
2012-1blischenko
.pdf
развитию развивающихся стран. ГАТС предусматривает международное сотрудничество развитых и развивающихся стран в целях повышения уровня развития человечества, что подразумевает принятие правительствами развивающихся стран необходимых законодательных, административных, бюджетных, судебных и других мер для полной реализации прав человека. В условиях развития национального рынка услуг все группы населения развивающихся стран должны иметь равный доступ к основным услугам: к услугам общего пользования, здравоохранения, страхования, образования, к финансовым, транспортным, банковским, телекоммуникационным услугам. Правительства развивающихся стран обязаны обеспечить наличие, приемлемость и пригодность таких услуг своему населению, в особенности малоимущим, уязвимым и маргинализированным группам1. В условиях либерализации торговли услугами развивающиеся страны должны проводить оценки последствий исполнения обязательств в рамках ГАТС, в том числе и обязательств по уважению и защите прав человека. Таким образом, интерпретация положений ГАТС с учетом особенностей реализации прав человека в системе торговли услугами определяет универсальный подход к исследованию права ВТО с точки зрения фундаментального характера прав человека. Реализация ВТО своих целей и задач в мировом экономическом пространстве позволяет наметить тенденцию глобального трансформирования национальных правовых систем, выражающую приоритетность между- народно-правовых норм в осуществлении либерализации торговли услугами и в обеспечении в условиях либерализации основных прав и свобод человека.
1 United Nations Economic and Social Council, Commission on Human Rights, Sub-Commission on the Promotion and Protection of Human Rights, Liberalization of trade in services and human rights, Report of the High Commissioner. June 25, 2002 // UN Doc. E/CN.4/Sub.2/2002/9. URL: http://www.ohchr.org/EN/Issues/Globalization/Pages/ReportsHC.aspx.
371

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Татьяна Германовна Павлова
студентка юридического факультета Российская правовая академия Минюста России
Tatiana211290@yandex.ru
Вдетском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал.
Дети уязвимы и зависимы от взрослых, но у них есть права, которые нуждаются в особой защите1. К сожалению, ни в одном государстве политика социальной защиты несовершеннолетних не входит в число приоритетных интересов правящей элиты. Вопросы удержания власти, развития экономики и политической системы затмевают проблематику обеспечения прав и законных интересов граждан. Элита вынуждена была принимать решения по перераспределению общественного богатства лишь в случае явной угрозы, например, беспрецедентно высокого числа беспризорников (СССР после гражданской войн), кризиса института семьи, угрозы демографической безопасности государства.
ВXIX в. государства начали уделять вниманием вопросам рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовер-
шеннолетних. В 1924 г. была принята Женевская декларация прав ребенка2. В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о де-
1См.: Бастрыкин А. На защите прав несовершеннолетних // Законность.
— 2009. — № 9. — С. 3–7.
2См.: Женевская декларация прав ребенка // Российский бюллетень по правам человека. — 1999. — № 11.
372

тях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей. Окончательно институт защиты прав несовершеннолетних сформировался после Второй мировой войны. С момента создания ООН в 1945 г., дети и защита их прав находятся в центре внимания международного сообщества. Одним их первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН было создание Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ)1. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., отмечается, что дети должны быть объектом заботы и помощи2. В1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, которая оказала значительное влияние на политику и правоприменительную деятельность государств во всем мире. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах3 и Международном пакте о гражданских и политических правах4 1966 г. указывалось на необходимость международно-правовой защиты прав ребенка. Вскоре Декларация прав ребенка перестала отвечать требованиям современного общества. Положение детей постепенно ухудшалось, а Декларация 1959 г. содержала лишь общие, во многом декоративные положения о защите прав детей и не имела обязательной силы. Возникла насущная необходимость в разработке документа, имеющего качество юридической обязательности для ратифицировавших его государств. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка (далее — Конвенция), над которой работала десять лет Комиссия по правам человека. В разработке Конвенции принимали участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи. Конвенцию ратифицировали все государства — члены ООН, кро-
1Официальный сайт Детского фонда Организации Объединенных наций. URL: http://www.unicef.ru/about/world.
2Всеобщая декларация прав человека // Российский бюллетень по правам человека. — 1999. — № 11.
3См.: Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // ВВС СССР. — 1976. —
№ 17 (1831).
4См.: Международный пакт о гражданских и политических правах (НьюЙорк, 19 декабря 1966 г.) // Библиотечка Российской газеты. — 1999. —
№ 22–23.
373

