Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Seminar_05_MP_Otvetstvennost / C_Основная_литература / Лукашук_МП_Особ_Часть_2005_Ответ_373-416.pdf
Скачиваний:
35
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
4.26 Mб
Скачать

число радиолокационных станций. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО одним для каждой из сторон. Ограничение ПРО имело важное значение, так как уменьшало способность потенциального агрессора противостоять ответному удару. Тем не менее США в 2001 г. денонсировали Договор по ПРО. Ведутся российскоDамериканские переговоры по урегулированию вопросов, возникших в связи с денонсацией.

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических баллистических ракет. Было также ограничено число баллистических ракет на подводных лодках до 950 для СССР и до 710 для США. Срок действия Соглашения — пять лет. Однако в 1977 г. стороны заявили, что они будут и впредь соблюдать Соглашение.

Обратить внимание на это обстоятельство следует потому, что судьба подписанного в 1979 г. Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВD2) остается неясной. Как в США, так и в России имеются силы, ставящие под вопрос его целесообразность, несмотря на то что Конгресс США ратифицировал Договор ОСВD2 в январе 1996 г. Между тем Договор выгоден как США, так и России. Поддержание стратегических ракет не только в боевом, но и просто в безопасном состоянии требует больших материальных и людских ресурсов, которые не под силу нашей стране. Любое уменьшение этих ресурсов грозит непредвиденными последствиями для страны расположения ракет.

В1987 г. в результате встречи на высшем уровне между СССР и США был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (Договор о РСМД). Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений. Предусмотрены жесткие меры контроля, включая инспекцию на территории друг друга. Снимая значительное бремя вооружений, Договор о РСМД не нарушает стратегического равновесия и является вкладом в упрочение международной безопасности.

Вмарте 2002 г. в результате встречи президентов России и США был подписан новый Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов1.

Обычное вооружение. Сокращение обычных вооружений только начинает осуществляться, и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 г.2 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных, но не морских сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции.

§ 11. Контроль за разоружением

Контроль является необходимым элементом разоружения. В этой сфере, связанной с интересами безопасности, без достаточно надежного контроля трудно рассчитывать на успех. Комиссия ООН по разоружению в 1988 г. заявила, что эффективный контроль — важнейший элемент любого соглашения по разоружению. Вспомним, что заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах3 стало возможным лишь после создания национальных технических средств надежного контроля за ядерными взрывами в других государствах.

Национальный контроль играет важную роль в сфере разоружения. Он имеет два аспекта. Первый состоит в создании нормативной базы, обеспечивающей выполнение международных норм в области разоружения и деятельность национальных и международных контрольных органов. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду содержит по этому поводу следующее положение: «Каждое государство — участник Конвенции обязуется принять любые меры, которые оно сочтет необходимыми в соответствии со своими конституционными процедурами, по запрещению и предотвращению любой деятельности, противоречащей положениям настоящей Конвенции, под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было».

Второй аспект состоит в использовании технических средств контроля за деятельностью вне пределов государственной территории. Другие государства должны уважать право на национальный контроль и не препятствовать его осуществлению. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности между СССР и США содержит обязательство не чинить препятствий техническим средствам контроля.

Существенная роль принадлежит обмену информацией о состоянии вооружений и мерах по их ограничению. Более действенной формой являются взаимные инспекции на местах. Широкое использование такого рода инспекций предусмотрено Документом Стокгольмской конференции по мерам укрепления доверия и безопасности и разоружения в Европе 1986 г. Каждый участник вправе проводить инспекцию на территории другого участника в зоне применения мер по укреплению доверия и безопасности.

Большинство договоров в области разоружения предусматривают создание своих систем контроля. Так, Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.1 предусматривает

создание станций, способных установить факт ядерного взрыва силой свыше 1 тыс. тонн в тротиловом эквиваленте, где бы он ни был произведен.

Для осуществления контроля некоторые договоры предусматривают учреждение международных организаций. На основе Конвенции о запрещении химического оружия2 действует Организация по запрещению химического оружия.

После ратификации в 1997 г. этой Конвенции Россия представила Организации первоначальные сведения о запасах химического оружия и объектах по его производству. В 1998 г. в Россию прибыла группа инспекторов Организации для обследования складов химического оружия в Приволжском военном округе.

Особое место в системе контроля занимает Договор по открытому небу 1992 г.1 Его цель — содействовать большей открытости в военной деятельности сторон, а также упрочению безопасности через меры укрепления доверия и безопасности. Договор установил режим открытого неба для проведения наблюдательных полетов государствамиDучастниками над территориями других государствDучастников. Для наблюдения за выполнением Договора по открытому небу учреждена Консультативная комиссия по открытому небу, состоящая из государств — участников Договора.

