характер происхождения границ, длительность их существования, условия возникновения. В соответствии с генезисом границы делятся на субсеквентные и антецедентные, характер которых рассмотрен выше. Большинство европейских границ относится к субсеквентным, антецедентная граница проводилась на западном участке США и Канады, российско-китайская граница на Дальнем Востоке. С учетом исторической ситуации проведения границ они делятся на послевоенные (проведенные по итогам войны на основе международных или двухсторонних договоров – границы Польши после Второй Мировой войны), арбитражные ( определенные по результатам международного арбитража), плебисцитарные (проведенные по результатам плебисцита, когда население проголосовало за вхождение в состав одного из государств – например, германо-датская граница), компенсационные (сложившиеся в итоге обмена территорий между соседними государствами (например, между СССР и Финляндией после Второй Мировой войны).

Для исторически зрелых, «старых» границ характерны ярко выраженные этнические свойства. Этнические и этнокультурные границы разделяют ареалы проживания различных наций, народов и этнокультурных групп. Логика создания национальных государств активно подталкивала страны Европы в ХIХ – ХХ вв. к установлению этнических границ, которые преобладают на этом континенте. Однако, число этнических границ мало даже здесь (норвежско-шведская, германо-голландская, испано-португальская), некоторые государства возникли на стыке этнических ареалов и относятся к многонациональным (Бельгия, Швейцария).

Функциональная классификация делит границы на типы по их основным функциям – барьерные, контактные и фильтрующие. Первая функция отделяет одну страну от другой с помощью границы. Вторая служит сближению стран, способствует трансграничному сотрудничеству, развитию экономических и культурных связей. С помощью третьей страна проводит отбор товаров, людей, культурных ценностей и др. товаров и информации регулируя их потоки на свою территорию и во внешний мир. В первом случае граница выступает как барьер и является закрытой по своему режиму, во втором – она способствует интеграции двух стран, развитию сотрудничества во всех сферах и ее режим носит соединяющий (интеграционный) характер. Граница-фильтр не отличается большой прозрачностью, через нее осуществляется взаимодействие, стороны развивают сотрудничество, но устанавливают на своих границах определенный контроль для минимизации нежелательного внешнего воздействия. Границы играют также важную регулирующую роль по поддержании определенного политического и экономического режима, сохранения стабильности на государственной территории. Несут они и функцию сопоставления, поскольку границы позволяют поддерживать в мировых экономических отношениях элементы конкуренции, сопоставлять издержки, преимущества и выгоды производства в разных странах.

Функциональный подход в изучении границ развивался во второй половине ХХ в. и носил определенные критические черты бесчисленных классификаций, увлечение академизмом в рассмотрении реальных, часто изменяющихся ситуаций. Его представители (Дж. Прескотт, Дж. Хауз) отмечали, что местоположение и характер границы – результат действия многих, в т. ч. и географических факторов. Была предложена модель изучения границы, направленная, с одной стороны, на анализ влияния различных элементов географического ландшафта, на местоположение, делимитацию и демаркацию границы на местности, а с другой – влияние границы на различные элементы культурного ландшафта. При этом внимание фокусируется на проницаемости границы для разных потоков в обе стороны, барьерных функциях границы для развития коммуникаций, формах приграничного взаимодействия на разных уровнях (межгосударственном, приграничных регионов, локальных сообществ). Формы такого сотрудничества, проницаемость границ, соотношение контактной и барьерной функций определяются как генерирующими (первичными) факторами – политико- и экономико-географическое положение, величина и компактность территории, природно-ресурсный потенциал пограничных районов, так и производными – уровнем экономического развития, отраслевой структурой и взаимодополняемостью хозяйства, этноконфессиональной структурой населения и особенностями его социальной психологии.

Географо-политологический подход к изучению государственных границ развивается в политологии и направлен на изучение влияния границ и их стабильности на состояние международных отношений. При этом, однако, взаимосвязь между территорией и населением, природой государства и характером границ не рассматриваются с достаточной глубиной. Феномен государственных границ объясняется только политическими факторами, выступающими как зеркало военной и экономической мощи соседних государств. Практически отсутствовал в первых работах и сопряженный анализ государственных и внутренних политико-административных границ, культурных рубежей как единой системы. В последующем, в условиях расширения интеграционных процессов, границы при данном подходе стали изучаться на наднациональном уровне, с учетом проявления регионального самосознания. Это дало толчок к анализу границ и выделению их типов в зависимости от их соотношения с геополитическими рубежами (границы между «империями», «нормальными» суверенными и «строящимися» государствами и т.п.). При этом новейший опыт показал, что фронтальные границы не исчезли там, где геополитические рубежи совпадают с культурными, этническими и лингвистическими. В новых исторических реалиях расширилось изучение влияния территориальной, (национальной и этнической) идентичности на формирование и функции границ. Главные виды территориальной идентичности (этническая и национально-государственная) могут находиться в гармонии или остром конфликте, от которого зависит система границ. В условиях разнообразия типов этнической идентичности (1/ моноэтнический – с одной этнической группой, 2/ биэтнический (или множественный) с двумя или несколькими группами, 3/ маргинальный – со слабой или нестабильной самоидентификацией, 4/ панэтнический – с сильной идентификацией с большой группой включающей множество этнических групп (восточнославянская, арабская и т.п.). Государственное строительство и границы должно учитывать их динамику и саморазвитие по пути сплочения разных этнических групп и формирования государства всего населения страны. С учетом этих задач географо-политологический подход в определенной мере трансформируется в государственно-политологический с широким рассмотрением экономических рычагов и региональной политики (региональная политология) для сохранения целостности государства и стабильности государственных границ (Туровский, 1999; Колосов, Мироненко, 2001).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]