Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Максимова Патопсихол.doc
Скачиваний:
484
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
4.27 Mб
Скачать

11.2.3. Альтернирующее воспитание. Неконгруэнтность в общении

Эмоциональная недоступность родителей, отсутствие нежных, теплых взаимоотношений с ними, необходимость подавлять свои чувства и скрывать собственные пережива­ния, усугубляется еще и тем, что в алкогольных семьях до­минирует альтернирующее воспитание в сочетании с не­конгруэнтностью в общении.

Непостоянство, непредсказуемость и хаос, царящие в семье, обусловливают отсутствие четких ограничений для ребенка. Детям трудно усвоить, как надо себя вести, по­скольку их поступки оцениваются не объективно, а под на­строение родителей, которое, в свою очередь, зависит от состояния алкогольных проблем. Например, отец, когда трезв, внимателен к сыну, что-то мастерит вместе с ним, чинит ему велосипед... Испытывая чувство вины за свое пьян­ство, отец в трезвый промежуток даже излишне снисходи­телен: разрешает прогулять школу, не ругает за «двойки», покупает конфеты. Однако, напившись, отец становится агрессивным, он с руганью прогоняет сына, который по­просил ему объяснить задачку, может избить его за «двой­ку», за прогул уроков либо разбить тот же велосипед за то, что сын заступился за мать. Мама тоже бывает разной: иног­да веселой, приветливой, все разрешает, а чаще напряжен­ная, встревоженная, заплаканная, либо раздраженная и злая — тогда лучше к ней не подходить и вообще на глаза не попадаться.

345

Противоречивое поведение может содержаться даже в одном действии. Это бывает в случаях неконгруэнтного об­щения, т. е. когда слова не соответствуют интонации, дви­жениям и другим средствам невербальной коммуникации. Например, ребенок со слезами прибежал к матери с жало­бой на отца: «Ну что я плохого сделал, почему он накричал на меня?» — «Не плачь, ты хороший, уходи отсюда, иди погуляй во дворе», — отвечает мать, делая отталкивающие движения руками. Такое смешанное сообщение (mixed message), т. е. информация, несущая двойной смысл, ставит ребенка в тупик. Если бы мама прижала его к себе, расспро­сила, как было дело, разобралась вместе с ним в ситуации, объяснила, что к чему, а затем утешила, ободрила, сын чувствовал бы себя защищенным, любимым, нужным маме. Но когда она одновременно как бы утешает, но в то же . время отталкивает, гонит от себя, ребенок не знает, какой части ее сообщения верить. Он начинает думать, что мать на самом деле не любит его, что он ей в тягость и он никому не нужен.

Размытость, нечеткость границ, определяющих поведе­ние ребенка, отсутствие традиций, норм и правил в семье, противоречивое отношение родителей — все это лишает ребенка твердой психологической почвы, стабильности, нравственных ориентиров поведения. Постоянное ощуще­ние запутанности, разъединения с самыми близкими людь­ми, незащищенности лишает ребенка надежного фундамен­та, опираясь на который можно научиться познавать себя, принимать свободные решения, учиться преодолевать труд­ности.

11.2.4, Недостаток внимания к ребенку

В семье, отягощенной алкогольной зависимостью, ребе­нок постоянно ощущает недостаток внимания к себе. Дей­ствительно, мать, поглощенная мыслями о пьянстве мужа, отдающая всю свою энергию на сокрытие секрета семьи, на решение финансовых проблем, на хозяйственные домаш­ние дела, редко имеет время и силы заняться ребенком. В лучшем случае, она следит за гем, чтобы сын или дочь были сыты, одеты, учили уроки, но ей некогда вникать в их проблемы, заняться вместе с детьми чем-то интерес-

346

ным, пойти с ними на прогулку, поиграть, повеселиться, просто посидеть и поговорить. В худшем случае, отсутствие заботы и внимания к ребенку становится стилем воспита­ния. Тогда вместо поддержки и доброжелательного интере­са к себе со стороны родителей дети встречают либо раз­дражение, гнев («Ты все делаешь не так!»), либо равно­душное, незаинтересованное отношение («Хватит, иди отсюда, ты мне надоел»). Всё это порождает у ребенка ощу­щение своей ненужности, он чувствует себя отвергаемым, нежеланным. У многих детей появляется навязчивый страх быть брошенным.

Страстное желание чувствовать заботу о себе, любовь родителей, оставаясь неудовлетворенным, порождает душев­ную ущербность ребенка. Маленькие дети часто начинают думать, что это они явились причиной всех бед в семье. Ста­новясь старше, ребенок рассуждает примерно так: «Если бы не я, маме не пришлось бы столько работать, она не была бы такой усталой и измученной. Она вообще могла бы ра­зойтись с отцом и жить себе сама, хорошо и спокойно, ведь сколько раз она говорила папе, что терпит все это ради се­мьи, чтобы у ребенка был отец». Так появляется чувство вины, неловкости за свое существование вообще. Дети мо­гут испытывать вину как за пьянство отца, так и за двой­ственность своих чувств к нему — за смешанность любви и ненависти.

Пытаясь как-то найти выход из ситуации, ребенок дума­ет: «Если бы я лучше учился, хорошо себя вел, то мама с папой меньше ругались бы между собой, тогда папа, навер­но, перестал бы пить и все было бы хорошо». Некоторые дети, действительно, начинают изо всех сил стараться за­служить похвалу родителей. Они хорошо учатся, выполняют работу по хозяйству, заботятся о себе и о младших братьях и сестрах. По сути, такой ребенок берет на себя не свойствен­ные его возрасту функции взрослого человека. Однако, видя, что все это никак не влияет на алкоголизм отца и даже не вызывает искренней признательности со стороны матери, ребенок испытывает горькое чувство крушения надежд. На самом деле, мать очень рада, что ребенок растет хорошим, она благодарна ему, но не умеет прямо и открыто выразить свои чувства — похвалить, обнять, поцеловать, — ведь ее

347

чувства «заморожены». Наоборот, свыкшись с тем, что в ее жизни все плохо, она начинает указывать на недостатки в работе сына или дочери. Ребенок же чувствует себя раздав­ленным, опустошенным и ничтожным. Дети, с которыми обращаются так, будто они «ничто», начинают и сами себя воспринимать также. Ведь ребенок относится к себе так, как относятся к нему его близкие ему люди. Укоренившее­ся в сознании чувство вины, хроническая неудовлетворен­ность психологических (а то и материальных) потребнос­тей, ощущение заброшенности, стыд за своего отца, кото­рый ребенок переносит на себя, — все это создает условия для формирования заниженной самооценки, неприятия образа «Я».

Сходство социальной ситуации развития ребенка в се­мье, отягощенной алкогольной зависимостью, еще не оп­ределяет единообразие личностных особенностей таких де­тей. Несмотря на то, что все дети подвергаются влиянию указанных выше воздействий со стороны родителей, они реагируют на это по-разному. В зависимости от типа не­рвной системы, от индивидуальных особенностей, харак­тера, способностей у детей формируется различный стиль поведения.