Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

НАВ № 2 - 1999

.pdf
Скачиваний:
31
Добавлен:
27.05.2015
Размер:
15.42 Mб
Скачать

Археологические исследования в Волго-Донском междуречье

121

Ðèñ. 10

122

А.Н. Дьяченко, Э. Мейб, А.С. Скрипкин, В.М. Клепиков

Ðèñ. 11

Археологические исследования в Волго-Донском междуречье

123

Ðèñ. 12

124

А.Н. Дьяченко, Э. Мейб, А.С. Скрипкин, В.М. Клепиков

Ðèñ. 13

Археологические исследования в Волго-Донском междуречье

125

Ðèñ. 14

126

А.Н. Дьяченко, Э. Мейб, А.С. Скрипкин, В.М. Клепиков

Ðèñ. 15

Нижневолжский археологический вестник

Âûï. 2, 1999

ПОГРЕБЕНИЯ НА БЕРЕГУ ОЗЕРА ЧЕЛКАР В ЗАПАДНОМ КАЗАХСТАНЕ

Б.Ф. Железчиков, Г.А.Кушаев

Âтечение 1969—1971 гг. на территории Западного Казахстана работала археологи- ческая экспедиция под руководством Г.А. Кушаева и Б.Ф. Железчикова. К сожалению, Г.А. Кушаев скоропостижно скон- чался и интереснейший археологический материал оказался не опубликован. Поэтому один из руководителей взял на себя смелость представить материал в соавторстве, хотя при жизни Г.А. Кушаева их разделяли неоднозначные подходы к решению ряда на- учных проблем археологии Западного Казахстана. Поэтому в данной статье соавторство распространяется на описание погребений, а за интерпретационную часть несет ответственность Б.Ф. Железчиков.

Плато Сынтас располагается в 75 км к юго-востоку от г. Уральска на берегу озера Челкар. Оно вытянуто с севера на юг на 10— 11 км и возвышается над ровной поверхностью на 50—65 м. Сынтас является очередным соляным купольным поднятием, характерным для глинистой полупустыни Северного Прикаспия, таким же, как Малое и Большое Богдо, Гора Сасай и другие. Растительность Сынтаса представлена на 80 % черной полынью. По краю плато разбросаны компактные группы курганов, разделенные на 5 могильников, и отдельно стоящий курган (рис. 1). В 1968—1969 гг. были раскопаны 4 кургана в могильнике Челкар-III, материалы раскопок которых опубликованы (Мошкова М.Г., Кушаев Г.А., 1973, с. 258— 267). В данной работе публикуется материал раскопок 1970—1971 гг.

Челкар-III, курган 15. Диаметр по линии Ñ-Þ 16,6 м, по линии Ç-Â 13,8 м, высота 0,6 м. Курган расположен на вершине всхолмления, на южном краю плато. Под дерновым слоем в южной, частично в северной половине насыпи обнаружена вымостка из камней диаметром 0,8—10 см. Камни образовывали как бы прямоугольно-квад- ратное сооружение. Определить, была ли это «рубашка» из камней или сооружение подквадратной формы, не представляется возможным, поскольку насыпь повреждена бульдозером и шурфом (рис. 2, 1).

Âюго-западном секторе насыпи под

дерновым слоем в 4,2 м от условного центра на запад обнаружен обломок фаланги кисти руки человека. В 4,5 м на юго-запад лежали два обломка трубчатой кости овцы.

Погребение 1. В 2 м от центра на севе- ро-восток обнаружено впускное погребение ребенка 1,5—2 лет под небольшим скоплением камней. От скелета остались обломки черепа, кости рук и ног, отдельные ребра. Ориентировка скелета северо-западная. Рядом с останками скелета стоял горшок с широким устьем с отогнутым венчиком, по которому нанесены косые насечки. Тулово ко дну сходит на конус. Дно плоское, горшок ручной лепки серого цвета. Высота его 14 см (рис. 2, 3).

