Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_1doc.DOC
Скачиваний:
522
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.5 Mб
Скачать

Описание города Волыни

II, XXII. За землей лютичей, которые также называются вильцами, находится Одра, самая многоводная река славян­ской земли. Там, где Одра впадает в Скифское море, лежит знаменитейший город Волынь, отличный порт, посещаемый греками и варварами, живущими вокруг. О славе этого го­рода, о котором много всего рассказывают, а часто и неправ­доподобное, необходимо поведать кое-что достойное внима­ния. Волынь – самый большой из всех городов Европы. В нем живут славяне вместе с другими народами, греками и варва­рами. Даже и прибывающие туда саксы получают равные права с местными жителями, если только, оставаясь там, не выставляют напоказ своей христианской веры. Все в этом го­роде еще преданы губительным языческим обрядам. Что же касается нравов и гостеприимства, то нельзя найти народа бо­лее честного и радушного. В этом городе, полном товарами всех народов, ничто не представляется роскошным или ред­ким. Там имеются и вулкановы сосуды [?], которые местные жители называют «греческим огнем», о подобных же писал и Солин...

Из Волыни за короткий срок на гребном судне добира­ются до города Дымина, который лежит недалеко от устья реки Пены [там поблизости] живут и руяне; откуда до обла­сти Семландии, принадлежащей пруссам, расстояние такое, что из Гамбурга или же от реки Лабы в семь дней достигают Волыни, путешествуя сухим путем; если же хочешь ехать морем, то нужно в Шлезвиге или Старграде сесть на корабль, также попадешь в Волынь. Пустившись на парусах из Во­лыни, на четырнадцатый день прибудешь в Новгород, который лежит на Руси, где столица Киев, соперница Константино­польского скипетра, краса и слава Греции1.

1 В данном случае автор подразумевает под «Грецией» все те страны, которые исповедовали христианство по греческому обряду.

Adam Bremensis, Gesta Hammaburgensis t’cclesiae pontificum, Hannover und Leipzig, 1917, p. 75–79, 244–245, 79 – 80. Цит. по «Хрестоматии по истории средних веков», т. Д, M., 1953, стр. 37–39.

24. Из «Хроники» Титмара Мерзебургского

«Хроника» Титмара, епископа Мерзебургского (ум. в 1018 г.), осо­бенно ее последние четыре книги, рассказывающие главным образом о событиях в восточной Германии и славянских землях во время правления Генриха II (до сентября 1018 г.), является важным источ­ником при изучении истории и культуры балтийских славян. Епархия Титмара охватывала славянские земли, сам епископ вступал в не­посредственные сношения со славянами, понимал славянский язык и многое из описываемого в «Хронике» видел лично.

VI, 23. Есть в земле ратарей некий город, по имени Радигощ, он треугольной формы и имеет трое ворот; со всех сто­рон его окружает большой лес, неприкосновенный и священ­ный в глазах местных жителей. Двое ворот города открыты для всех приходящих; третьи, самые малые и обращенные на восток, ведут к морю, лежащему поблизости и на вид ужас­ному. У этих ворот не стоит ничего, кроме искусно построен­ного из дерева храма, в котором опорные столбы заменены рогами различных зверей. Стены его извне, как всякий мо­жет видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей раз­личных богов и богинь; а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, кото­рого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич. Здесь находятся и боевые знамена, которые выно­сятся из храма только в случае войны и поручаются пешим воинам.

VI, 24. Для тщательного охранения этой святыни жителями поставлены особые жрецы, которые только одни остаются сидеть, когда все прочие стоят, в то время, как совершаются жертвоприношения и умилостивляются боги. С таинственным бормотанием они начинают яростно раскапывать землю, чтобы по выброшенным жребиям узнать исход сомнительного предприятия. Кончив это, они прикрывают жребий зеленым дерном и с молитвой ведут коня, почитаемого за священного, через воткнутые в землю крест-накрест копья, и этим гада­нием при помощи священного коня они ищут подтверждения выброшенным жребиям, по которым сперва что-нибудь уже разузнали. И если в том и другом случае окажется одинако­вое предзнаменование, замышляемое дело приводится в ис­полнение, а если нет, то народ с печалью отказывается от задуманного предприятия. Верящие издавна различным заблуждениям, они считают, что если им угрожает продол­жительная и жестокая война, то из упомянутого моря вы­ходит огромный кабан с белыми и блестящими клыками, и многие видят, как он катается по болоту, сопровождае­мый страшными сотрясениями земли.

