Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2 семестр 4.1.с / гумер классика соц / Харчева Валентина Геннадьевна - Основы социологии. Учебник.doc
Скачиваний:
163
Добавлен:
17.05.2015
Размер:
1.43 Mб
Скачать

4. 4. Парадигма социальных дефиниций

Основным элементом парадигмы социальных дефиниций являются не сами социальные факты, а тот способ, посредством которого они определяются. Если люди определяют факты как реальные, то они будут реальными и по их последствиям, которые отражаются в результатах действия. В отличие от бихевиористской концепции «стимул – реакция» социальное поведение людей строится в соответствии с их оценкой или пониманием социальной реальности. Отсюда следует, что основное понятие этой парадигмы – «значение».

Парадигма социальных дефиниций также имеет различные направления. В частности, она выражена в символическом интеракционизме и этнометодологии. Наиболее авторитетной в парадигме социальных дефиниций является теория социального действия, основы которой заложены в трудах Макса Вебера, а позд

111

нее Т. Парсонса. Символический интеракционизм (взаимодействие) сосредотачивает свое внимание на анализе социальных взаимодействий в основном в их символическом значении, особенно с точки зрения языка. Основоположником данного социологического направления является Дж. Г. Мид (1863-1931). Однако в этом направлении выделяют две школы: Чикагскую (Блумер, Стросс, Шибутани) и Айовскую (Кун, Партленд).

Основная категория символического интеракционизма «значение», которым обладает все, к чему прикасается человек, т. е. вся действительность, весь практический мир человека. Люди определяют свое отношение к объектам на основе «значений».

Сторонники этой концепции считают, что социальное действие надо анализировать с точки зрения человека, деятеля в соответствии с его личными оценками и толкованиями. Как и другие научные школы, интеракционисты действуют на основе гипотезы о том, что общие понятия (дефиниции), ценности и нормы возникают из процесса взаимодействия людей, служат для регулирования и освоения людьми социального мира и взаимодействия в нем людей. Большое внимание отводят интеракционисты условиям, при которых возникают различные (ясные и неясные) понятия, ценности и нормы. Этот анализ позволяет им постичь факт возникновения и становления различных социальных организаций. Однако внутри школы интеракционистов существуют некоторые различия. Для Чикагской школы характерен интерес к процессуальному взаимодействию, к моменту становления социальных вещей и явлений; для Айовской – изучение стабильных, «ставших» структур.

Наиболее важным постулатом символического интеракционизма является процесс социальных взаимодействий, в результате которого люди вырабатывают различные представления о социальном мире, в котором они живут. Когда социальный мир изменяется, меняются и представления о нем. Например, в процессе исторического развития цивилизации представления людей о социальных функциях семьи существенно изменились. Так, развитие образования вытеснило такую функцию семьи, как профессиональная подготовка молодежи к труду, а коллективная собственность на средства производства (при социализме) – экономическую функцию социального института.

Концепция социального действия занимает особое место в парадигме социальных дефиниций, но с точки зрения не са

112

мих действий, а отражающей их системы понятий. Идущая от Т. Парсонса, эта концепция развивает такую понятийную систему, которая отражает подсистемные черты личности, культуры и общества. По мнению Парсонса, все многообразие человеческой деятельности может быть представлено в виде понятий основных систем: культурной, социальной, личностной и поведенческого организма.

Среда функционирования действия системы имеет две границы: верхнюю и нижнюю. Нижнюю границу представляют физико-органические явления природы, а также анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме самого индивида. Верхнюю границу среды представляет «предельная реальность», под которой Т. Парсонс понимает совокупность значений и символов, определяющих отношение общества к экзистенциальным проблемам – рождению, смерти, страданиям и т. д. Эти уровни находятся во взаимосвязи, которую Парсонс называет иерархией кибернетического контроля. При этом нижний уровень является базовым для верхнего, так как обеспечивает ему необходимые ресурсы и условия для нормального функционирования: поддержание ценностного образца системы, интеграцию, достижение цели системы и адаптацию.

Эти основополагающие требования, по мнению Т. Парсонса, составляют содержание деятельности культуры, социальной системы, личности и организма. Из этих идей вытекает стратегия Парсонса в решении проблем социального порядка. Нормативное взаимодействие возникает между индивидами, разделяющими общие символы, организованными в определенную систему, имеющую целеполагание. Отсюда следует, что изолированный индивид есть невозможный социальный факт, точно так же, как невозможно и неупорядоченное социальное действие.

Важным направлением парадигмы социальных дефиниций является и этнометодология, основной постулат которой исходят из того, что, вступая во взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие. Такое представление формируется на основании знания норм и требований общего целого (общества) в отличие от норм и требований рационального суждения человека. Поэтому черты рациональности должны быть выявлены в самом поведении [4. 6].

Основателем этнометодологии был американский социолог феноменологической ориентации Г. Гарфинкель, выпустивший

113

в 1967 г. книгу «Исследования по этнометодологии». Этнометодология базируется на четырех допущениях: во-первых, отождествлении социального взаимодействия с речевой коммуникацией; во-вторых, отождествлении исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого – собеседника; в-третьих, выделении двух слоев в интерпретации – понимания и разговора; в-четвертых, отождествлении структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Исходя из этих допущений этнометодологи считают необходимым строить социологическое исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого, так как полагают, что коммуникация между людьми обладает более существенной информацией, чем та, которая выражена вербально, потому что имеется неявное, фоновое знание, подразумевающее смыслы, молчаливо принимаемые участниками коммуникативного процесса.

Социокультурная реальность рассматривается этнометодологами как поток неповторимых, уникальных ситуаций, возникающих в процессе коммуникаций. С помощью языковых выражений человек преодолевает эту уникальность и, исходя из своего опыта и знаний, унифицирует и классифицирует ее. При этом этнометодологи весьма широко понимают «язык» человеческого общения, подразумевая под ним не только словесные выражения, во и язык жестов, выразительных движений, ритуал и даже молчание. Так как социальную реальность можно конструировать, то она, по мнению этнометодологов, обладает лишь видимостью объективности, квазиобъективностью, мнимой эмпирической фактуальностью и предметностью. Поэтому не случайно реальность распадается на множество различных ситуаций и событий.

Важность этнометодологии заключается в том, что она изучает феномены, которым раньше почти не уделялось внимания. В пределах интеллектуальных границ традиционных теоретических направлений этнометодологи занимаются созданием теории общих и абстрактных построений, связанных с верифицируемыми исследовательскими данными изучаемого феномена. Одной из проблем построения теории в этнометодологии является интерпретационная природа человеческих взаимодействий. В условиях усложнения социального мира эта теоретическая парадигма, на наш взгляд, имеет большие научнопрактические перспективы, в том числе и в России.

114