Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Практика Турция 2.docx
Скачиваний:
40
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
109.95 Кб
Скачать
      1. Разные постановления

Ст. 113. В случаях проявления фактов или признаков, за­ставляющих предвидеть волнения на каком-нибудь пункте территории империи, императорское правительство имеет право объявить в этом пункте осадное положение. Последствия осад­ного положения состоят в временном прекращении действия гражданских законов. Способ управления местностями, под­верженными осадному положению, будет установлен особым законом. Его величеству султану принадлежит исключитель­ное право изгонять из пределов территории империи тех лиц, которые, на основании сведений, заслуживающих доверия и собранных полицейским управлением, будут признаны нанося­щими ущерб безопасности государства.

Убичини А., Куртейль П. Современное состояние Оттоманской империи. СПб. 1877. С.214-234.

1 Текст дан в переводе 1877 года, поэтому оставлено принятое в то время название империи - Оттоманская, а подданных - оттоманы.

2 Хатт - акт, подписанный султаном, рескрипт.

3 Инвеститура - юридический акт введения в права.

4 Шейх-уль-ислам - высший мусульманский авторитет в Османской империи.

5 Ирадэ - повеление султана.

6i Берат - разрешение на осуществление практики.

7 Шери - шариат, мусульманское право.

Письмо Мидхата-паши султануАбдул-Хамиду после принятия конституции

                  1. Извлечения

1877 Г.

Я питаю глубокое уважение к особе Вашего Величества. Но, согласно закону и шариату, я должен воздержаться от по­виновения Вашим приказаниям всякий раз, когда они не соот­ветствуют интересам нации. Я страшусь голоса моей совести, перед которой я твердо обязался действовать так, как этого требует спасение и благоденствие моего Отечества. Вот уже девять дней, как вы уклоняетесь от исполнения моих просьб. Вы отказываетесь согласиться на законы, необходимые для счастья страны, без которых вся наша деятельность остается бесплодной. В то время как ваши министры прилагают все старания, чтобы восстановить здание правления, я могу ска­зать, что Ваше Величество работает над его разрушением.

Стамбулов В. Намык Кемаль. М., 1935. С.240-241.

Мемуары английского юриста о заседаниях в парламенте

1877 Г.

    1. Извлечения

Многие из депутатов... были действительно способными людьми, жаждущими и надеющимися на национальный про­гресс. Конечно, традиций парламентского правления не было и многие из речей производили комичный эффект, но общий тон был серьезным и деловым. Искренность депутатов, их ясное осознание нужд страны были действительно впечатляющими.

Существование злоупотреблений было, большей частью, откровением для самих депутатов. Посланец Иерусалима или Салоник или других отдаленных мест, говорил о своих городах так, как будто это было что-то выдающееся по части корруп­ции. Дискуссии показали нам, посторонним людям, так же, как и самим их участникам, что управление всем этим госу­дарством требовало радикальнейших реформ. Депутаты затра­гивали такие серьезные проблемы, что это встревожило па­шей.<...>

Председателем палаты депутатов был некий Ахмед Вефик, он был моим соседом, и я его хорошо знал. Он был послом во Франции, любимцем Наполеона III и считал себя весьма высо­ко стоящим по уровню образования и интеллекту над массой остальных депутатов. Но как председатель палаты он был до забавного деспотичен. Со своего председательского места он все время прерывал депутатов, твердя, что они ничего не смыс­лят в том, о чем говорят... Сараджли, мулла в белом тюрбане, который что-то довольно скучно говорил в довольно унылой манере, был внезапно одернут громоподобным выкриком пред­седателя: - «Заткнись ты, осел!»

Тем не менее, несмотря на многие недостатки и незнание парламентской процедуры, попытка вести законодательную работу была честной. Она была прекращена Абдул-Хамидом внезапно, хотя уже вначале он дал нам образчик того, как бы

он хотел управлять. Однажды, проходили дебаты, в ходе кото­рых двум министрам депутаты предъявили некоторые обвине­ния, на эти обвинения должны были быть даны объяснения. На следующее утро мы узнали, что всех депутатов выпроводи­ли за ночь в те округа, которые они представляли.

Forty years in Constantinoplee by Edwin Pears (1783-1915). N.Y. 1916.P.57-58 (перевод О.Барсуковой).