ме США и Сомали. Однако при ратификации 69 стран представили свои заявления и оговорки к Конвенции1.
Конвенция определила новый правовой статус ребенка. Из полностью бесправного существа, принадлежащего всецело своим родителям, ребенок превратился в полноценного субъекта общественных и правовых отношений, а эти отношения стали частью государственной политики. Под государственной политикой в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних понимается система экономических, организационных, административных, правовых мер, осуществляемых государством как политическим институтом2.
По нашему мнению, идеальная система защиты прав ребенка должна быть основана на создании условий государством, должна обеспечиваться действующим законодательством, программными политическими документами. Политика государства в отношении защиты прав и интересов детей должна учитывать нормы Конвенции. Согласно этому международному договору права ребенка тесно увязаны с обязанностью государства обеспечивать своим гражданам эффективное соблюдение норм политического и социального порядка3. Однако в условиях рыночной экономики государственная политика смещается от решения нравственных и социальных проблем к задачам экономическим.
Российская Федерация — одно из первых государств, ратифицировавших Конвенцию без оговорок и замечаний4. Дети в Российской Федерации — одна из самых незащищенных групп населения. Слабо развитая система органов и учреждений, способных выявить и оперативно отреагировать на сложившуюся конфликтную ситуацию, решить проблему ребенка максимально быстрым и
1Официальный сайт Детского фонда Организации Объединенных Наций. URL: http://www.unicef.ru/about/world.
2См.: Чапурко Т.М. Государственная политика в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних в транзитивном обществе. — Краснодар, 2008. — С. 7–15.
3См.: Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости СНД и ВС СССР. — 1990. — № 45. — Ст. 955.
4Там же.
374

безболезненным путем в рамках правовых предписаний. Государственные организации, защищающие несовершеннолетних, были созданы в советские годы и практически не реформировались или реформировались недостаточно на протяжении десятилетий, поэтому давно перестали соответствовать требованиям современной жизни. Между тем, экономически развитые страны, осуществляют свою деятельность по защите прав и интересов ребенка на основе принципов интеграции и координации деятельности всех министерств и ведомств, имеющих отношение к указанной проблематике. Речь идет не только о координации деятельности государственных структур по властной горизонтали, но и об эффективном межведомственном взаимодействии по вертикали. В развитых странах рассматривают проблемы связанные с детством как междисциплинарные и межведомственные1.
Для полного обеспечения защиты прав ребенка Комитет по правам ребенка ООН, рекомендует государствам создать специализированные структуры, занимающиеся правами детей. Еще до принятия Конвенции в различных странах действовал институт детского омбудсмена. Первый такой институт был создан в Норвегии в 1981 г. Детский омбудсман самостоятельно определяет методы и задачи своей деятельности и имеет гарантированный доступ ко всем документам, имеющимся в распоряжении властей, и институтов, занимающихся правами детей и т.д.
За десять лет своего существования, до принятия Конвенции ООН, Норвежский омбудсмен по правам ребенка стал образцом защитника прав ребенка, который был воспринят в других государствах, хотя модели деятельности Уполномоченного по правам ребенка довольно разнообразны. В Конвенции прямо не предусмотрено создание институтов Уполномоченных по правам ребенка. Комитет по защите прав ребенка ООН в своих предписаниях к ежегодным докладам стран-участниц Конвенции, рекомендует создавать такой институт в государствах. Опыт регулирования, в том числе международно-правовой, а так же принципы деятельно-
1 См.: Чапурко Т.М. Становление социально-правовой защиты интересов несовершеннолетних. — Краснодар: Кубанский социально-экономический институт, 2004. — С. 5–10.
375
сти детских омбудсменов разных государств имеют существенное значение для всех государств, в том числе и для Российской Федерации.
Анализируя международный опыт в сфере защиты прав и интересов детей можно сделать вывод, что политика государства в формировании системы защиты подрастающих граждан складывается из: обмена опытом между странами по вопросам данной проблематики; экономической и демографической ситуации в государстве; национальных традиций; уровня культуры и общественного сознания.
Безусловно, к имеющемуся на сегодняшний день уровню социальной защиты несовершеннолетних экономически развитые страны шли не одно десятилетие. Однако, как показывает практика, и в этих странах по-прежнему существуют проблемы. В последние годы во всем мире усиливаются проявления подросткового вандализма, детской жестокости по отношению к сверстникам и взрослым, а также количество преступлений совершенных несовершеннолетними.
Таким образом, проблема поиска механизмов совершенствования и развития социальных институтов по защите прав и интересов детей остается актуальной как в развитых странах, так и в странах третьего мира. Политическое обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних должна основываться на разработке теоретической составляющей данной проблематики, на накопленных знаниях и анализе практики разных стран в решении соответствующих проблем.
376
ЮВЕНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Татьяна Михайловна Воронина
аспирантка юридического факультета Российский университет дружбы народов
Обеспечение и защита прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Даже для демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.
Одной из форм защиты прав ребенка является обеспечение правосудия по делам несовершеннолетних. Данный вид правосудия получил название «ювенальной юстиции». Она имеет довольно длительную историю. Уже в римском праве, более поздних правовых актах Средневековья и законодательстве ряда Европейских стран XVIII–XIX вв. предпринимались попытки защитить права несовершеннолетних и оградить их от жестокой кары за совершенное противоправное деяние. В Дигестах императора Юстиниана (VI в. н.э.), в книге четвертой, есть титул IV, озаглавленный «О лицах, не достигших 25 лет». В п. 1 титула приводится выска-
377