Существенную роль в осуществлении контроля могли бы играть международные организации, но пока она довольно скромна, хотя и нельзя недооценивать значение обсуждения вопросов выполнения международных обязательств в области разоружения на международных форумах, предания гласности случаев нарушения и осуждения совершивших их государств. Значительна роль смешанных комиссий участников двусторонних соглашений. Создание такой комиссии предусмотрено, например, Договором о подземных ядерных взрывах в мирных целях между СССР и США2.

Контроль должен осуществляться в рамках международного права. Он является не самоцелью, а элементом разоружения и потому должен быть соразмерным, не выходить за пределы необходимого, не превращаться в инструмент вмешательства в дела государств.

§ 12. Меры укрепления доверия

Меры укрепления доверия — сравнительно новый элемент системы безопасности. Его задача — предупреждение ухудшения отношений в результате взаимного непонимания, создание уверенности в отсутствии угрозы безопасности. Первыми международноDправовыми актами в наше время по данному вопросу можно считать Соглашения между СССР и США о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны (1971 г.) и о предотвращении ядерной войны (1973 г.). Стороны обязались предотвращать возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений. В случае появления риска возникновения гдеDлибо ядерного конфликта стороны немедленно приступают к взаимным консультациям.

Само понятие «меры укрепления доверия» было введено в оборот Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Он предусмотрел уведомление о военной деятельности, наблюдение за ней. Подробные положения по этому вопросу содержит Документ Стокгольмской конференции СБСЕ 1986 г. Они касаются заблаговременного уведомления о военной деятельности, проводимой на определенном уровне (учения, маневры), приглашения наблюдателей на такие виды деятельности, обмена ежегодными планами этой деятельности. Вопрос о мерах укрепления доверия обсуждался и на следующих встречах ОБСЕ.

Меры доверия разрабатывались и Генеральной Ассамблеей ООН. Заключительный документ первой специальной сессии по разоружению 1978 г. подчеркнул связь разоружения с доверием: для содействия процессу разоружения необходимо укреплять доверие между государствами. Доверие содействует разоружению, а разоружение повышает доверие. В дальнейшем Генеральная Ассамблея приняла ряд резолюций о мерах доверия.

§ 13. Механизм подготовки актов о разоружении

Как уже говорилось, главная роль в рассмотрении вопросов разоружения отведена Уставом ООН Генеральной Ассамблее, которая весьма активна в этой области. В последние годы она ежегодно принимала свыше 60 резолюций по различным аспектам разоружения. С 1978 г. Первый комитет Генеральной Ассамблеи, куда входят представители всех государствDчленов, занят исключительно разоружением и связанными с ним вопросами. Результаты представляются Генеральной Ассамблее в качестве проектов ее резолюций. Комитет рассматривает такие вопросы, как предотвращение ядерной войны, всеобъемлющее запрещение испытаний, замораживание ядерных вооружений, сокращение военных бюджетов и др.

Вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи является Комиссия по разоружению ООН. Она обсуждает вопросы всеобъемлющей программы разоружения, ядерного разоружения, взаимосвязи между разоружением и развитием, разоружения в области обычных вооружений, принципы мер доверия, вопросы контроля. Проблемой разоружения занимаются и такие комитеты Генеральной Ассамблеи, как Специальный комитет для всемирной конференции по разоружению, Специальный комитет по Индийскому океану и ряд исследовательских групп экспертов.

Важным форумом является Конференция по разоружению, учрежденная Генеральной Ассамблеей ООН как «единый многосторонний форум переговоров» и сменившая Комитет по разоружению. Она — единственный многосторонний орган международного сообщества в области разоружения вне рамок ООН. В состав Конференции входят 40 государств, включая все ядерные державы. Состав участников дает возможность реально решать проблемы разоружения. Сессии Конференции продолжаются около шести месяцев ежегодно, т.е. это практически постоянно действующий орган.

Конференция по разоружению рассматривает следующие вопросы: запрещение ядерных испытаний; прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение; предотвращение ядерной войны; химическое оружие; предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве; гарантии для государств, не обладающих ядерным оружием; новые виды оружия массового уничтожения; радиологическое оружие и всеобъемлющая программа разоружения.

Из сказанного видно, что международное сообщество прилагает значительные усилия для стимулирования процесса разоружения как важнейшей гарантии безопасности. Создано значительное количество как общих принципов, так и конкретных норм. Важную роль играют многочисленные резолюции международных органов и организаций. Особенно показательна деятельность ОБСЕ в рассматриваемой области. Создан многоплановый механизм переговоров. Может показаться, что этот механизм излишне громоздок, а его элементы дублируют друг друга. Кроме того, его деятельность сводится в основном к обсуждению и принятию рекомендаций и лишь частично отражается в нормах международного права. Следует, однако, учитывать сложность проблем и трудность достижения по ним соглашения. В процессе обсуждения формируется общеприемлемая концепция разоружения, а также воплощающие ее цели, принципы, правила. Все это существенно облегчает последующую подготовку международноDправовых актов. Не говоря уже о том, что принимаемые резолюции сами по себе воздействуют на поведение государств, на применение норм международного права.