Погребение 2. Располагалось в могильной яме подквадратной формы, ориентированной по линии С-Ю с незначительными отклонениями к западу и востоку. Размеры ее 2,4 ½ 2,4 м, глубина 0,43 м от погребенной поверхности. Сверху яма имела деревянное перекрытие. В ней обнаружено парное захоронение (рис. 2, 2).

Восточный костяк — мужской — лежал на спине, вытянуто, ориентированный головой на юг. Кости рук вытянуты, правая кисть лежала на бедренной кости. В ногах лежали ребра коровы. Поперек правой бедренной кости, у кисти руки, найдены обломки железного кинжала или ножа, форма не восстанавливается (рис. 2, 7). У правой ключицы лежали 4 бронзовых наконеч- ника стрел, а вдоль левой руки еще 54 (рис. 3), и железная пряжка с неподвижным язычком (рис. 2, 8). У левой ключицы найдена костяная бусина или ворворка (рис. 2, 9). В северо-восточном углу стоял лепной горшок. Высота его 25 см. Верхняя часть тулова орнаментирована. Внешняя поверхность тем- но-серого цвета (рис. 2, 5). Рядом с сосудом лежала керамическая дисковидная бусина (рис. 2, 10).

Западный костяк — женский — лежал параллельно мужскому, но ориентирован головой на север. В головах, ногах и слева от погребенной лежали кости ног, таза, ребра овцы.

В юго-западном углу стоял лепной ке-

© Б.Ф. Железчиков, Г.А. Кушаев, 1999

128

Б.Ф. Железчиков, Г.А. Кушаев

рамический горшок светло-коричневого цвета. Высота его 21 см (рис. 2, 4). У левого локтя лежало дисковидное бронзовое зеркало с приподнятым краем, диаметр его 12 см (рис. 2, 6).

Âногах найдены мелкие обломки бусины из голубого стекла, ими, по-видимо- му, украшалась обувь. Форма не восстанавливается.

Челкар-V, курган 4. Диаметр 11 м, высота 0,36 м. В насыпи обнаружены кости че- ловека (фаланги пальцев руки, позвонок, обломок черепа), но все они от единственного погребения и перемещены грызунами. Насыпь земляная. Могильная яма подквадратной формы с округлыми углами находилась в центре кургана. Длина ее с запада на восток 2,7 м, ширина с юга на север 2,2 м, глубина 0,4 м от погребенной поверхности (рис. 4, 1).

Сверху яма была перекрыта продольными плоскими деревянными плахами. На дне найдено тройное захоронение: мужчи- ны, женщины и ребенка (рис. 4, 2).

Мужчина и женщина лежали смещенно к западной стенке на спине, вытянуто и ориентированные головой к югу. У женского костяка кости ног перекрещены в коленях.

Справа от черепа мужского костяка на овальном деревянном блюде лежали часть позвоночника и ребра барана.

Рядом с блюдом найдены в сочленении кости передней ноги с лопаткой барана. У правой кисти стоял лепной круглодонный горшок черного цвета. Верхняя часть орнаментирована. В тесте присутствует тальк. Высота его 19 см (рис. 4, 5). Правее сосуда, воткнутым в дно могилы, стоял железный меч в деревянных ножнах. Он имел массивную рукоять без навершия и перекрестия. Длина его около 70 см (рис. 4, 4).

У женского костяка справа у лицевой части черепа лежал бронзовый трехгранный наконечник стрелы со скрытой втулкой (рис. 4, 3). Поперек лучевой кости правой руки и рядом с нею лежали дробленые кости ноги барана, в ногах — лопатка барана и лепной круглодонный горшок с тальком в тесте. Высота его 12 см (рис. 4, 6).

Âсеверо-западном углу могилы в ногах женского костяка на невысоком приступке располагались остатки детского костяка, ориентированного к юго-западу. В головах стоял лепной круглодонный горшок с орнаментом по горловине. Высота его 10,4 см (рис. 4, 7).

Отдельный курган. Располагался на северной оконечности плато, вдали от других могильных групп. Диаметр 12 м, высота 0,3 м (рис. 5, 1).