VI. 25. Сколько в той стране областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почи­тают неверные; но среди них упомянутый город пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачным, чествуют его со­ответствующими дарами; а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивляется кровью людей и животных.

Всеми этими племенами, которые вместе называются люти­чами, не управляет один отдельный властитель. Рассуждая на сходке о своих нуждах, они единогласно все соглашаются относительно того, что следует сделать; а если кто из них противоречит принятому решению, то того бьют палками, а если он и вне собрания открыто противится постановлению, то либо имущество его предается огню и разграблению, либо он уплачивает в собрании определенную сумму денег, сооб­разную с его состоянием. Сами вероломные и непостоянные, от других они требуют постоянства и великой верности. Заклю­чая мир, они отрезают прядь волос с головы, смешивают во­лосы с травой и подают правую руку. К нарушению мира их легко склонить даже и деньгами. Эти-то воины, некогда быв­шие нашими рабами, а затем из-за наших грехов ставшие свободными, отправляются в сопровождении своих богов по­могать королю.

Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon, Berlin, [1956], p. 266–270. Цит. по «Хрестоматии по истории средних веков», т. 1, M., 1953, стр. 39 – 40.

25. Из «Жизнеописаний Отгона Бамбергского»

Оттон, епископ Бамбергский, совершил в 1124 – 1127 гг. две по­ездки в страну поморян. Подробное описание этих путешествий со­хранилось в «Жизнеописаниях Оттона Бамбергского», которые были, составлены по рассказам участников миссии Оттона и дошли до нас в трех вариантах. Самым значительным из них является «Диалог об Оттоне, епископе Бамбергском», написанный Гербордом около 1158 – 1159 гг. Эти «Жизнеописания» не только важнейшие источники для внутренней истории балтийских славян, их быта, нравов, полити­ческих учреждений и хозяйственного строя, но интереснейший доку­мент, свидетельствующий о взаимоотношениях поморян с другими славянскими народами.

Земля поморских славян

II, 41. Изобилие рыбы в море, реках, озерах и прудах на­столько велико, что кажется прямо невероятно. На один де­нарий можно купить целый воз свежих сельдей, которые на­столько хороши, что если бы я стал рассказывать все, что знаю о их запахе и толщине, то рисковал бы быть обвинен­ным в чревоугодии. По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло, овечье молоко, ба­ранье и козье сало, мед, пшеница, конопля, мак, всякого рода овощи и фруктовые деревья, и будь там еще виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы при­нять эту страну за обетованную, до того в ней много плодо­вых деревьев. Но епископ не хотел, чтобы виноград отсутство­вал в этой стране, и поэтому во второй свой приезд привез с собой полную кадку саженцев и велел их высадить в землю, чтобы по крайней мере было вино для причащения.

Местность же и товарищество среди них таковы, что они, совершенно не зная ни кражи, ни обмана, не запирают своих сундуков и ящиков. Мы там не видели ни замка, ни ключа, а сами [жители] были очень удивлены, заметив, что вьючные ящики и сундуки епископа запирались на замок. Платья свои, деньги и разные драгоценности они содержат в покрытых ча­нах и бочках, не боясь никакого обмана, потому что они его не испытывали. И что удивительно, их стол никогда не стоит пустым, никогда не остается без яств; каждый отец семейства имеет отдельную избу, чистую и нарядную, предназначен­ную только для еды. Здесь всегда стоит стол с различными напитками и яствами, который никогда не пустует: кончается одно – тотчас же несут другое. Ни мышей, ни мышат туда не допускают. Блюда, ожидающие участников трапезы, по­крыты наичистейшей скатертью. В какое время кто ни захо­тел бы поесть, гость ли, домочадцы ли, они идут к столу, на котором все уже готово.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]