зывание Доминиция Ульпиана (жил примерно в 170–228 гг.), римского юриста, префекта-претория: «Следуя естественной справедливости, претор установил этот эдикт, путем которого он предоставил защиту юным, так как всем известно, что у лиц этого возраста рассудительность является шаткой и непрочной и подвержена возможностям многих обманов; этим эдиктом претор обещал и помощь и защиту против обмана...»1. В титуле IV есть еще несколько пунктов, где подробно рассматриваются разные случаи совершения этими лицами сделок и указывается, когда им должна быть оказана защита, а когда нет.
В Средневековой Европе проблема защиты прав ребенка в различных отраслях права практически не дискутировалась. Дети несли такую же ответственность, как и взрослые, и в отношении них могли применяться практически все виды уголовных наказаний. Отсутствие специальной правовой защиты несовершеннолетних наблюдается в законах многих стран до конца XIX в. Действующие законы устанавливали равную для детей и взрослых ответственность и наказание, одинаковую для всех лиц, представших перед судом, судебную процедуру2.
Классическая модель ювенальной юстиции сформировалась в конце XIX — начале ХХ в. в противовес карательному способу реагирования на правонарушения несовершеннолетних. Фактором, побудившим развитие ювенальной юстиции, стал небывалый рост преступности несовершеннолетних в конце XIX в.
Затрагивая данный вопрос на современном этапе, более справедливо говорить не о ювенальной юстиции, а о ювенальной системе, поскольку данное понятие заключает в себе не только отдельную систему судопроизводства для несовершеннолетних, но и совокупность идей, концепций социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, а также совокупность государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолет-
1Дигесты Юстиниана: Избр. фрагменты. — М., 1984. — С. 89.
2См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Учеб. пособие для студентов юридических высших образовательных учреждений. — М.: Фонд НАН, 2000. — С. 176.
378

них преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребенка. Это можно увидеть в существующих моделях ювенальных систем. Для определения содержания данного понятия необходимо обратиться кэтим моделям.
Следует отметить, что в настоящий момент существуют три модели ювенальной юстиции, а именно: англо-американская, континентальная и скандинавская. Все эти модели построены на основных принципах и рекомендациях, содержащихся в международных документах, касающихся правосудия для несовершеннолетних.
Основные положения, регламентирующие правосудие по делам несовершеннолетних, содержатся в таких международноправовых документах, как:
–Конвенция о правах ребенка 1989 г. (далее — Конвенция), которая к концу 1997 г. была ратифицирована всеми странами, за исключением Соединенных Штатов Америки и Сомали;
–Минимальные стандартные правила Организации Объеди-
ненных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г.1;
–Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.2;
–Руководящие принципы Организации Объединенных Наций
для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990 г.3;
1Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершенно-
летних (Пекинские правила) 1985 г. URL: http://www.un.org/ru/ /documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml.
2Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г. URL: http://www.unodc.org/pdf/criminall_justice/Compendium_UN_Standards_and _Norms_CP_and_CJ_Russian.pdf.
3Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990 г. URL: http://www.un.org/ /ru/documents/decl_conv/conventions/juveniles_deinquency_prevention.shtml.
379

Конвенция готовилась почти одновременно с тремя другими вышеназванными документами, не обладающими обязательной силой, поэтому она отразила те же основные принципы и придала дополнительный вес многим нормам, содержавшимся в этих руководствах и правилах1.
Особый интерес для изучения вопроса ювенальной юстиции представляют Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г. Этот документ является одной из основных деклараций ООН, направленных на защиту несовершеннолетних в области судопроизводства и исполнения наказаний. Пекинские правила устанавливают общие положения наступления уголовной ответственности для несовершеннолетнего (минимальный возраст, особый статус несовершеннолетнего, его права). В них также определены основные принципы обращения с несовершеннолетним на этапе задержания, предварительного заключения и во время судопроизводства. В документ включены руководящие принципы вынесения решений и выборе мер воздействия в отношении несовершеннолетнего. Данный документ сформулирован таким образом, что содержащиеся в нем правила и принципы могут применяться к различным правовым системам и в то же время устанавливать некоторые минимальные стандарты в обращении с несовершеннолетними правонарушителями при любом существующем определении несовершеннолетнего и при любой системе обращения с несовершеннолетним правонарушителем. К таким принципам относятся:
1.Законодательное закрепление органов ювенальной юстиции
ирегламентация их работы.
Статья 2.3 Пекинских правил говорит о том, что «…в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит от-
1 См.: Исмаилов Б.И. Правовые основы системы ювенальной юстиции: Учеб. пособие. — Ташкент, 2002. — С. 231.
380