Исследовано 2 погребения. Погребение 1. Находилось северо-вос-

точнее центра на уровне древнего горизонта. Погребенный лежал на спине, вытянуто, ориентированный головой к югу. В непосредственной близости от него, но выше по уровню найдены кости ноги барана и обломок каменного (песчаник) жертвенного столика. Он имел овальную форму с невысоким бортиком и низкую круглую ножку (рис. 5, 5).

Погребение 2. Могильная яма найдена в центре кургана, имела подквадратную форму и ориентирована углами по сторонам света. Длина ее по линии СЗ-ЮВ 2,83 м, по линии СВ-ЮЗ 2,24 м, глубина 1,35 м от погребенной поверхности. В засыпи ямы следов дерева не найдено, но вдоль юго-вос- точной и северо-западной стенок лежали деревянные плахи. На дне обнаружено парное захоронение женщин (рис. 5, 2).

Восточный костяк лежал на спине, ориентированный головой к юго-востоку. Кости рук согнуты в локтях, но кости таза и ног лежали слева от рук погребенной и в головах в анатомическом порядке. Может быть, мы встретились с фактом ритуального расчленения трупа.

Ниже правой кисти найдены ребра и позвонки барана. Рядом — остатки железного ножа. На запястьях обеих рук были браслеты из железного стержня с несомкнутыми концами, диаметром 10 см (рис. 5, 6). На шее найдено ожерелье из 37 бусин из темно-синего, белого и голубого стекла. 18 из них имеют глазчатый орнамент в виде полос разного цвета: коричневого, зеленого, черного, красного, желтого, голубого, а 17 — белые, неорнаментированные (рис. 5, 8).

Вдоль восточной стенки, ближе к СВ углу, в четырех обломках лежал жертвенный столик. Он имел квадратную форму с сильно округленными углами, невысокий бортик, округлое дно и четыре круглых невысоких ножки. Его размеры 27 ½ 22 см, высота 6 см. (рис. 5, 7). Дно столика окрашено красной краской.

Между частями столика и стенкой лежали 3 глазчатые стеклянные бусины.

В северо-восточном углу найдено бронзовое зеркало с широким приподнятым краем и длинной плоской ручкой. Диаметр диска

Погребения на берегу озера Челкар в Западном Казахстане

129

16 см, длина ручки 10 см (рис. 5, 3). Рядом

ных захоронений колеблется от 6,9 до 21,4 %

с зеркалом лежали две раковины griffea,

(Статистическая обработка¾ 1997, табл. 1,

крупные куски мела, охры, кусочки голу-

ñ. 77).

бой и зеленой краски.

Наиболее ранними являются погребе-

Левее этих находок обнаружены пес-

ния в отдельном кургане. Только южная ори-

чаниковая плита трапециевидной формы с

ентировка костяков перестала быть хроно-

заполированной одной поверхностью и ка-

логическим ориентиром. Более четкую дату

менный пест.

дают бронзовые зеркала и жертвенные сто-

Под плитой найдено разбитое на две

лики. Наиболее близким аналогом после-

части бронзовое зеркало в виде плоского

дним является жертвенник из кургана (1896

диска с длинной ручкой. Диаметр его

г.) у х. Крыловский (Смирнов К.Ф., 1964,

12,5 см, длина ручки 8,2 см (рис. 5, 4). Ðÿ-

рис. 15.1.Д), который датируется V в. до н. э.

дом с плитой лежала кость ноги барана.

Очень близкой по форме челкарскому зер-

Западный костяк лежал на спине, вы-

калу является находка в кургане 7, урочища

тянуто, ориентированный к юго-востоку.

Бис-Оба, которая также относится к V в. до

Кости левой руки чуть отставлены от туло-

н. э. (Граков Б.Н., 1947, с. 107). Учитывая

вища. Кости ног вытянуты параллельно друг

южную ориентировку костяков в отдельном

другу и отставлены влево по отношению к

кургане, следует отметить, что район озера

позвоночнику. На запястье левой руки най-

Челкар не следует исключать из числа тер-

ден железный браслет, аналогичный уже

риторий, где шел процесс накопления но-

найденным (рис. 5, 6).