Механизм функционирования права международной безопасности действительно весьма сложен, но тем не менее он оправдывается грандиозностью, жизненно важным значением стоящих перед ним задач. Оценивая его деятельность, достаточно оглянуться на пройденный за последние десятилетия путь. Несмотря на исключительно непростые международные условия, достигнуто международноD правовое и политическое урегулирование целого ряда сложнейших проблем, таких как создание глобальной системы безопасности, запрещение испытаний ядерного оружия и его нераспространение, демилитаризация космоса, запрещение наиболее опасных видов оружия, начато сокращение обычных вооружений и т.д. Все это неоспоримые свидетельства нарастающей эффективности права международной безопасности.

Литература

Всеобъемлющая система международной безопасности и международное право. М., 1987.

Денисов В.Н. Правовые аспекты разоружения в ракетно?ядерную эру. Киев, 1990.

Договор между РФ и США о сокращении стратегических наступательных потенциалов // РГ. 2002. 25 мая. Международно?правовые проблемы контроля за ограничением вооружений и разоружением. М., 1989. Международное право и международная безопасность. Диалог советских и американских экспертов. М., 1991.

Осипов Г.А. Международно?правовой режим нераспространения ядерного оружия. М., 1987.

Петровский В.Ф. Безопасность в ядерно?космическую эру. М., 1985.

Скакунов Э.И. Международно?правовые гарантии безопасности государств. М., 1983.

Собакин В.К. Равная безопасность: принцип равенства и одинаковой безопасности в современных

международных отношениях. М., 1984.

Хартия европейской безопасности // Независимая газета. 1999. 23 ноября.

1См. работы О.В. Богданова, Э.С. Кривчиковой, С.А. Малинина, В.Ф. Петровского, Э.И. Скакунова, В.К. Собакина, Г.И. Тупкина.

1International Law. UNESCO. P. 710.

1 См.: Резолюция, принятая 29Dй сессией Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974 г. 2 Конвенция об определении агрессии, заключена в г. Лондоне 4 июля 1933 г.

1 См.: Михеев Ю.Я. Применение принудительных мер по Уставу ООН. М., 1967.

2 См.: Кривчикова Э.С. Вооруженные силы ООН (международноDправовые вопросы). М., 1965; Семенов В.С. Вооруженные силы ООН. М., 1976.

3 См.: Скакунов Э.И. Самооборона в международном праве. М., 1973.

1См.: Карташкин В.А. Право человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 72.

1Международный суд ООН не счел военные действия США правомерной самообороной на том основании, что «дипломатическое право само предусматривает необходимые средства защиты» (ICJ. Reports. 1980. P. 38). Тем не менее Суд не высказал отрицательного мнения о праве на вооруженную защиту своих граждан в случае необходимости. Не высказано оно и

врешении по делу «Никарагуа против США». Однако дух этого решения скорее отрицает, нежели признает применение вооруженной силы для спасения своих граждан.

2 Franck T. Is Collective Security Through the UN Still Feasible // Finnish YIL. 1998. The Hague, 2000. P. 38.

1Конвенция принята в г. НьюDЙорке 9 декабря 1994 г., вступила в силу 15 января 1999 г., Россия ратифицировала Конвенцию, которая вступила в силу для нее 25 июля 2001 г.

1РГ. 1995. 30 июня.

1Североатлантический пакт, заключен в г. Вашингтоне 4 апреля 1949 г., вступил в силу 24 августа 1949 г., Россия не участвует.

1Известия. 2002. 29 мая.

1БМД. 1995. №10. Членами Совета являются Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан не подписал решения о концепции.

1БМД. 1996. №6. Решение Совета о Концепции не подписали Азербайджан, Казахстан, Украина.

1Заключено в г. Киеве 20 марта 1992 г., Россия ратифицировала.

1См.: Богданов О.В. Всеобщее и полное разоружение. М., 1964.

1Договор не вступил в силу, Россия ратифицировала.

1См.: Прусаков Ю.М. Безъядерные зоны. Ростов н/Д, 1982; Тузмухамедов Б.Р. Зоны мира. М., 1986; Давыдов В.Ф. Безъядерные зоны и международная безопасность. М., 1988.

1См.: РГ. 2002. 25 мая.

2 Договор вступил в силу для России 9 ноября 1992 г.

3 Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (г. Москва, 5 июля 1963 г.).

1 Договор не вступил в силу, ратифицирован Россией.

2 Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, заключена в г. Париже 13 января 1993 г., вступила в силу 29 апреля 1997 г., ратифицирована Россией, вступила в силу для России 5 декабря 1997 г.

1 Ратифицирован Россией в 2001 г. (БМД. 2002. №4).

2 Договор подписан в г. Москве, Вашингтоне 25 мая 1976 г., ратифицирован СССР, вступил в силу 11 декабря 1990 г.