вых черт культуры, которую принято назы-

Челкар-III, курган 13. Во время рас-

вать раннесарматской (Таиров А.Д., 1998,

копок в 1970 году были намечены планы на

ñ. 92).

1971 год, в том числе раскопки кургана 13.

Так как в данном захоронении встре-

Но в связи со строительством карьера по

чено два женских костяка, с жертвенником,

добыче щебня к новому сезону курган был

ископаемыми раковинами, краской, зерка-

разрушен.

лами, каменными плитами и пестом, я так-

Удалось установить, что диаметр кур-

же не воздержусь от отнесения данного по-

гана был 9 м, высота 0,4 м. Насыпь состояла

гребения к социально значимым, может

из земли и щебня. Могильная яма имела

быть жреческим, вслед за Б.Н. Граковым и

прямоугольную форму и ориентирована по

К.Ф. Смирновым (Граков Б.Н., 1947; Смир-

линии С-Ю. Размеры ее: длина 2,1 м, ши-

нов К.Ф., 1984, с. 20—22). В последнее вре-

рина 0,8 м, глубина 0,4 м от погребенной

мя активизировал работу по «научной реа-

поверхности. Погребение полностью разру-

билитации» М.И. Ростовцева В.Ю. Зуев. Дан-

шено. Встречались кости человека. При за-

ное интересное направление деятельности

чистке дна обнаружен ряд вещей из позо-

молодого ученого не вызывает возражения.

лоченной бронзы:

Но его форма ведения дискуссий далека от

1. Фигурка барса (рис. 6, 1, 1à).

научной. Отстаивая правоту одного, он в

2. Перекрестие и оконечник ножен кин-

неприличных выражениях зачеркивает зас-

æàëà (ðèñ. 6, 4, 4à, 5, 5à).

луги других, прежде всего вклад Б.Н. Грако-

3. Накладка, наконечники, перекрест-

ва. В одной из работ он утверждает, что ка-

ные бляхи для поясного набора (рис. 6, 2, 3,

менные столики в погребениях являются

6—11, 2à, 3à, 6à—11à, 12—15).

элементами косметических наборов (Зуев

Таким образом, за исключением раз-

В.Ю., 1996, с. 6; Зуев В.Ю., Ильина Ю.И.,

рушенного погребения в кургане 13, Чел-

1997, с. 8). В статьях приводятся аргументы в

кар-III, все остальные относятся к раннему

пользу не ритуального, а практического ис-

железному веку.

пользования каменных столиков. Но это пока

Что объединяет все челкарские захо-

вопрос научной дискуссии, так как не ме-

ронения в ямах V—IV вв. до н. э., как в дан-

нее веско о специфическом назначении ка-

ной публикации, так и в предыдущей (Мош-

менных блюд писал и К.Ф. Смирнов (Смир-

кова М.Г., Кушаев Г.А., 1973, с. 250—266),

нов К.Ф., 1984, с. 20—23). Объективность по-

так это то, что все они коллективные и

кидает В.Ю. Зуева в трех случаях: когда он

включают от 2 до 3 костяков. По данному

пишет о тех, кого любит (М.И. Ростовцев),

признаку они очень выделяются среди по-

кого не любит (Б.Н. Граков) и перед кем

добных захоронений Южного Приуралья и

заискивает. Речь в последнем случае идет о

Нижнего Поволжья, где процент коллектив-

восторженных оценках работ итальянских

130

Б.Ф. Железчиков, Г.А. Кушаев

коллег: «Последние исследования итальянских ученых, проанализировавших большую выборку погребальных памятников данного региона (Южное Приуралье и Нижнее Поволжье. — Á. Æ.), поставили также под сомнение и традиционные выводы о ярко выраженном положении женщины в обществе так называемых «савроматов» и в их погребальном обряде, что подорвало археологи- ческуюбазу исторических рассуждений о матрилинейной основе обществ кочевников» (Зуев В.Ю., 1996, с. 6). Но, во-первых, итальянские ученые никакого открытия не сделали, а во-вторых, хотелось бы посоветовать В.Ю. Зуеву почаще читать отечественную литературу, где давно снят вопрос о женоуправляемости савроматов (Смирнов А.П., 1971) и отмечается только «значительная роль женщины в общественной жизни савроматов, массагетов и исседонов» (Смирнов К.Ф., 1989, с. 169). Но сделано это в уважительной форме по отношению к Б.Н. Гракову.

Погребение 2 в кургане 15 и захоронение в кургане 4 относятся кIV в. до н. э. и аналогичны ранее опубликованным комплексам кургана 6 (Мошкова М.Г., Кушаев Г.А., 1973, с. 262) и тем дополняют относительно небольшую группу погребений IV в. до н. э. Определенный интерес представляет меч из кургана 4. К сожалению, навершие не сохранилось, но по своей форме он аналоги- чен новокумакскому (Мошкова М.Г., 1971, с. 39, рис. 6, 4) и мечу из могильника Алеба- строво-II (Железчиков Б.Ф., 1998, рис. 34.14). Такие же мечи известны в Поволжье (Старица) и на Дону (Сладковка). Более всего мечи подобного типа были распространены на Северном Кавказе. Может быть, эта находка свидетельствует о связях населения обоих регионов еще до массовой миграции сарматов на запад.

Впускное погребение 1 в кургане и вещи из разрушенного кургана, скорее всего, относятся к очень редким в Приуралье захоронениям средневековых кочевников VII—VIII вв. К сожалению, прямых аналогов не найдено, но по орнаментации вен- чика сосуда из погребения 1 эта находка очень напоминает сосуды древнехакасской культуры чаатас, тем более что детей там хоронили под каменной наброской, на спине в вытянутом положении, головой чаще на запад (Кызласов Л.Р., 1981, с. 47, рис. 28.25).

Прямых аналогий нет, но по стилистике к сибирским древностям относятся и вещи из разрушенного кургана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Граков Б.Н. 1947. Пережитки матриархата у сарматов // ВДИ. ¹ 3.

Железчиков Б.Ф. 1998. Археологические памятники Уральской области. Волгоград.

Зуев В.Ю. 1996. Научный миф о «савроматских жрицах». СПб.

ЗуевВ.Ю., Ильина Ю.И.1997.Скифский косметический столик из Ольвии. СПб.

Кызласов Л.Р. 1981. Древнехакасская культура чаатас VI—IX вв. // Степи Евразии вэпоху средневековья.М.

Мошкова М.Г. 1971. Сарматские погребенияНовокумакского могильника близг. Орска // МИА. ¹ 153.

Мошкова М.Г., Кушаев Г.А. 1973. Сарматские памятники Западного Казахстана / /Проблемы археологии Урала и Сибири.М.

Смирнов А.П. 1971. К вопросу о матриархате у савроматов // Проблемы скифской археологии // МИА. ¹ 177. М.

Смирнов К.Ф. 1964. Савроматы. М. Смирнов К.Ф. 1984. Сарматы и утвер-

ждение их политического господства в Скифии.М.

Смирнов К.Ф. 1989. Савроматы и сарматы в Волго-Донском междуречье // Степи европейской части СССР в скифо-сарматс- кое время. М.

Статистическая обработка погребальных памятниковАзиатской Сарматии.Вып.II. Раннесарматская культура. М. 1997.

Таиров А.Д. 1998. Генезис раннесарматской культуры Южного Урала // Археологи- ческие памятники Оренбуржья. Оренбург.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Рис. 1. Схема расположения могильников Челкар на плато Сынтас.

Рис. 2. Челкар-III, кург. 15: 1 — общий план кургана; 2 — ïëàí ïîãð. 2; 3 — горшок из погр. 1; 4—10 — инвентарь из погр. 2; 4—5 — керамика; 6 — бронзовое зеркало; 7 — обломки железного кинжала; 8 — железная пряжка; 9 — костяная обойма (наконечник стрелы?); 10 — керамическая бусина.

Рис. 3. Бронзовые наконечники стрел из погр. 2, кург. 15.

Ðèñ. 4. 1 — общий план кургана; 2 — план погребения; 3 — бронзовый наконеч- ник стрелы; 4 — железный меч; 5—7 — керамика.